Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-570/2024 (2-7090/2023;) ~ М-5190/2023 от 17.08.2023

Дело 2-570/2024

УИД 65RS0001-01-2023-007467-91

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 марта 2024 года                                           город Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Ли Э.В.,

при секретаре судебного заседания Панковой М.А.,

с участием истца ФИО, представителя ответчика ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО к Публичному акционерному обществ «Ростелеком» о возложении обязанности осуществить перенос волоконно-оптической линии связи за пределы земельного участка, привести земельный участок в первоначальное положение,

у с т а н о в и л:

17 августа 2023 года истец ФИО обратился в суд с данным исковым заявлением к ответчику к публичному акционерному обществ «Ростелеком» (далее – ПАО «Ростелеком»), указав следующие обстоятельства. 27 апреля 2023 года истцом по договору купли-продажи приобретен земельный участок, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , расположенный по <адрес>, вид разрешенного использования – ведение садоводства, код . Объект недвижимости приобретал для размещения дома, ведения садоводства и огородничества, руководствовался данными общедоступного сервиса «Публичная кадастровая карта», где данные о наличии обременений и красных линий отсутствуют, на участок до совершения сделки не выезжал. По данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) сведения об ограничении прав и обременении объекта недвижимости не зарегистрированы. При оформлении документов на технологическое присоединение впервые выехал на местность, при осмотре земельного участка обнаружил столб с табличкой, информировавшей об установлении охранной зоны с указанием телефона и адреса организации. Согласно сообщению посредством телефонной связи и ответу ПАО «Ростелеком» от 23 июня 2023 года узнал, что по земельному участку проходит волоконно-оптическая линия связи (далее – ВОЛС), ее перенос возможен по соглашению сторон в денежной форме либо заказчиком за свой счет на основании технических условий, выдаваемых организацией связи, при этом ссылки на правоустанавливающий документ отсутствуют, как и не представлены такие документы при повторном обращении. В мае 2023 года истцом направлен запрос в администрацию Анивского городского округа на выдачу градостроительного плана, который утвержден постановлением от 12 мая 2023 года , в пункте 5 которого «Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий» указано, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории: четвертая, пятая, шестая подзона приаэродромной территории аэродрома <адрес>) и в границах земельного участка созданы объекты трубопроводной системы проекта <данные изъяты>», тогда как про линию связи, как ограничения в использовании земельного участка, информация отсутствует. По сообщениям администрации муниципального образования «Анивский городской округ» линия связи в реестре муниципального имущества не состоит, земельные участки для строительства ВОЛС не предоставлялись. Из ответа Управления Росреестра по Сахалинской области следует об осуществлении специалистами выезда на земельный участок, обнаружении таблички и истребовании у ПАО «Ростелеком» правоустанавливающих документов, которые на дату ответа не поступили. 27 июня 2023 года специалистом ПАО «Ростелеком» при осмотре земельного участка установлено о прохождении с севера на юг линии связи, которая делит участок на две части. По собственным расчетам длина кабеля составляет 24 метра по прямой линии, что с учетом охранной зоны (по 2 метра с каждой стороны) составит площадь занимаемой зоны по участку 96 м? или 13% земельного участка. Учитывая, что документы, подтверждающие право пользования земельным участком под линией связи и право собственности на ВОЛС, у ответчика отсутствуют, тогда как в соответствии с утвержденными Правилами охраны линий связи и сооружений связи РФ на трассах кабельных и воздушных линий устанавливаются охранные зоны с особыми условиями, наличие которых создает препятствия в пользовании земельным участком, ФИО просит суд возложить обязанность на ПАО «Ростелеком» осуществить перенос ВОЛС за пределы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, а также в течение четырех месяцев с момента вступления решения в законную силу привести земельный участок в первоначальное положение, восстановить нарушенный прокладкой кабеля почвенный слой земельного участка.

Протокольным определением суда от 03 октября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено <данные изъяты>

Протокольным определением суда от 13 марта 20224 года <данные изъяты>» освобожден от участия в деле в качестве третьего лица.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал по изложенным в исковом заявлении основаниям, пояснил, что кабель проходит посередине участка, наличие линии связи мешает возведению строений, в том числе жилого дома, согласно виду разрешенного использования, при этом запрещено применение механизированной техники, в связи с чем, заявлены требования о переносе кабеля в целях реализации права собственности. Также указал на отсутствие у ответчика правоустанавливающих документов на прокладку кабеля и доказательств выдачи разрешений на строительство.

Представитель ответчика ФИО, действующий на основании доверенности, по исковым требованиям возражал по изложенным в отзыве основаниям, пояснил, что линия связи строилась в 2005-2008 годы совместно с Сахалинэнерго по укладке газопровода от пгт. <адрес>, от каждой трубы монтировались отводы, в том числе, отвод до <адрес>. Данный кабель отведен от магистрального кабеля до <данные изъяты>», является рабочим, через него оказываются услуги связи местному населению. В рамках соглашения <данные изъяты>» прокладывал ВОЛС. Данная линия связи не относится к недвижимому имуществу. Земельным кодексом Российской Федерации порядок постановки данной линии на кадастровый учет не определен. Работы по переносу кабеля за пределы земельного участка истца являются существенными, при этом проведением земляных работ будут затронуты права смежных землепользователей. Варианты переноса кабеля возможно определить при условии направления технического задания порядной организации, самостоятельно подобного рода решения в отсутствие специалистов установить не представляется возможным. В связи с чем, просил отказатьв удовлетворении требований.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

На основании п.1 ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Согласно п.3 ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Статья 304 ГК РФ устанавливает, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 45 постановления № 10/24 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.

Из материалов дела следует, что 19 апреля 2023 года между ФИО и ФИО заключен договор купли-продажи земельного участка, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение садоводства, код .

На основании п. 2. Договора купли-продажи земельный участок принадлежит ФИО на праве собственности на основании договора дарения от 23 мая 2022 года, зарегистрированного 10 июня 2022 года.

27 апреля 2023 года внесена запись в ЕГРН о переходе права собственности на земельный участок к истцу, что подтверждается соответствующей выпиской, согласно которой земельному участку присвоен кадастровый номер 10 июня 2022 года, ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано.

По выписке из ЕГРН от 16 ноября 2023 года о государственной регистрации перехода права собственности земельный участок с кадастровым номером изначально зарегистрирован за ФИО, 27 апреля 2023 года право собственности зарегистрировано за истцом, сведения об иных правообладателях отсутствуют.

Земельный участок истца расположен в территориальной зоне с видом разрешенного использования - ведение садоводства, код 13.2, что, согласно классификатору, утвержденному приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», допускает использование участка для осуществления отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещения для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом , хозяйственных построек и гаражей для собственных нужд.

Постановлением администрации Анивского городского округа от 12 мая 2023 года утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , в соответствии с которым данный объект недвижимости расположен на территории, в отношении которого утверждены:

- постановление «Об утверждении проекта по планировке и межеванию территории для размещения линейного объекта «Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях. Газификация <адрес> муниципального образования «Анивский городской округ»;

- распоряжение об утверждении изменений в документацию по планировке территории для размещения линейного объекта регионального значения «<адрес>

- распоряжение «Об утверждении документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта регионального значения «<данные изъяты>

- об утверждении документации по планировке территории для размещения линейного объекта «<данные изъяты>»,

объекты капитального строительства отсутствуют.

На основании п.2.1 градостроительного плана Порядок использования земельного участка установлен Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Анивский городской округ», утвержденными решением Собрания от 24 июня 2021 года № 268 (в редакции Собрания от 20 декабря 2022 года № 462).

