Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-117/2023 от 15.06.2023

    Мировой судья Леонтьева О.А.                                                                    Дело № 11-117/2023

    УИД 44MS0036-01-2023-000725-49

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«14» июля 2023 года

    Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Сопачевой М.В., при секретаре Цепенок А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя департамента здравоохранения Костромской области Пекишева ПВ на решение мирового судьи судебного участка № 36 Свердловского судебного района города Костромы от <дата>, которым удовлетворены исковые требования прокурора Кологривского района Костромской области, выступающего в интересах Кузнецовой ВА, к департаменту здравоохранения Костромской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата,

    у с т а н о в и л:

Прокурор Кологривского района Костромской области, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Кузнецовой В.А., обратился в суд с иском к департаменту здравоохранения Костромской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов. В обоснование требований указал, что прокуратурой Кологривского района Костромской области проведена проверка по обращению Кузнецовой В.А., в ходе которой установлено, что Кузнецова В.А., <дата> года рождения, является инвалидом ... группы, имеет диагнозы: «...» и «...». Для лечения имеющихся заболеваний врачом ... ОГБУЗ «КОКБ имени Королева Е.И.», где Кузнецова В.А. проходила обследование, последней назначен прием лекарственного препарата «...» («...») 500 мг натощак 2 раза в день. На основании представленных Кузнецовой В.А. документов ОГБУЗ «Кологривская районная больница» в департамент здравоохранения Костромской области в <дата> года направлены заявки на обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан на <дата>, в частности на обеспечение Кузнецовой В.А., также подобные заявки подавались в департамент ежемесячно, в том числе и на <дата>. Вместе с тем, лекарственным препаратом «...» («...») Кузнецова В.А. в <дата> года обеспечена не была, в связи с чем была вынуждена в <дата> приобрести его в аптеке «...» <адрес> в количестве ... упаковок на общую сумму 1 144 руб. С учетом изложенного прокурор Кологривского района Костромской области просил взыскать с департамента здравоохранения Костромской области в пользу Кузнецовой В.А. расходы, понесенные на приобретение лекарственного препарата «...» («...»), в размере 1 144 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОГБУЗ «Кологривская районная больница».

Решением мирового судьи судебного участка Свердловского судебного района города Костромы от <дата> исковые требования прокурора Кологривского района Костромской области, выступающего в интересах Кузнецовой В.А., к департаменту здравоохранения Костромской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата, удовлетворены; с департамента здравоохранения Костромской области в пользу Кузнецовой В.А. взысканы денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата «...» («...»), в размере 1 144 руб.

В апелляционной жалобе представитель департамента здравоохранения Костромской области Пекишев П.В. просит решение мирового судьи отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Кологривского района Костромской области. В жалобе указывает, что Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, утвержденным приказом Минздрава России от <дата> , не предусмотрено обеспечение пациента лекарственным препаратом «...» («...»). В этой связи данный лекарственный препарат мог быть назначен Кузнецовой В.А. только по решению врачебной комиссии. Вместе с тем заключение врачебной комиссии о назначении Кузнецовой В.А. лекарственного препарата «...» («...») в материалах дела отсутствует. Таким образом, оснований организации обеспечения Кузнецовой В.А. этим лекарственным препаратом у департамента здравоохранения Костромской области не имелось.

В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы прокурор Кологривского района Костромской области просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель департамента здравоохранения Костромской области Пекишев П.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Заместитель прокурора Кологривского района Костромской области Кораблева Н.В. в судебном заседании полагала решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

    Остальные участники процесса в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с департамента здравоохранения Костромской области в пользу Кузнецовой В.А. денежных средств, затраченных ею на приобретение лекарственного препарата «...» («...»).

При этом мировой судья исходил из того, что Кузнецова В.А., как лицо, страдающее гематологическим заболеванием, при амбулаторном лечении которого по рецептам врачей бесплатно отпускаются лекарственные средства для лечения данного заболевания, должна быть обеспечена назначенным ей врачом гематологом ОГБУЗ «КОКБ имени Королева Е.И.» лекарственным препаратом «...» («...»), однако поскольку эта обязанность департаментом здравоохранения Костромской области исполнена не была, затраченные материальным истцом денежные средства на его приобретение подлежат взысканию с ответчика в судебном порядке.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с данными выводами суда, так как они соответствуют требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции РФ).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения». В соответствии с данным перечнем гематологические заболевания определены в качестве заболеваний, при амбулаторном лечении которых по рецептам врачей бесплатно отпускаются цитостатики, иммунодепрессанты, иммунокорректоры, стероидные и нестероидные гормоны, антибиотики и другие препараты для лечения данных заболеваний и коррекции осложнений их лечения.

Перечень категорий заболеваний при лечении которых лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания предоставляются бесплатно за счет средств регионального бюджета Костромской области, утвержден приказом департамента здравоохранения Костромской области от <дата> «О порядке информационного обмена в системе обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания граждан в рамках оказания государственной социальной помощи за счет средств федерального и регионального бюджетов на территории Костромской области». В соответствии с этим перечнем гематологические заболевания определены в качестве заболеваний, при лечении которых цитостатики, иммунодепрессанты, иммунокорректоры, стероидные и нестероидные гормоны, антибиотики и другие препараты, необходимые для лечения данных заболеваний и коррекции осложнений их лечения, предоставляются бесплатно.

Распоряжением Правительства РФ от <дата> -р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, в который включены противоопухолевые препараты, в том числе «Гидроксикарбамид».

Данный лекарственный препарат также включен в Стандарт специализированной медицинской помощи при миелопролиферативных заболеваниях, протекающих с гиперэозинофилией и идиопатическим гиперэозинофильным синдромом, утвержденный приказом Минздрава России от 07.11.2012 № 650н.

Приказом департамента здравоохранения Костромской области от <дата> утвержден порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 1.3.5, 1.4 Порядка под федеральными льготниками понимаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федерального бюджета имеют федеральные льготники, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно подпункту 2 пункта 11 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от <дата> , департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:

организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Из пункта 59 Положения следует, что департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций.

Как установлено судом, Кузнецова В.А., <дата> года рождения, является инвалидом ... группы, страдает гематологическим заболеванием, входящим в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, состоит на учете в ОГБУЗ «Кологривская районная больница» с диагнозом «...».

Врачом гематологом ОГБУЗ «КОКБ имени Королева Е.И.» Кузнецовой В.А. для лечения имеющегося у нее заболевания назначен прием лекарственного препарата «Гидроксикарбамид» («Гидреа»), включенного Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Таким образом, Кузнецова В.А. должна быть обеспечена лекарственным средством «......») в необходимом объеме.

Из дела усматривается, что ОГБУЗ «<адрес> больница» в адрес департамента здравоохранения Костромской области направлялись заявки на обеспечение Кузнецовой В.А. указанным лекарственным препаратом, однако материальный истец лекарственным препаратом в <дата> обеспечена не была, в связи с чем была вынуждена приобретать лекарственный препарат «...» («...») за счет собственных средств, на его приобретение затратила денежные средства в общей сумме 1 144 руб.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства применительно к вышеприведенным нормам закона и установив, что Кузнецова В.А. назначенным ей лекарственным препаратом Гидроксикарбамид» («Гидреа») в <дата> года обеспечена не была, суд первой инстанции правомерно посчитал, что поскольку департамент здравоохранения Костромской области, как орган исполнительной власти Костромской области, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в сфере здравоохранения, возложенную на него обязанность по организации обеспечения материального истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом не исполнил, и Кузнецова В.А. была вынуждена приобретать его за своей счет, понесенные ею расходы на приобретение лекарственного препарата подлежат взысканию с ответчика в судебном порядке.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что лекарственный препарат ...» («...») не предусмотрен Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, утвержденным приказом Минздрава России от <дата> н, об ошибочности выводов суда не свидетельствует.

Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Кузнецова В.А., как инвалид ... группы, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который включается обеспечение необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Как отмечено выше, лекарственный препарат «...» включен в утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Суд апелляционной инстанции полагает, что мировой судья при разрешении настоящего спора правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, тщательным образом исследовал доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, и оценил их с учетом требований статей 56 и 67 ГПК РФ в их совокупности.

Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене обжалуемого решения не содержат.

Поскольку нормы материального права мировым судьей применены правильно, процессуальных нарушений, перечисленных в части 4 статьи 330 ГПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного постановления, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 36 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 36 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░                                                                                                             ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.07.2023.

11-117/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Кологривского района Костромской области
Кузнецова Валентина Алексеевна
Ответчики
Департамент здравоохранения Костромской области
Другие
ОГБУЗ "Кологривская районная больница"
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Сопачева Марина Владимировна
Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
15.06.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
15.06.2023Передача материалов дела судье
19.06.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
14.07.2023Судебное заседание
21.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2023Дело оформлено
01.08.2023Дело отправлено мировому судье

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее