РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2023 года г. Королёв
Королёвский городской суд Московской области в составе:
судьи Касьянова В.Н.
при секретаре Незамаевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-106/2023 по иску ФИО1 к Окружному управлению социального развития №6 Министерства социального развития Московской области, Министерству социального развития Московской области, Министерству Финансов Московской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к Окружному управлению социального развития №6 Министерства социального развития Московской области, Министерству социального развития Московской области, Министерству Финансов Московской области, в котором, с учетом уточнений, просит признать незаконным Решение № от 25.07.2022г., дело №, об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Организация отдыха и оздоровления отдельных категорий детей»; признать незаконным Решение № от 25.07.2022г., дело №, об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Организация отдыха и оздоровления отдельных категорий детей»; обязать ответчика предоставить Государственную услугу «Организация отдыха и оздоровления отдельных категорий детей» в компенсации стоимости путевок за двоих детей в организации отдыха детей в полном объёме в сумме 92800 руб.; обязать ответчика выплатить компенсацию в течении 30 дней с момента вступления судебного акта в законную силу; присудить взыскание с ответчика в пользу истца неустойки на случай неисполнения судебного акта по настоящему делу в размере 254 руб. 24 коп. за каждый день просрочки, начиная с 31 дня начисления компенсации.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что является матерью несовершеннолетних детей: ФИО12, 10.06.2011г.р., и ФИО11,05.01.2013г.р., для которых приобрела путевки в детский оздоровительный лагерь ДОЦ Пушкино в период смены с 24.06.2022г по 14.07.2022г., оплатив стоимость путевок на сумму 92800 руб. 22.07.2022 г. она обратилась к ответчику с заявлениями о предоставлении государственной услуги «Организация отдыха и оздоровления отдельных категорий детей» в Королевское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области по компенсации (полной или частичной) стоимости путевки в организации отдыха детей и их оздоровления, как многодетной семье, приобщим все необходимые документы по списку. Между тем, обжалуемыми решениями ей было отказано в компенсации стоимости путевок. Данные отказы истец считает незаконными и необоснованными, нарушающими конституционное право истца на государственную поддержку семей, имеющих детей, нарушают право и требование на получение дополнительных мер государственной поддержки.
В судебном заседании ФИО1 поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Окружного управления социального развития №6 Министерства социального развития Московской области, Министерству социального развития Московской области просила в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представители Министерства социального развития Московской области, Министерства Финансов Московской области в судебное заседание не явились.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащим удовлетворению в части, учитывая следующее.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является матерью несовершеннолетних детей: ФИО13, 10.06.2011г.р., и ФИО16,05.01.2013г.р.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приобрела для своих детей путевки в детский оздоровительный лагерь ДОЦ Пушкино в период смены с 24.06.2022г. по 14.07.2022г., оплатив стоимость путевок на сумму 92800 руб. Услуги по договору исполнителем были оказаны, по окончанию смены, на каждого ребенка был получен обратный талон к путёвке, подтверждающий пребывания детей в данном лагере.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Королевское управление социальной защиты населения через «Региональный портал государственных и муниципальных услуг» с заявлениями № и 265157 на выплату компенсации стоимости путевки на двоих детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
25.07.2022г. Королевское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области приняло Решения (№ от 25.07.2022г.- Дело №, № от 25.07.2022г- Дело №) об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Организация отдыха и оздоровления отдельных категорий граждан» по каждому ребенку.
Решение № от 25.07.2022г.- Дело № об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Организация отдыха и оздоровления отдельных категорий детей» по следующим основаниям: «на основании от 12.01.206г № « О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» и Постановления Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по организации отдыха и оздоровления детей в Московской области» отказать ФИО19 Валерьевне в выплате компенсации стоимости путевки по следующим причинам: Предоставление неполного комплекта документов, необходимых для предоставления Государственной услуги, а именно поскольку не представлена справка о доходах за три последних календарных месяца, предшествующих четырем календарным месяцам подачи заявления.
Решение № от 25.07.2022г- Дело № об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Организация отдыха и оздоровления отдельных категорий детей» по следующим основаниям: «на основании от 12.01,206г № «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» и Постановления Правительства Московской области от 12.03.2012 № «О мерах по организации отдыха и оздоровления детей в Московской области» отказать ФИО20 ФИО6 в выплате компенсации стоимости путевки по следующим причинам: Предоставление неполного комплекта документов, необходимых для предоставления Государственной услуги, а именно поскольку не представлена справка о доходах за три последних календарных месяца, предшествующих четырем календарным месяцам подачи заявления (декабрь 2021г, январь-февраль 2022г.).
В соответствии с Распоряжением Правительства Московской области от 17.05.2022 № 347-РП «Об утверждении организационной структуры Министерства социального развития Московской области» с 01.09.2022 утверждена новая организационная структура Министерства социального развития Московской области, согласно которой Королевское управление социальной защиты население преобразовано в Окружное управление социального развития № 6.
Истец считает приведенные решения незаконными и необоснованными, нарушающими конституционное право истца на государственную поддержку семей, имеющих детей, нарушают право и требование на получение дополнительных мер государственной поддержки, поскольку ответчик расширил перечень документов, необходимых для получения данного вида государственной услуги.
Давая оценку законности оспариваемого решения, суд принимает во внимание следующее.
В силу положений п.2 ст.16 Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", дети из многодетных семей имеют право на частичную или полную компенсацию стоимости путевки в санаторно-курортные организации и организации отдыха детей и их оздоровления.
Постановлением Правительства МО от 28.06.2022 N 679/23 был утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению отдыха и оздоровления отдельных категорий детей. Данное постановление было официально опубликовано 12.07.2022 г., соответственно применим к правоотношениям, возникшим с 13.07.2022 г.
Как было установлено судом, при рассмотрении заявлений истца о компенсацию стоимости путевок в санаторно-курортную организацию, ответчик руководствовался требованиями указанного Порядка.
Пунктом 42 Порядка предусмотрено, что предоставление частичной или полной компенсации стоимости путевки в санаторно-курортные организации и организации отдыха детей и их оздоровления осуществляется ТСП на основании заявления о предоставлении частичной или полной компенсации стоимости путевки в санаторно-курортные организации и организации отдыха детей и их оздоровления (далее - заявление о компенсации стоимости путевки), поданного заявителем в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, посредством РПГУ, а также в иных формах по выбору заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", до 10 ноября текущего года.
Из положений пункта 43 Порядка следует, что при обращении посредством РПГУ к заявлению о компенсации стоимости путевки должны быть приложены электронные образы документов, в том числе сведения, подтверждающие доходы членов семьи ребенка за три последних календарных месяца, предшествующих четырем календарным месяцам подачи заявления о компенсации стоимости путевки.
В соответствии с п.п. 50,51 Правил, руководитель ТСП не позднее 7 рабочих дней с даты регистрации заявления о компенсации стоимости путевки принимает решение: о предоставлении частичной или полной компенсации стоимости путевки в санаторно-курортные организации и организации отдыха детей и их оздоровления; об отказе в предоставлении частичной или полной компенсации стоимости путевки в санаторно-курортные организации и организации отдыха детей и их оздоровления. Основаниями для отказа в предоставлении частичной или полной компенсации стоимости путевки в санаторно-курортные организации и организации отдыха детей и их оздоровления являются: 3) представление заявителем (представителем) неполного комплекта документов, указанных в пунктах 43, 44 Порядка.
Судом установлено, что истец при обращении к ответчику за получением компенсации стоимости путевок, приложил к заявлениям справки о своих доходах за три месяца до обращения в июле 2022 год, а именно за апрель-июнь (и июль) 2022 г.
В этой связи суд принимает во внимание, что пунктом 15 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению отдыха и оздоровления отдельных категорий детей, утвержденного Постановления Правительства МО от 12.03.2012 N 269/8, действительно было установлено, что для получения компенсации (полной или частичной) стоимости путевки в организации отдыха детей и их оздоровления и санаторно-курортные организации необходимы было представить документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения за получением компенсации (полной или частичной) стоимости путевки в организации отдыха детей и их оздоровления и санаторно-курортные организации.
Данный Порядок был утвержден абзацем вторым пункта 1 Постановления Правительства МО от 12.03.2012 N 269/8 «О мерах по организации отдыха и оздоровления детей в Московской области», который был признан утратившим силу Постановлением Правительства МО от 01.08.2022 N 781/26, применимо к правоотношениям, возникшим с 13 июля 2022 года.
Таким образом, на период обращения истца с заявлениями о компенсации стоимости путевок (ДД.ММ.ГГГГ), Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению отдыха и оздоровления отдельных категорий детей, утвержденный Постановления Правительства МО от 12.03.2012 N 269/8 прекратил свое действие, и действовал Порядок, утвержденный Постановлением Правительства МО от 28.06.2022 N 679/23, в силу чего изменились требования к предоставляемым сведениям о доходах семьи, и для принятия решения требовались сведения о доходах семьи не за три месяца, предшествующих месяцу обращения за получением компенсации стоимости путевки, как было представлено ФИО1, а за три последних календарных месяца, предшествующих четырем календарным месяцам подачи заявления о компенсации стоимости путевки.