Согласно п.2.2. «Информация о видах разрешенного использования земельного участка, расположенного в территориальной зоне СН-5 «Зона озеленения специального назначения» градостроительного плана основной вид разрешенного использования – обеспечение деятельности в области гидрометеорологии смежных с ней областях 3.9.1.; предоставление коммунальных услуг 3.1.1.; земельные участка (территории) общего пользования 12.0; запас 12.3. Условно разрешенные виды использования земельного участка не установлены. Вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка – земельные участка (территории) общего пользования 12.0.

В п.5 «Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий» градостроительного плана указано, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории (четвертая, пятая, шестая подзона приаэродромной территории аэродрома Южно-Сахалинск (Хомутово). В границах земельного участка созданы объекты трубопроводной системы проекта <данные изъяты>», трубы относятся к опасным производственным объектам и находятся в режиме эксплуатации. тогда как про линию связи, как ограничения в использовании земельного участка, информация отсутствует. По сообщениям администрации муниципального образования «Анивский городской округ» линия связи в реестре муниципального имущества не состоит, земельные участки для строительства ВОЛС не предоставлялись. Из ответа Управления Росреестра по Сахалинской области следует об осуществлении специалистами выезда на земельный участок, обнаружении таблички и истребовании у ПАО «Ростелеком» правоустанавливающих документов, которые на дату ответа не поступили. 27 июня 2023 года специалистом ПАО «Ростелеком» при осмотре земельного участка установлено о прохождении с севера на юг линии связи, которая делит участок на две части.

Актом осмотра земельного участка ПАО «Ростелеком» от 09 ноября 2023 года установлено, что в пределах границы земельного участка с кадастровым номером проходит ВОЛС, принадлежащая ПАО «Ростелеком», приложен план прохождения линии связи, в соответствии с которым ВОЛС проходит с севера на юг, пересекая северную границу участка на расстоянии 1490 мм от восточной границы, и южную границу участка на расстоянии 1755 мм от восточной границы.

Возражая по исковым требованиям, ответчик указал в отзыве, что через принадлежащий истцу земельный участок проходит ВОЛС, построенный в 2008 году, что подтверждается актом приемки законченного строительства объекта. Через данную линию осуществляется оказание услуг связи физическим и юридическим лицам, проживающим и осуществляющим свою деятельность в <адрес>. Истцом не представлено доказательств того, что нахождение ВОЛС создает препятствия в его целевом назначении. Лицами, являвшимися собственниками земельного участка, до перехода права на него к истцу претензий не предъявлялись, тогда как нахождение линии, проложенной в 2008 году, не свидетельствует о том, что нарушенное право истца подлежит устранению путем переноса кабеля за пределы земельного участка. Истец, как покупатель, должен был быть осведомлен о наличии на участке линии связи, о чем свидетельствует информационная табличка об установлении охранной зоны. Демонтаж линии приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц и затронет интересы смежных землепользователей. В соответствии с действующим законодательством негаторный иск подразумевает наличие реальной угрозы нарушений прав истца, как собственника земельного участка незаконными действиями ответчика, при этом установление охранной зоны не зависит от категории земель, не запрещает проведение земляных работ на глубину не более 0,3 метра без согласования с предприятием, эксплуатирующим линию связи. Также указали, что перенос кабеля не является соразмерным способом защиты права.

В подтверждение факта принадлежности ВОЛС ПАО «Ростелеком» предоставлены акт фиксации трассы линии связи от 27 ноября 2008 года и акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 22 декабря 2008 года (далее – акт ).

В соответствии с актом приемочная комиссия <данные изъяты>» установила, что:

- 8 выделенных волокон <данные изъяты>;

- 16 выделенных волокон <данные изъяты>»;

- 27 ответвлений с использование 16-волоконного кабеля

выполнены в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологически, пожарным, строительным нормам и государственным стандартам и вводятся в действие.

Данные объекты расположены по <адрес>. Под порядковым номером значится ответвление на <адрес>.

Строительство производилось в соответствии с разрешениями на строительство, выданными Департаментом строительства Сахалинской области от 18 февраля 2005 года, от 18 февраля 2005 года, от 21 декабря 2005 года и от 28 декабря 2005 года.

