Дело № 2-2832/2023
УИД 44RS0001-01-2023-002329-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2023 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Комиссаровой Е.А.
при секретаре Приказчиковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Е.В., М.С., П.А., С.Н., И.А.С., Р.И., К.А., Г.А., М.А., С.И., О.Е., О.Е.В., П.М.А., А.А.В, А.М.А., муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с вышеуказанным иском, требования обоснованы тем, что здание по адресу: 1 является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой А.П. Усова», 1788., 1870-е гг. (далее Объект). Объект поставлен на государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры». Приказом Минкультуры Российской Федерации от 15.10.2015 № 9197-р Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный № 441510223360005. Предмет охраны Объекта утвержден приказом инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области (далее Инспекция) от 13 декабря 2016 года № 195. Границы и правовой режим использования территории Объекта установлены приказом Инспекции от 15 ноября 2016 года № 175.
Приказом Инспекции от 6 мая 2020 года № 60 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Согласно Плану работ по сохранению объекта культурного наследия и его территории необходимо: п. 1 выполнить ремонт водосточной системы по периметру Объекта. Срок выполнения работ до 1 мая 2021 года.
П. 2 организовать работы по разработке и согласованию проектной документации на проведение по сохранению Объекта. Срок выполнения работ до 1 мая 2021 года.
П. 3 организовать работы по сохранению Объекта, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ. Срок выполнения работ до 1 ноября 2022 года.
Объект используется как жилой дом с нежилыми помещениями. Ответчики являются собственниками помещений в здании.
Приказ инспекции от 6 мая 2020 года № 60 об утверждении охранного обязательства на Объект направлялся в адрес собственников, в том числе бывших.
Статьей 307 ГК РФ предусмотрено, что обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований. В силу требований п. 3 ст. 307 ГК РФ при исполнении обязательств стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию. При этом согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий в силу ст. 310 ГК РФ не допускаются. В связи с тем, что до настоящего времени Ответчиками не организовано проведение работ по его сохранению, инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области вынуждена обратиться в суд с настоящим исковым заявлением. Уклонение от проведения работ по сохранению является неисполнением взятого Ответчиками на себя обязательства перед Обществом и Государством по сохранению Объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность и может привести к его утрате.
Истец просит обязать ответчиков - собственников объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой А.П. Усова, 1788, 1870-е гг.», расположенного по адресу 1 исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно
1) организовать разработку и согласование в установленном
законодательством порядке проектной документации на проведение работ по
сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой А.П. Усова, 1788, 1870-е гг.», расположенного по адресу 1 в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
2) организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой А.П. Усова, 1788, 1870-е гг.», расположенного по адресу 1 в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «УК «Комфортные условия», Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области, ОГБУ «Наследие», межведомственная комиссия администрации города Костромы в лице Управления строительства и капитального ремонта администрации города Костромы.
Представитель Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области в судебном заседании в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, просили рассматривать в отсутствие истца.
Ответчики явку в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом, ранее в судебном заседании иск не признали, полагали, что требования иска должны быть предъявлены к управляющей компании.
Третьи лица извещены надлежащим образом, извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
К объектам культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесены памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями.
Согласно п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
В соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования (п. 1).
Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия (п. 2).
Согласно ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; не использовать объект культурного наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (п. 1).
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (п. 2).
В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Согласно положениям ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. ст. 307, 309 ГК РФ, при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Судом установлено, что здание по адресу: 1 является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой А.П. Усова», 1788., 1870-е гг. (далее Объект).
Объект поставлен на государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры».
Приказом Минкультуры Российской Федерации от 15.10.2015 № 9197-р Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный № 441510223360005.
Предмет охраны Объекта утвержден приказом инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области (далее Инспекция) от 13 декабря 2016 года № 195. Границы и правовой режим использования территории Объекта установлены приказом Инспекции от 15 ноября 2016 года № 175.
8 апреля 2020 года был составлен Акт технического состояния объекта культурного наследия № 186-04.
Приказом Инспекции от 6 мая 2020 года № 60 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Согласно Плану работ по сохранению объекта культурного наследия и его территории необходимо:
пункт 1 выполнить ремонт водосточной системы по периметру Объекта. Срок выполнения работ до <дата>.
пункт 2 организовать работы по разработке и согласованию проектной документации на проведение по сохранению Объекта. Срок выполнения работ до <дата>.
пункт 3 организовать работы по сохранению Объекта, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ. Срок выполнения работ до <дата>.
Объект используется как жилой дом с нежилыми помещениями. Е.В., М.С., П.А., С.Н., И.А.С., Р.И., К.А., Г.А., М.А., С.И., О.Е., О.Е.В., П.М.А., А.А.В, А.М.А., муниципальное образование городской округ город Кострома являются собственниками помещений в здании.
Приказ инспекции от 6 мая 2020 года № 60 об утверждении охранного обязательства на Объект направлялся в адрес собственников, в том числе бывших.
Как указал истец и следует из материалов дела пункты 2 и 3 Плана работ по сохранению объекта культурного наследия собственниками не выполнены.
До настоящего времени заданий и разрешений на проведение ремонтно-реставрационных работ в отношении Объекта инспекцией не выдавалось, проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не представлялась и не согласовывалась. Заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Одной из особенностей использования объекта культурного наследия является обременение пользователя таким объектом обязательствами по его сохранению.
Судом установлено и объективно подтверждается материалами дела, что, несмотря на то, что вышеуказанный объект культурного наследия требует безотлагательных мер по сохранению, ответчиками фактически не организовано проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Обязательные требования п. 1 ст. 47.3 от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не соблюдены.
С учетом изложенного, заявленные требования к собственникам объекта культурного наследия суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, суд считает необходимым указать следующее.
Согласно пунктов 1, 5, 6 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Результаты обследования и проектирования будут представлены истцу, который при соблюдении необходимых требований и утвердит перечень необходимых работ по сохранению объекта культурного наследия.
Тем самым ответчики для исполнения решения суда должны будут обратиться с к соответствующим специализированным лицам по вопросам разработки проектной документации и собственно проведению работ по сохранению объекта культурного наследия.
При этом в распоряжении Инспекции имеется паспорт объекта культурного наследия, включающий в себя описание объекта и его особенности, исходя из которых соответствующая лицензированная организация имеет возможность провести необходимое исследование и разработать проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истец просит установить ответчику срок для выполнения работ по разработке проектной документации 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия 24 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Оснований для изменения данных сроков суд не усматривает, при этом учитывает, что ранее установленные Инспекцией сроки уже истекли, однако собственниками задание по проведению необходимых работ не выполнено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области удовлетворить.
Обязать Е.В., М.С., П.А., С.Н., И.А.С., Р.И., К.А., Г.А., М.А., С.И., О.Е., О.Е.В., П.М.А., А.А.В, А.М.А., муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы – собственников объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой А.П. Усова, 1788., 1870-е г.», расположенного по адресу: 1 организовать работы по сохранению указанного объекта культурного наследия, а именно:
организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения «Дом жилой А.П. Усова, 1788., 1870-е г.», расположенного по адресу: 1 в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой А.П. Усова, 1788., 1870-е г.», расположенного по адресу: 1 в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в течение 24 месяцев.
Разъяснить ответчикам, что они вправе подать в Свердловский районный суд г. Костромы заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья