РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 22 июня 2022 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания – Филатовой К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-99/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Капитал-Д» об оспаривании кадастровой стоимости объектов капитального строительства,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Деловые партнеры», изменившее наименование на общество с ограниченной ответственностью «Капитал Д» решением № 2 единственного участника от 24.03.2022 (далее также ООО «Капитал Д», административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит восстановить срок на обращение с заявлением и установить кадастровую стоимость объектов капитального строительства, расположенных на территории г. Тольятти, в размере их рыночной стоимости: с кадастровым номером № – 4 775 595 рублей по состоянию на 15.09.2014, с кадастровым номером № – 5 989 400 рублей по состоянию на 19.07.2012, с кадастровым номером № – 4 816 262 рубля по состоянию на 06.06.2011.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки существенно превысила их действительную рыночную стоимость, чем нарушаются права и затрагиваются интересы общества, как плательщика налога на имущество, исчисляемого из его кадастровой стоимости.
Административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в судебном порядке.
В судебном заседании представитель административного истца Прохоров Е.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.
Административные ответчики - Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, а также заинтересованные лица – министерство имущественных отношений Самарской области, администрация городского округа Тольятти Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, ООО «Капитал Д» является собственником следующих объектов капитального строительства:
- нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 355, 6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>;
- нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 331, 3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>;
- нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 399, 6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, о чем представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 15.10.2021.
Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определена в соответствии с удельными показателями кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденными постановлением Правительства Самарской области № 118 от 14 марта 2012 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» в следующем размере:
- с кадастровым номером № – 9 175 568, 14 руб.,
- с кадастровым номером № – 9 513 584, 3 руб.,
- с кадастровым номером № – 11 665 087, 236 руб., что следует из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 27.08.2021.
Будучи собственником объектов капитального строительства, включенных в Перечень объектов недвижимости, расположенных на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014, общество заинтересовано в установлении действительной рыночной стоимости здания и помещения.
Полагая кадастровую стоимость объектов капитального строительства завышенной, административный истец с целью пересмотра кадастровой стоимости 21.07.2021 обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области. Решениями комиссии № 21/10с-4, № 21/10с-5, № 21/10с-6 от 21.07.2021 заявления отклонены, что явилось основанием к обращению с административным иском в суд.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления и может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения ООО «Капитал Д» с административным иском в суд в Единый государственный реестр недвижимости не были внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, тогда как оспариваемые результаты продолжают затрагивать права и обязанности общества, суд полагает возможным восстановить срок для обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов.
В обоснование заявленных требований представлены отчеты об оценке № 2021ОКС/05-01/01, № 2021ОКС/05-01/02, № 2021ОКС/05-01/04, выполненные оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>». Согласно отчетам, рыночная стоимость спорных объектов по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости определена в следующем размере:
- с кадастровым номером № – 4 816 262 рубля,
- с кадастровым номером № – 4 775 595 рублей,
- с кадастровым номером № – 5 989 400 рублей.
В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
В ходе рассмотрения административного дела по ходатайству министерства имущественных отношений Самарской области определением суда от 6 декабря 2021 года назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, производство которой поручено экспертам Федерального бюджетного учреждения Самарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.
По результатам судебной экспертизы, проведенной 03.06.2022, составлено экспертное заключение № 2603/6-4, согласно которому рыночная стоимость объектов исследования определена в следующем размере:
- КН № – 6 098 699 руб. по состоянию на 06.06.2011,
- КН № –6 406 730 руб. по состоянию на 15.09.2014,
- КН № – 7 595 501 руб. по состоянию на 19.07.2012.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Исследовав заключение эксперта, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого даны ответы на поставленные вопросы. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности.
Методика исследования, подбор аналогов, расчёты и выводы о величине рыночной стоимости спорных объектов соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.
Таким образом, заключение судебной экспертизы отвечает требованиям действующего законодательства, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, в исходе дела не заинтересован.
Возражений, замечаний относительно выводов судебной экспертизы, как и ходатайств о назначении повторной экспертизы, представителем административного истца не заявлено.
Оснований для установления кадастровой стоимости спорных объектов капитального строительства в размере, определенном отчетами об оценке ООО «<данные изъяты>», суд не усматривает и полагает, что экспертное заключение о рыночной стоимости объектов является наиболее полным и аргументированным.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости является 21.07.2021, в суд – 07.10.2021, что следует отразить в резолютивной части решения.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск общества с ограниченной ответственностью «Капитал Д» удовлетворить.
Восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объектов капитального строительства с кадастровыми номерами №, №, №.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 355, 6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 в размере 6 098 699 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 331,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.09.2014 в размере 6 406 730 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 399, 6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 19.07.2012 в размере 7 595 501 рублей.
Датой обращения ООО «Капитал Д» с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 21.07.2021, в суд – 07.10.2021.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.А.Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.06.2022.
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№