Согласно пояснениям представителя ответчика иные документы, свидетельствующие о принадлежности ВОЛС ПАО «Ростелеком», отсутствуют.

Разрешая заявленные исковые требования, суд находит их не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения прав на землю, в числе прочего, ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Положениями ст.7 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (далее – ФЗ «О связи») предусмотрено, что сети связи и сооружения связи находятся под защитой государства. Операторы связи и застройщики при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений (в том числе сооружений связи), а также при построении сетей связи должны учитывать необходимость защиты средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним. Операторы связи при эксплуатации сетей связи и сооружений связи обязаны обеспечивать защиту средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним.

В силу ст.91 ФЗ «О связи» землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая, в том числе, подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи; наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны.

На основании пп.2 п.1 ст.104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства.

В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (п.2 ст. 104 ЗК РФ).

В силу п.3 ст.104 ЗК РФ Земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Положениями п.19 ст.106 ЗК РФ предусмотрено, что, в случае, если зона с особыми условиями использования территории возникает в силу федерального закона, принятие решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории не требуется. В этом случае уполномоченными в соответствии с федеральными законами органами государственной власти или органами местного самоуправления осуществляется подготовка предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи сведений о границах такой зоны с особыми условиями использования территории.

Правообладатели земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены органом регистрации прав о внесении сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости или об изменении таких сведений в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (п.21 ст. 106 ЗК РФ).

На основании п.23 ст. 106 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков.

Зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено настоящей статьей, федеральным законом (п.24 ст. 106 ЗК РФ).

Последствия установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий определены в ст.107 ЗК РФ.

Так, со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории (п.1 ст.107 ЗК РФ).

С учетом особенностей режима использования земельных участков под линиями связи постановлением Правительства РФ от 09 июня 1995 года № 578 утверждены Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации (далее – Правила), который имеют своей целью обеспечение сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, повреждение которых нарушает нормальную работу взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, наносит ущерб интересам граждан, производственной деятельности хозяйствующих субъектов, обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Данные Правила являются обязательными для всех физических и юридических лиц независимо от их местонахождения, ведомственной принадлежности и форм собственности (п.2 Правил).

Подпунктом «а» пункта 4 Правил определено, что на трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования: для подземных кабельных и для воздушных линий связи и линий радиофикации, расположенных вне населенных пунктов на безлесных участках, - в виде участков земли вдоль этих линий, определяемых параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи и линий радиофикации не менее чем на 2 метра с каждой стороны.

В силу п.18 Правил на производство всех видов работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 метра) на принадлежащем юридическому или физическому лицу земельном участке, заказчиком (застройщиком) должно быть получено письменное согласие от предприятия, в ведении которого находится эта линия связи или линия радиофикации.

На основании п.48 Правил в пределах охранных зон без письменного согласия и присутствия представителей предприятий, эксплуатирующих линии связи и линии радиофикации, юридическим и физическим лицам запрещается:

а) осуществлять всякого рода строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта землеройными механизмами (за исключением зон песчаных барханов) и земляные работы (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 метра);

б) производить геолого-съемочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, которые связаны с бурением скважин, шурфованием, взятием проб грунта, осуществлением взрывных работ;

в) производить посадку деревьев, располагать полевые станы, содержать скот, складировать материалы, корма и удобрения, жечь костры, устраивать стрельбища;

г) устраивать проезды и стоянки автотранспорта, тракторов и механизмов, провозить негабаритные грузы под проводами воздушных линий связи и линий радиофикации, строить каналы (арыки), устраивать заграждения и другие препятствия;

д) устраивать причалы для стоянки судов, барж и плавучих кранов, производить погрузочно-разгрузочные, подводно-технические, дноуглубительные и землечерпательные работы, выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, других водных животных, а также водных растений придонными орудиями лова, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда. Судам и другим плавучим средствам запрещается бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами;

е) производить строительство и реконструкцию линий электропередач, радиостанций и других объектов, излучающих электромагнитную энергию и оказывающих опасное воздействие на линии связи и линии радиофикации;

ж) производить защиту подземных коммуникаций от коррозии без учета проходящих подземных кабельных линий связи.

Согласно ч.6 ст.107 ЗК РФ возмещение правообладателям земельных участков, иных объектов недвижимости, публично-правовым образованиям убытков, причиненных ограничением их прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, осуществляется в соответствии со статьей 57.1 настоящего Кодекса.

Положениями ст.57.1 ЗК РФ установлены особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий.

В силу п.1 ст. 57.1 ЗК РФ убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные ограничением прав лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, подлежат возмещению в полном объеме с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

На основании п.2 ст.57.1 ЗК РФ убытки возмещаются:

- гражданам и юридическим лицам - собственникам земельных участков;

- арендаторам земельных участков, землепользователям и землевладельцам, которым предоставлены земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

- публично-правовым образованиям, органы государственной власти или органы местного самоуправления которых осуществляют полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в случае включения в границы зоны с особыми условиями использования территории земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности);

- собственникам зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства в случае, если строительство таких зданий, сооружений, объектов начато до дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории и в отношении их не принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием таких зданий, сооружений, объектов предельному количеству этажей и (или) предельной высоте зданий, сооружений, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, федеральными законами, требованиями разрешений на строительство (далее - обязательные требования к количеству этажей и (или) высоте объекта);

- гражданам - нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах в случае, если строительство таких многоквартирных домов начато до дня установления, изменения зоны с особыми условиями использования территории.

При расчетах размеров возмещения убытки лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 2 настоящей статьи, определяются с учетом рыночной стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, и иных убытков, связанных со сносом зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, приведением их параметров и (или) разрешенного использования (назначения), разрешенного использования земельных участков в соответствие с установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории ограничениями использования земельных участков, иных убытков, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи. При этом при расчете размеров возмещения публично-правовым образованиям, указанным в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, не учитываются убытки, связанные с изменением рыночной стоимости земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории (п.3 ст.57.1 ЗК РФ).

В соответствии с п.4 ст.57.1 ЗК РФ при расчете размера возмещения также учитываются убытки, возникающие в связи с расторжением договоров, заключенных лицами, указанными в подпунктах 1 - 4 пункта 2 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, невозможностью исполнения ими обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, а в случае сноса жилого помещения или запрета проживания в нем также убытки, предусмотренные частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.7 ст.57.1 ЗК РФ, в случаях, предусмотренных абзацем вторым подпункта 3 пункта 10 и абзацем вторым пункта 11 настоящей статьи, при расчетах размеров возмещения убытки определяются исходя из понесенных лицом расходов, связанных с планируемыми строительством, реконструкцией зданий, сооружений на земельном участке.

Из анализа положений ст. 57.1 ЗК РФ следует, что данными нормами предусмотрена возможность возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий при условии, что для соблюдения обязательных требований по охране земель необходимы:

- снос и (или) реконструкция, а также приведение в соответствие существующих зданий (сооружений),

- расторжение договоров, в соответствии с которыми возникло право владения и пользования земельным участком и (или) иных объектов недвижимого имущества, у лица, убытки которого подлежат возмещению, вызванное невозможностью исполнения ими обязательств перед третьими лицами.

Также возмещению подлежат расходы, связанные с планируемыми строительством, реконструкцией зданий, сооружений на земельном участке.

В ходе судебного заседания истец пояснял, что приобрел земельный участок для строительства жилого дома, ведения садоводства и огородничества, для чего заключил договор на технологическое присоединение к электрическим сетям, а выехав на осмотр земельного участка в натуре, обнаружил табличку с информацией об установлении охранной зоны.

Между тем, сведений о наличии у истца в собственности объектов недвижимости, возведенных на земельном участке, несении расходов, связанных с планируемым строительством, расторжении договоров с третьими лицами истцом не приведено и в материалах дела не представлено.

При этом компенсация негативных последствий с целью восстановления нарушенного права землепользователя по иным основаниям установлена положениями п.7 ст.107 ЗК РФ, согласно которой: в случае, если установление или изменение зоны с особыми условиями использования территории приводит к невозможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, за исключением объекта, в отношении которого принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием такого объекта обязательным требованиям к количеству этажей и (или) высоте объекта), в соответствии с их разрешенным использованием, по требованию гражданина или юридического лица - собственника таких земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества указанные в пунктах 8 и 9 статьи 57.1 настоящего Кодекса правообладатели зданий, сооружений, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, застройщики, органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны выкупить такие земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества.

Заявляя негаторный иск об осуществлении переноса ВОЛС, ФИО ссылается на отсутствие у ответчика документов, свидетельствующих о законности строительства ВОЛС и возникновения права собственности на данный объект имущественных прав, из чего следует, что основанием для удовлетворения требований является незаконность нахождения ВОЛС на земельном участке истца.

Статьей 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (п. 1).

Недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как на одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах (ст.133.1 ГК РФ).

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 декабря 2023 года № 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» (далее – постановление Пленума ВС РФ от 12 декабря 2023 года № 44) в силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной признается постройка при наличии хотя бы одного из следующих признаков: возведение (создание) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке; возведение (создание) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта на дату начала его возведения и на дату выявления постройки; возведение (создание) без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, если требование о получении соответствующих согласований, разрешений установлено на дату начала возведения и является действующим на дату выявления постройки; возведение (создание) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если такие нормы и правила установлены на дату начала возведения постройки и являются действующими на дату ее выявления.

В п.6 постановления Пленума ВС РФ от 12 декабря 2023 года № 44 разъяснено, что ст.222 ГК РФ не распространяется на объекты, которые в силу прямого указания закона подчинены режиму недвижимых вещей, но не являются таковыми в силу своих природных свойств (например, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания), объекты движимого имущества (например, нестационарные торговые объекты), неотделимые улучшения земельного участка (в том числе замощения, ограждения). Вопрос об освобождении земельного участка, на котором располагается такой объект, может быть разрешен с учетом характеристик этого объекта и на основании положений законодательства, регулирующего соответствующие отношения. Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, вправе обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), а в случаях, когда такой объект создает угрозу жизни и здоровью граждан, заинтересованные лица вправе обратиться с иском о запрещении его эксплуатации (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ).

Из приведенных правовых норм и й следует, что отнесение того или иного объекта к недвижимому или движимому имуществу обусловливает и способ защиты права, которое может быть нарушено возведением такого объекта.

Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п.1 ст.222 ГК РФ).

По смыслу приведенной правовой нормы, самовольной постройкой может быть признан исключительно объект недвижимости.

Из разъяснений п.18 постановления Пленума ВС РФ от 12 декабря 2023 года № 44 следует, что правообладатели земельных участков, обладатели публичного сервитута при осуществлении строительства обязаны соблюдать правовой режим земельного участка, а также ограничения, установленные законом или договором, на основании которого используется земельный участок (пункт 2 статьи 264 ГК РФ, статья 41 ЗК РФ). При разрешении споров, связанных с самовольными постройками, судам следует учитывать, что правовой режим земельного участка определяется исходя из принадлежности этого участка к определенной категории земель и его разрешенного использования, а также специальных требований законодательства, которыми могут быть установлены ограничения в использовании участка (подпункт 8 пункта 1 статьи 1, пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).

Одним из ограничений в использовании земельного участка является его расположение в границах зоны с особыми условиями использования территории (статья 105 ЗК РФ). По общему правилу, сведения о зоне с особыми условиями использования территорий должны содержаться в ЕГРН (пункт 24 статьи 106 ЗК РФ). До внесения в соответствии с указанной нормой сведений в ЕГРН вопрос о наличии и границах зон с особыми условиями должен разрешаться с учетом положений статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п.21 постановления Пленума ВС РФ от 12 декабря 2023 года № 44).