Между тем, приложение ФИО1 к заявлениям о компенсации стоимости путевок справки о доходах за три месяца, предшествующих месяцу обращения за получением компенсации, в соответствии с требованием Порядка, прекратившего действие за 10 дней до даты обращения, вместо справки о доходах за три последних календарных месяца, предшествующих четырем календарным месяцам подачи заявления о компенсации, как это предусмотрено действующим Порядком, само по себе не может расцениваться как достаточное для принятия решений об отказе в предоставлении компенсации стоимости путевок, поскольку ФИО1 не уклонялась от предоставления необходимых документов, с ее стороны не имелось фактов злоупотребления правом при обращении, а предоставление ненадлежащего документа объективно вызвано изменением правового регулирования порядка предоставления компенсаций именно в период возникновения правоотношений, связанных с реализацией права на получение компенсации (приобретение путевок и осуществление отдыха детей по ним происходило в период до введения нового Порядка).
При этом, ответчик не был лишен возможности самостоятельного получения недостающих сведений в рамках межведомственного информационного взаимодействия, и более того, обязан был получить такие сведения в возникшей ситуации.
Так, из положений пункта 45 Порядка утвержденного постановлением Правительства МО от 28.06.2022 N 679/23, следует, что для рассмотрения заявления о компенсации стоимости путевки ТСП запрашивает в рамках межведомственного информационного взаимодействия следующие документы (сведения): в Федеральной налоговой службе: сведения, подтверждающие доходы членов семьи ребенка за три последних календарных месяца, предшествующих четырем календарным месяцам подачи заявления о компенсации стоимости путевки.
Пунктом 46 Порядка предусмотрено, что документы (сведения), указанные в пункте 45 Порядка, могут быть представлены заявителем по собственной инициативе в виде электронных образов документов.
Таким образом, приведенным Порядком не устанавливается безусловной обязанности именно заявителя предоставлять сведения, подтверждающие доходы членов семьи ребенка за три последних календарных месяца, предшествующих четырем календарным месяцам подачи заявления о компенсации стоимости путевки, и данные сведения могут быть предоставлены как заявителем, так и быть получены самим ТСП в рамках межведомственного информационного взаимодействия. В этой связи, само по себе не предоставление заявителем таких сведений не может расцениваться как достаточная причина для отказа в предоставлении компенсации.
При таких обстоятельствах, решения об отказе в предоставлении компенсации № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, по одному лишь формальному основанию – приложение заявителем сведений о доходах не за тот период, при том, что ответчик имел возможность и обязан получить недостающие сведения в порядке межведомственного информационного взаимодействия, суд считает необходимым признать незаконными, нарушающими права истца, предусмотренные приведенными положениями закона.
В этой связи суд считает необходимым обязать Окружное управление социального развития №6 Министерства социального развития Московской области повторно рассмотреть заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о выплате компенсации стоимости путевок, с учетом полномочий ответчика, предусмотренных пунктом 45 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению отдыха и оздоровления отдельных категорий детей (утв. Постановлением Правительства МО от 28.06.2022 N 679/23).
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности выплатить компенсацию стоимости путевки, поскольку согласно конституционному принципу разделения властей, суд не подменяет собой органы государственной власти и местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции. При этом, вопрос о наличии у истца права на получение компенсации может быть разрешен компетентным органом только при наличии сведений о доходах за три последних календарных месяца, предшествующих четырем календарным месяцам подачи заявления о компенсации стоимости путевки, которые ответчик обязан получить с учетом полномочий ответчика, предусмотренных пунктом 45 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению отдыха и оздоровления отдельных категорий детей (утв. Постановлением Правительства МО от 28.06.2022 N 679/23), и на основании полученных сведений принять соответствующее решение.
В этой связи не подлежат удовлетворению также и требования о взыскании неустойки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить в части.
Признать решение Королевского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным.
Признать решение Королевского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным.
Обязать Окружное управление социального развития №6 Министерства социального развития Московской области повторно рассмотреть заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о выплате компенсации стоимости путевок, с учетом полномочий ответчика, предусмотренных пунктом 45 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению отдыха и оздоровления отдельных категорий детей (утв. Постановлением Правительства МО от 28.06.2022 N 679/23).
В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности выплатить компенсацию стоимости путевки и взыскании неустойки отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Королёвский городской суд в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Решение изготовлено в окончательной форме 16.03.2023 г.