Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-358/2021 ~ М-292/2021 от 24.08.2021

                                                                                                                                                          № 2-358/2021

                                                                                                                                                          УИД 44RS0014-01-2021-000683-71

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 сентября 2021 года                   

Островский районный суд (<адрес> в составе:

председательствующего судьи Гурова А.В.,

при секретаре Ячменевой Ю.С.,

с участием заместителя прокурора <адрес> Теплова С.В.,

          рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Тихомировой Л.Ю. к ОГБУЗ «<адрес> больница» о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с указанным иском.

Из искового заявления следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о бесплатном обеспечении отдельных категорий граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями в деятельности ОГБУЗ «Судиславская РБ». Проверкой установлено, что Тихомирова Л.Ю. включена в региональный сегмент федерального регистра лиц, имеющих права на получение социальных услуг в связи с заболеванием «<данные изъяты>». Вместе с тем, Тихомирова Л.Ю., с января 2021 года не была обеспечена лекарственным препаратом «Актрапид НМ Пенфил», тест-полосками для глюкометра, а также шприц-ручками для введения инсулина. Невыполнение требований законодательства о бесплатном обеспечении отдельных категорий граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями нарушает основные принципы законодательства о социальной помощи, в том числе принцип усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан.

По выявленным нарушениям прокурором района ДД.ММ.ГГГГ, в адрес главного врача ОГБУЗ «Судиславская РБ» внесено представление об устранении нарушений законодательства о бесплатном обеспечении Тихомировой Л.Ю., лекарственными средствами и медицинскими изделиями.

В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон) под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют
государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Согласно статье 6.1. Закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды, дети-инвалиды.

Частью 1 статьи 6.2. Закона установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

В силу части 2 статьи 6.2. Закона Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

Частью 1 статьи 6.4. Закона предусмотрено, что в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг,
осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , лица, указанные в данном перечне, имеют право на получение бесплатно по рецепту врача лекарственных средств, необходимых для лечения заболевания.

В соответствии с перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р, тест- полоски для определения содержания глюкозы в крови относятся к медицинским изделиям, отпускаемым по рецептам, лицам, имеющим право на получение набора социальных услуг.

В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020-2021 г., в третьем разделе которой предусмотрено обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами при оказании медицинской помощи и медицинскими изделиями.

В разделе 5 указанной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в

соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно предоставляются за счет федерального бюджета Российской Федерации.

Проверкой установлено, что Тихомирова Л.Ю. включена в региональный сегмент федерального регистра лиц, имеющих право на получение
социальных услуг в связи с заболеванием <данные изъяты>

Вместе с тем, Тихомирова Л.Ю. с января 2021 года не была обеспечена
лекарственным препаратом «<данные изъяты>», тест-полосками для
глюкометра, а также шприц-ручками для введения инсулина.

Таким образом, до настоящего времени Тихомирова Л.Ю., не обеспечена лекарственным препаратом «<данные изъяты>», тест-полосками для глюкометра, а также шприц-ручками для введения инсулина, что влечет нарушение ее права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, может повлечь создание угрозы ее жизни и здоровью.

На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ
заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть
подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья,
возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам
обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление
прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о
защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных
интересов в сфере охраны здоровья, включая медицинскую помощь.

Просит суд возложить на ОГБУЗ «Судиславская РБ» обязанность в течение месяца со
дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Тихомирову Л.Ю.
лекарственным препаратом «<данные изъяты>», тест-полосками для
глюкометра, шприц-ручками для введения инсулина.

В судебном заседании истец - заместитель прокурор <адрес> Теплов С.В., исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении

           Представитель ответчика - ОГБУЗ «Судиславская РБ» по доверенности Шубин М.В., в судебном заседании с исковыми требованиями согласился частично, поскольку иглы и тест полоски не входят в программу обязательного обеспечения лекарственными средствами, суду пояснил, что Тихомирова Л.Ю., действительно страдает <данные изъяты>, нуждается в инсулине, который отпускается уже в шприц-ручках. Тихомирова неоднократно в течение года проходит стационарное обследование, и при выписке ей меняют схему лечения. Согласно правилам подготовки заявки, заявка на очередной год готовится в сентябре месяце. То есть, на 2021 г., заявка на лекарства больным сахарным диабетом, в том числе, Тихомировой, была сформирована в сентябре, а затем утверждена Департаментом здравоохранения. Поэтому она начинала в 2021 г., с одной схемы лечения, потом, после стационарного обследования, ей сменили инсулиносодержащий препарат. Поэтому, в заявке на 2021г., потребности в препарате <данные изъяты> не было. Когда происходит изменение в схеме лечения, зам. главного врача - ФИО, устно выходит на Департамент здравоохранения, на оптовую аптечную базу и решает эти вопросы и если есть свободный препарат, то больница его получает. Если же, быстрого ответа нет, то надо участвовать в новых аукционах на эти препараты, а это все время, поэтому может произойти такая задержка. Знает, что по Тихомировой ситуация исправлена, она в полном объеме получила все необходимые инсулинсодержащие препараты, однако подтверждающих документов представить не может.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.

             Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (пункт 3 статьи 1 этого федерального закона).

В соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - ФЗ № 178-ФЗ) под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Согласно статье 2 ФЗ № 178-ФЗ законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В силу статьи 4 ФЗ № 178-ФЗ к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся: принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по

вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи; установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ № 178-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Согласно статье 6.1. ФЗ № 178-ФЗ в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан: … 8) инвалиды; 9) дети-инвалиды….

Частью 1 статьи 6.2. ФЗ № 178-ФЗ установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Положением части 2 указанной выше статьи закона установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

Частью 1 статьи 6.4. ФЗ № 178-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , лица, страдающие диабетом, имеют право на получение бесплатно по рецепту врача средства диагностики.

В соответствии с перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови относятся к медицинским изделиям, отпускаемым по рецептам, лицам, имеющим право на получение набора социальных услуг.

В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи Правительство РФ Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 1506 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020-2021 г., которая в третьем разделе предусматривает обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами при оказании медицинской помощи и медицинскими изделиями.

В разделе 5 названной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно предоставляются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Как следует из представленных доказательств, прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главного врача ОГБУЗ «Судиславская РБ» внесено представление об устранении нарушений законодательства о бесплатном обеспечении отдельных категорий граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями, (л.д.14-15).

В ответе на представление от ДД.ММ.ГГГГ, ОГБУЗ «Судиславская РБ» сообщает, что пациентка Тихомирова Л.Ю., является региональной «льготницей», в связи с заболеванием «<данные изъяты>». Группы инвалидности не имеет. Тихомирова Л.Ю., обеспечена лекарствами по СД более чем на месяц, кроме того, в июле 2021 года проходила лечение стационарно в эндокринологическим отделении КОБ, и ей поменяли схему лечения сахарного диабета. Тест-полосками и шприц-ручками не обеспечена, так как в региональной льготе не достаточно средств на приобретение лекарств, расходные материалы больными закупаются самостоятельно, по льготе обеспечиваются тест полосками и иглами лишь дети. Сотрудниками ОГБУЗ «Судиславская РБ», лечащими врачами, администрацией производится работа по заявкам и обеспечению больных льготными лекарствами, но 100% обеспечение невозможно из-за дефицитности программы, (л.д.16).

         В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Разделом V Федеральной программы определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется: обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (пункт 1 части 4 статьи 81).

Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 748, определено обеспечение детей и взрослых больным инсулинонезависимым сахарным диабетом, тестами для определения глюкозы в крови к глюкометру в размере 180 штук 1 раз в 365 дней.

В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающие угрозу его нарушения.

Право выбора конкретной меры при реализации полномочий по защите прав граждан принадлежит прокурору (процессуальному истцу).

Закон не ограничивает полномочия прокурора по обращению в суд с требованиями об обязании лица, допустившее нарушение требований закона, устранить нарушения.

         С учетом вышеизложенного, по мнению суда, исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Согласно п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить от государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями.

С учетом финансового положения, суд считает возможным освободить ответчика от уплаты госпошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198,39,173 ГПК Российской Федерации, суд,                                                

                                                                    РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «<░░░░░> ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░-░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

                                        ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                  ░.░. ░░░░░

2-358/2021 ~ М-292/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зам.прокурора Судиславского района Теплов С.В.
Ответчики
ОГБУЗ "Судиславская районная больница"
Суд
Островский районный суд Костромской области
Судья
Гуров Александр Валерьевич
Дело на сайте суда
ostrovsky--kst.sudrf.ru
24.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.08.2021Передача материалов судье
26.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.09.2021Судебное заседание
10.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2021Дело оформлено
01.02.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее