ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
09 июля 2019 года г.Избербаш
Судья Избербашского городского суда Исаев И.М.,
рассмотрев материал территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш (далее - ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш) в отношении администрации городского округа « город Избербаш» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении от 26.04.2019г. №0216 администрацией ГО «город Избербаш» совершены административные правонарушения, выразившееся в том, что 25.04.2019г. в 12 ч.00м. на территории возле домовладений по адресу: РД, г. Избербаш, ул. Аллея Дружбы народов, д. 27 имеется несанкционированная мусорная свалка (твердые коммунальные отходы) (п. 6.3 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест») таким образом в действиях администрации ГО «город Избербаш» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 21 ФЗ№52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», (п.6.3 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест»).
Таким образом Администрация ГО «город Избербаш» совершила административное правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Представитель ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш в суд не явился, ходатайством от 09.07.2019г. просил рассмотреть дело в их отсутствие.
В ходе рассмотрения дела представитель администрации ГО «город Избербаш» Курбанов Ш.Т. пояснил, что мусор находился на территории земельного участка №29 «Б» принадлежащего частному физическому лицу, то есть Гасанову Муртузали Шариповичу, что подтверждается, справочной информацией по объектам недвижимости, и данная территория не относится к собственности муниципального образования. Гасанов М.Ш. как собственник данного земельного участка должен соблюсти экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, то есть администрация ГО «Город Избербаш» не является субъектом административного правонарушения и в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
К протоколу об административном правонарушении приложена копия жалобы Алиева А.М., который якобы проживает по адресу: ул. Аллея Дружбы народов, д. 27, г. Избербаш, после составления данного административного протокола выехала административная комиссия по указанному адресу, в ходе чего было установлено, что гражданин Алиев А. в данном микрорайоне не проживает, также по поручению администрации, указанный мусор был вывезен.
Изучив материалы дела, выслушав представителя администрации ГО «Город Избербаш», суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Диспозиция ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые не соблюдают экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее- ФЗ №89) предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно ст.ст.14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст.7, 14 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее- ФЗ №7) к вопросам местного значения муниципального района в области отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; к вопросам местного поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу ст.13 ФЗ №89 территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами производства и потребления на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и другим требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (ч.1 ст. 51 ФЗ №7, ч.2 ст.21, ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Из системного толкования вышеприведенных положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2).
Согласно протоколу от 25.04.2019г. произведен осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, и находящихся там вещей и документов, в частности, произведен осмотр населенных мест г. Избербаш, по исполнению законодательства в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами, в связи с жалобой Алиева А.М.
Как усматривается из протокола от 26.04.2019г. местом совершения административного правонарушения является территория возле домовладений по адресу: г<адрес>, однако, административным органом за совершение правонарушения ответственность вменяется администрации ГО «город Избербаш».
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.4)
В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация ГО «город Избербаш» осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с бытовыми отходами и мусором на территории земельного участка принадлежащего частному лицу.
Представителем администрации в судебном заседании представлена справочная информация по объектам недвижимости в режиме online, из которого усматривается, что собственником земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес>, находящегося возле домов <адрес>, является ФИО1 с 03.12.2007г. Данный земельный участок ему предоставлен под индивидуальную жилую застройку.
Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами на земельном участке принадлежащем частному лицу, не относятся к деятельности администрации и не могут расцениваться как деятельность в сфере обращения с отходами в виде их накопления.
При этом полномочия администрации по организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора на территории муниципального района являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что администрация не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации ГО «город Избербаш» подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.29.9, ст.29.10; п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ суд
решил:
производство по административному делу в отношении юридического лица – администрации ГО «город Избербаш» прекратить за отсутствием в ее действиях (бездействиях) состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Исаев И.М.