В п.22 постановления Пленума ВС РФ от 12 декабря 2023 года № 44 указано, что при рассмотрении требований, связанных со сносом самовольной постройки ввиду ее возведения (создания) с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, в числе юридически значимых для правильного разрешения спора обстоятельств суду надлежит установить, знало ли лицо, осуществившее постройку, и могло ли знать о наличии ограничений. Если лицо не знало и не могло знать о наличии ограничений использования земельного участка, в том числе вследствие отсутствия необходимых сведений в ЕГРН, а также получения от уполномоченного органа разрешения (согласования), допускающего возведение соответствующего объекта, постройка не может быть признана самовольной. Истец вправе представлять доказательства того, что лицо, осуществившее самовольное строительство, действовало недобросовестно, поскольку знало или могло знать о наличии ограничений использования земельного участка, несмотря на отсутствие в ЕГРН соответствующей информации.

Действительно, право собственности ПАО «Ростелеком», как и наличие ограничений права в ЕГРН отсутствуют, что, в свою очередь, не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании пунктов 2.2., 3.1., 3.2., 3.2.1., 3.2.4. устава ПАО «Ростелеком», утвержденного 30 июня 2022 года, общество приобрело права юридического лица с момента государственной регистрации 23 сентября 1993 года, является правопреемником, в числе прочих, ОАО «Дальсвязь». Основной целью общества является извлечение прибыли путем оказания услуг связи на территориях, указанных в лицензиях, выдаваемых обществу уполномоченным органом государственной власти, и осуществления иной хозяйственной деятельности. Для достижения своей цели общество осуществляет представление услуг электросвязи, в том числе местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, проведение проектных, строительно-монтажных, пуско-наладочных работ по созданию и эксплуатации объектов, сооружений, систем связи.

Фактически проходящая через земельный участок истца ВОЛС, являясь составной частью линейного сооружения, служит обеспечением телекоммуникационной связи для неопределенного круга лиц, представляет собой подземную кабельную линию связи с установлением соответствующих охранных зон на основании ФЗ «О связи» независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков, при этом принятие решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории не требуется.

О законности прокладки ВОЛС свидетельствует вышеуказанный акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме КС-14, который в силу п.1.5. постановления Госкомстата РФ от 30 октября 1997 года № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» является унифицированной формой первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве, в данном случае, строительства ответвления ВОЛС на с. Мицулевка. Данный акт выдан на основании разрешений Департамента строительства Сахалинской области на строительство.

То обстоятельство, что такие разрешения у органа местного самоуправления, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также в архивном фонде отсутствуют, не свидетельствует о незаконности прохождения ВОЛС по земельному участку.

Учитывая положения вышеприведенных норм материального права и разъяснений, суд приходит к выводу о том, что проходящая через земельный участок истца ВОЛС не является самостоятельным объектом недвижимости, поскольку является элементом линейного объекта (единого самостоятельного объекта недвижимости), включающего в себя отвод ВОЛС от магистрального волоконно-оптического кабеля до <данные изъяты>, при этом в целом линейно-кабельное сооружение связи объектом самовольного строительства не признавалось.

По негаторному иску истец должен доказать, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

ВОЛС принята <данные изъяты>» (в настоящее время ПАО «Ростелеком») в 2008 году в качестве законченного объекта строительства, на основании указанных в акте разрешений на строительство, проходит по территории участка в соответствии с установленными законом основаниями. Строительство на момент приобретения истцом земельного участка завершено, по окончании строительства ВОЛС земельный участок приведен в состояние, пригодное для использования в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования, при этом кабель проложен задолго до возникновения у ФИО права собственности, что в силу положений п.5 ст.56 ЗК РФ, влечет сохранение ограничений прав на землю.

