дело № 2-717/2023
УИД № 38RS0003-01-2023-000055-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Братск Иркутской области 07 февраля 2023 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шашкиной Е.Н.
при секретаре Епанешниковой М.Л.,
с участием истца ФИО1,представителя ответчика по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о включении периодов в страховой стаж, об обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, указав в обоснование требований, что ему назначена досрочная страховая пенсия по старости с 06 декабря 2012 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ. Он является индивидуальным предпринимателем с 09 августа 1995 года по настоящее время. При подсчете его страховой пенсии при выходе его на пенсию 06 декабря 2012 года, в его страховой стаж не были включены периоды работы за 1995, 1996, 1997 года. Им не были своевременно уплачены платежи в пенсионный фонд и страховые взносы за 1995, 1996, 1997 годы. В 2001 году у него в результате проверки была выявлена задолженность по страховым взносам, ему было выписано предписание от 21 декабря 2001 года об уплате пенсионных платежей и страховых взносов. Согласно документу, предоставленному ИФНС г. Братска им данная задолженность была уплачена, оплаты прошли одной суммой на соответствующий код бюджетной классификации. Также ответчику он предоставлял декларации за 1995,1996,1997 годы, заверенные налоговой службой.
На основании изложенного, ФИО1 просил суд включить в его страховой стаж периоды работы индивидуальной трудовой деятельности с 01 января 1995 года по 31 декабря 1997 года, признать за ним право на перерасчет страховой пенсии с 06 декабря 2012 года.
В судебном заседании истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме. Суду пояснил, что в спорный период (1995, 1996, 1997 годы) не было возможности уплачивать взносы, поскольку ему об этом никто не сообщал.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. При назначении страховой пенсии по старости не включены в стаж работы периоды 1995, 1996, 1997 годы, так как ФИО1 на учете в территориальном органе ПФР в качестве страхователя – индивидуального предпринимателя не состоял, страховые взносы не начислял и не уплачивал. Зарегистрировался в УПФР в г. Братске и Братском районе 03 февраля 2003 года. Постановлением КС от 23 декабря 1999 года № 18-П установлено, что в стаж индивидуальных предпринимателей засчитывается 1997 года при условии ведения деятельности и наличии дохода независимо от уплаты взносов в ПФ. Территориальным органом ПФР рассматривался вопрос о возможности на основании вышеуказанного Постановления зачета в страховой стаж периода – 1997 года, однако истцом представлена нечитаемая копия налоговой декларации за указанный период. Таким образом, правовых оснований для включения спорных периодов в страховой стаж не имеется. Просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Социальное обеспечение по старости является конституционным правом гражданина и обязанностью государства (ст. 39 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего закона.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 13 указанного закона при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании ст. 89 Закона от 20 ноября 1990 года№ 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2002 года, в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию, индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Согласно ст. 96 Закона Российской Федерации № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями. Трудовой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу п. 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года № 190, время работы лиц, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, устанавливается по справкам финансовых органов об уплате ими налогов с доходов, получаемых от этой деятельности.
Время работы лиц, занимавшихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам государственного фонда социального страхования. С 1 января 1991 года время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.
Совместными письмами Правления ПФР и Госналогслужбы РФ от 09, 22 июля 1992 года № ЮИ-6/1769, № ВП-6-15/236 и от 03, 04 июня 1993 года (действие указанных писем приостановлено письмомГосналогслужбы РФ от 17 июня 1998 года № КВ-6-24/356) в целях взаимодействия в работе по осуществлению Пенсионным Фондом России обеспечения контроля с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов Пенсионный фонд РФ и Государственная налоговая служба РФ обязывали государственные налоговые инспекции предоставлять уполномоченным Пенсионного фонда сведения о доходах индивидуальных предпринимателей, необходимые для контроля за правильностью их расчетов с Пенсионным фондом России.
Инструкцией о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, утвержденной постановлением Правления ПФР от 11 ноября 1994 года № 258 «Об утверждении Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации» предусматривалось, что индивидуальные предприниматели регистрируются как плательщики взносов в ПФР по месту жительства, указанному в паспорте. Разделом 5 данной инструкции были определены порядок и сроки уплаты взносов в ПФР индивидуальными предпринимателями, согласно которым взносы в ПФР указанные лица должны были уплачивать с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории граждан Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц».
Контроль за своевременной и полной уплатой взносов плательщиками осуществляли отделения ПФР с участием органов Государственной налоговой службы РФ и Ревизионная комиссия ПФР и Ревизионная комиссия ПФР. За отказ от регистрации в качестве плательщика взносов, которым считается непредставление плательщиками взносов заявления о регистрации и необходимых документов, к работодателям и иным плательщикам взносов, в том числе индивидуальным предпринимателям, применяются финансовые санкции.
Согласно ст. ст. 8, 10, п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в целях создания условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица индивидуальный предприниматель обязан сам представлять сведения о себе в Пенсионный фонд Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователя - о сумме уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования и другие необходимые для правильного назначения трудовой пенсии сведения.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 11, п. 2 ст. 14, ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями, которые обязаны зарегистрироваться в территориальных органах Пенсионного фонда РФ и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Перечисление индивидуальными предпринимателями платежей в Пенсионный фонд без регистрации в качестве плательщика страховых взносов не дает основания для его регистрации в органах ПФР.
В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившего в силу с 01 января 2002 года, в страховой стаж включаются периоды работы, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, к уплате которых приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года.
Согласно п. п. 13, 14 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555, периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения, (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 01 января 1991 года подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 01 января 2001 года документом территориальных органов Пенсионного фонда РФ в порядке, определяемом Министерством труда и социального развития Российской Федерации, а за периоды после 01 января 2001 года - документом территориальных налоговых органов по установленной форме.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со ст. ст. 11, 12 данногозакона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктами 19 и 20 Правил № 1015 установлено, что периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 1 января 1991 года подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей. Данные периоды деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на временный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 01 января 1991 года, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определения видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке.
Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 01 января 2001 года документом территориальных органов Пенсионного фонда в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты, а за периоды с 01.01.2001 - документом территориальных налоговых органов.
Из разъяснений, содержащихся в абз. 3 п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» следует, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Таким образом, индивидуальным предпринимателем, самостоятельно обеспечивающим себя работой и осуществляющим свободно избранную им деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, уплачивающим страховые взносы сами за себя, в общий (страховой) стаж засчитываются лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Статьей 56 ГПК РФ определено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
ФИО1 не представил относимых и допустимых доказательств в подтверждение своих требований, а именно того, что он своевременно производил оплату страховых взносов в период с 01 января 1995 года по 31 декабря 1997 года.
Как следует из материалов дела истец, являясь в спорный период индивидуальным предпринимателем, страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ не отчислял.
Так, согласно письму Межрайонной инспекции ФНС № 323 по Иркутской области от 24 августа 2022 года, в Инспекции по ФИО1 за 1995-1997 годы платежи и взносы, подлежащие зачислению в Пенсионный фонд РФ в Инспекцию не поступали.
Также, письмом Межрайонной ИФНС № 23 по Иркутской области подтверждается, что в Инспекцию по ФИО1 за 1997-2000 годы платежи и взносы, подлежащие зачислению в Пенсионный фонд РФ, не поступали.
Согласно требованию об уплате налога, у ФИО1 по состоянию на 21 декабря 2001 года имелась задолженность по страховым взносам.
Декларации о доходах, полученных истцом в 1995, 1996, 1997 году, представленные в суд с иском, были поданы истцом в налоговый орган лишь 19 августа 2022 года, что подтверждается штампом налогового органа.
При изложенных обстоятельствах, по общему правилу периоды, за которые отсутствуют сведения о доходах и уплате страховых взносов, не подлежат включению в страховой стаж.
Вместе с тем, Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года № 7-П положения пунктов «б» и «в» ст. 1 Федерального закона «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год», устанавливающие для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов и адвокатов тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 28 процентов от суммы заработка (дохода), признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3). Положения Федерального закона от 8 января 1998 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год», как воспроизводящие нормы Федерального закона «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год», также признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, должны быть пересмотрены в установленном порядке.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 года № 18-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения пунктов «б» и «в» статьи 1Федерального закона от 4 января 1999 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» и абзацев третьего и шестого пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год» в отношении правового регулирования страховых взносов в Пенсионный фонд РФ для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов, поскольку оно нарушает конституционные принципы справедливого и законного установления обязательных платежей при определении существенных элементов тарифообложения.
В указанном постановлении отражено, что в соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти. Поскольку по вине законодателя, вопреки Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года № 7-П, новое правовое регулирование не было осуществлено своевременно, то периоды с 01 января 1997 года по 10 февраля 1997 года, а также с 25 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года не могут быть исключены из страхового стажа указанных категорий плательщиков, а следовательно, и из их трудового стажа, дающего право на пенсию, что должно подтверждаться соответствующими документами. Подлежат зачету в счет будущих платежей суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за 1997 год, которые не были внесены до 24 февраля 1998 года (даты вынесения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации) и взысканы Пенсионным фондом Российской Федерации либо внесены после этой даты. При этом вопрос о страховом и трудовом стаже должен решаться по названным выше правилам.
С учетом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 года № 18-П, а также представленной истцом заверенной МИФНС № 23 по Иркутской области читаемой копии декларации о доходах 1997 года, суд приходит к выводу о наличии оснований к возложению на ответчика обязанности включить в страховой стаж периоды работы ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя с 01 января 1997 года по 31 декабря 1997 года и произвести перерасчет размера страховой пенсии с учетом указанных периодов с 06 декабря 2012 года.
В остальной части иск ФИО1 удовлетворению не подлежит, поскольку положения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 года № 18-П не охватывают период 1995 года и 1996 года.
Доводы истца о том, что у него не имелось возможности предоставить сведения о доходах и уплате страховых взносов в спорный период ввиду отсутствия Пенсионного регулирования в г. Братске в указанное время подлежат отклонению, как несостоятельные, поскольку регулирование оплаты указанных взносов и обязанность предоставления сведений о доходах урегулирована на законодательном уровне нормативно-правовыми актами, которые были опубликованы в установленном порядке и доступны для общего пользования, не знание указанных нормативно-правовых актов не является основанием для освобождения истца от обязанности оплаты указанных взносов и обязанности предоставления сведений о доходах в период индивидуальной трудовой деятельности.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области включить в страховой стаж ФИО1 период индивидуальной трудовой деятельности с 01 января 1997 года по 31 декабря 1997 года.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области произвестиФИО1 перерасчет страховой пенсии по старости с учетом периода индивидуальной трудовой деятельности с 01 января 1997 года по 31 декабря 1997 года со дня выхода на пенсию – ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении требований ФИО1 о включении в страховой стаж периодов индивидуальной трудовой деятельности с 01 января 1995 года по 31 декабря 1995 года и с 01 января 1996 года по 31 декабря 1996 года, а также о перерасчете страховой пенсии по старости с учетом периодов индивидуальной трудовой деятельности с 01 января 1995 года по 31 декабря 1995 года и с 01 января 1996 года по 31 декабря 1996 года отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Шашкина Е.Н.
Мотивированное решение суда изготовлено 15 февраля 2023 года.