В дальнейшем ПАО «Ростелеком» работы по строительству, реконструкции или капитальному ремонту линий связи на указанном земельном участке после регистрации истцом права собственности не производились, объекты инфраструктуры линий связи, принадлежащие ответчику, на поверхности указанного земельного участка отсутствуют.

Указанное свидетельствует о возможности использования истцом земельного участка в соответствии с целевым назначением, тогда как наличие охранной зоны линии связи на земельном участке нарушением прав истца не является, так как установление данной зоны предусмотрено федеральным законом вне зависимости от категории земель, и, в данном случае, не создает препятствий к использованию земельного участка в соответствии с разрешенным видом использования.

В нарушение положений ст.56 ГПК РФ доказательств невозможности использования спорного земельного участка по своему назначению, истцом в нарушение требований процессуального закона не представлено.

Довод истца о запрете проведения земляных работ ниже установленной Правилами глубины почвы, обстоятельством, свидетельствующим о невозможности использования земельного участка по назначению, не является, поскольку допустимых и достоверных тому доказательств, как-то: заключение специализированной организации в области проектирования и строительства, им не представлено.

Данные доводы истца об ограничении и нарушении его прав по использованию принадлежащего ему земельного участка имеют предположительный характер и доказательствами, соответствующим главе 6 ГПК РФ, не подтверждены.

Соблюдение процедуры согласования работ по вскрытию грунта глубину, более 0,3м, является обязательным условием проведения подобного рода работ в охранной зоне, в то же время, не свидетельствует о невозможности использования земельного участка по назначению при существующих строительных нормах и правилам.

На момент заключения договора купли-продажи кабель ВОЛС уже проходил по территории приобретаемого истцом земельного участка, владеть и пользоваться данным земельным участком ФИО обязан с учетом установленных законом ограничений.

Ссылка истца на отсутствие у ответчика правоустанавливающих документов на использование земельных участков, по которым осуществлена прокладка кабеля, судом отклоняется, поскольку наличие договора аренды или права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) с собственником земельного участка на период эксплуатации подземного линейного объекта - трассы ВОЛС ПАО «Ростелеком» не требуется в силу положений п. 2 ст. 78, п. 8 ст. 90, п. 2 ст. 91 ЗК РФ, согласно которым земельные участки предоставляются с оформлением прав и законных интересов собственников только на период строительства линий связи.

Наличие в грунте земельного участка истца на глубине подземных линий связи не свидетельствует об использовании этих участков ответчиком.

Кроме того, судом учитывает и то обстоятельство, что об установлении охранной зоны информировала табличка, при этом по передаточному акту от 19 апреля 2023 года ФИО, как покупатель, принял земельный участок в том виде, в каком он был на момент подписания договора.

Как пояснил истец, он выбирал земельный участок для приобретения исключительно по данным публичной карты, до перехода права собственности имущество в натуре не осматривал, тогда как имел реальную возможность установить особенности приобретаемого объекта недвижимости и его потребительские свойства.

При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении исковых требований ФИО к ПАО «Ростелеком» в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования ФИО к Публичному акционерному обществ «Ростелеком» о возложении обязанности осуществить перенос волоконно-оптической линии связи за пределы земельного участка, привести земельный участок в первоначальное положение – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

    Председательствующий судья                                                              Э.В. Ли

    Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

    Председательствующий судья                                                              Э.В. Ли

2-570/2024 (2-7090/2023;) ~ М-5190/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Меньших Виктор Викторович
Ответчики
ПАО "Ростелеком"
Суд
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
Судья
Ли Эльвира Васильевна
Дело на странице суда
u-sahalinsky--sah.sudrf.ru
17.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.08.2023Передача материалов судье
18.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.10.2023Предварительное судебное заседание
03.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.11.2023Предварительное судебное заседание
15.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.01.2024Предварительное судебное заседание
10.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.03.2024Предварительное судебное заседание
13.03.2024Судебное заседание
18.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее