Дело №12-32/2019
УИД 43RS0010-01-2020-000802-32
Р Е Ш Е Н И Е
01 сентября 2020 года пгт Кумены
Судья Куменского районного суда Кировской области Дербенёва Н.В.,
при секретаре Милковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, привлекаемого к административной ответственности, С.А. на постановление по делу об административном правонарушении №, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором территориального отдела государственного автодорожного надзора по Кировской области по части 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным старшим государственным инспектором территориального отдела государственного автодорожного надзора по Кировской области Приволжского МУГАДН, Терентьев С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Обстоятельства инкриминируемого Терентьеву С.А. административного правонарушения состоят в следующем. ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 30 мин. на 41 км. автодороги Киров-Вятские Поляны Кировской области, расположенном на территории Куменского района, в ходе контрольного мероприятия, проводимого на основании рейдового задания, утвержденного распоряжением руководителя указанного территориального органа, выявлено, что водитель Терентьев С.А. управлял транспортным средством марки <данные изъяты> (перевозчик ООО "<данные изъяты>", путевой лист от ДД.ММ.ГГГГ №) при движении по маршруту "г.Киров-г.Малмыж" без прохождения предрейсового медицинского осмотра в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ, а именно в путевом листе отсутствовали сведения о проведении предрейсового медицинского осмотра (дата, время проведения предрейсового медицинского осмотра водителя, подпись, фамилия и инициалы медицинского работника, проводившего предрейсовый медицинский осмотр водителя), чем, по мнению, должностного лица территориального отдела гос.автодорожного надзора были нарушены требования: п.п.2 п.7,п.16 приказа Минтранса РФ №152 от 18.09.2008 г. "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов"; п.11 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. №7; ч.1 ст.20, ч.1,ч.3 ст.23 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения"; п.8, п.9 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров", утвержденных приказом Минздрава РФ №835н от 15.12.2014 г.,п.4 п.5 ч.2 ст.46 Федерального закона РФ от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах ораны здоровья граждан в РФ".
Со ссылкой на приведенные выше обстоятельства сделан вывод о наличии в действиях Терентьева С.А., управлявшего транспортным средством при перевозке груза без прохождения в установленном порядке предрейсового медицинского осмотра, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
С вынесенным постановлением Терентьев С.А. не согласен, в поданной им жалобе просит отменить постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, указывая в обоснование жалобы следующее. Путевой лист, на который ссылается гос.инспектор, был выдан ДД.ММ.ГГГГ для поездки в <адрес> с целью доставки туда груза. Отметки медика в этом путевом листе нет, т.к. данная поездка фактически не выполнялась, поскольку покупатель отказался от груза. Вместе с тем, согласно приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №- с ДД.ММ.ГГГГ путевой лист оформляют строго на смену или на рейс. При поездке в г.Киров путевого листа не было, т.к. он (Терентьев С.А.) осуществлял поездку по личным делам (ехал в больницу на консультацию). При этом перевозку пассажиров, грузов, багажа не выполнял, а значит, как считает Терентьев С.А., путевой лист при выполнении данной поездки оформлять не было необходимости, что предусмотрено пунктом 2 статьи 6 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Кроме того, ссылается на нарушение процессуальных требований, т.к. не был уведомлен о составлении административного протокола и его рассмотрении. Копии административного протокола от ДД.ММ.ГГГГ и постановления, вынесенного по результатам его рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ, получил посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ.
Должностное лицо территориального отдела государственного автодорожного надзора по Кировской области в отзыве на жалобу указал, что в силу действующего законодательства, приведенного в ныне обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие допуск водителя к управлению транспортным средством, обязаны обеспечить прохождение им предрейсового медицинского осмотра в установленном порядке, с отметкой этих сведений в путевом листе.
Водитель Терентьев С.А. на момент остановки транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ представил путевой лист от ДД.ММ.ГГГГ, выданный ООО "Анна", срок действия которого был ДД.ММ.ГГГГ Другого путевого листа не было. Терентьев С.А. пояснил, что предрейсовый осмотр ДД.ММ.ГГГГ не проходил, работает водителем в ООО "Анна", с нарушением согласен, что нашло отражение в акте осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ Замечаний по оформлению данного акта не выразил.
Полагает, что независимо от цели поездки, наличия или отсутствия пассажиров и грузов, водителем должен быть пройден предрейсовый медицинский осмотр, организованный юридическим лицом или ИП, осуществляющим эксплуатацию транспортного средства.
Также оспаривает доводы жалобы о том, что Терентьев С.А. не был извещен о составлении административного протокола и его рассмотрении, т.к. в материалах дела имеются соответствующие уведомления, свидетельствующие об обратном. В связи с неявкой лица, привлекаемого к административной ответственности, данные документы своевременно были направлены в его адрес. Считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, Терентьев С.А. не явился, выразил согласие на рассмотрение дела в его отсутствие. Должностное лицо территориального отдела автодорожного надзора по Кировской области об уважительности причин неявки суд не уведомил, ходатайства об отложении дела не заявил. О дате времени и месте судебного заседания был своевременно и надлежаще извещен.
При данных обстоятельствах суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие указанных выше лиц.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и наземного электрического транспорта», а в части неурегулированной данным Федеральным законом - другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Статья 6 указанного Федерального закона содержит положения о путевых листах, устанавливая, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной правовой нормы Приказом Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 г. №152 утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.
Часть 2 статьи 6 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и наземного электрического транспорта» устанавливает запрет на осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов, в том числе, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Аналогичное правовое регулирование выдачи путевых листов установлено пунктом 9 приведенных выше Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 г. №152, согласно которого путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
Таким образом, из изложенного следует, что в отсутствие пассажиров, багажа, грузов допускается управление и эксплуатация грузовых автомобилей без оформления путевых листов.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ определены Федеральным законом РФ от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статьей 20 которого установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам при эксплуатации транспортных средств; в статье 23 данного Федерального закона раскрыто понятие медицинского обеспечения безопасности дорожного движения, в которое, в числе прочих, включается проведение обязательных предварительных, периодических, предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.
Обязанность по организации проведения обязательных медицинских осмотров водителей транспортных средств возложена на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств. (статья 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
О том же указано в п.11 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. №7,
Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства. (часть 3 статьи 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения).
Аналогичные положения условий и порядка проведения предрейсового медицинского осмотра предусмотрены п.4, п.6 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных медицинских осмотров, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 г. №835н, из смысла и содержания которых следует, что предрейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, работающих в качестве водителей транспортного средства. При этом согласно п.9 названного порядка организация проведения обязательных предсменных, медицинских осмотров возлагается на работодателя.
Из материалов дела об административном правонарушении видно, что в ходе проведения планового (рейдового) обследования транспортных средств должностными лицами территориального отдела государственного автодорожного надзора ДД.ММ.ГГГГ в 10 ч.30 мин. на 41 км. автодороги "Киров-Вятские Поляны" было произведен осмотр автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, которым управлял Терентьев С.А. Эксплуатация данного транспортного средства на момент его осмотра осуществлялась без груза, пассажиров и багажа, что подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного после осмотра транспортного средства. (л.д.№).
Доказательств, опровергающих утверждения лица, привлекаемого к административной ответственности, Терентьева С.А. о том, что поездки по путевому листу от ДД.ММ.ГГГГ по маршрутам: «Малмыж-Чебоксары», «Малмыж –Казань» фактически не выполнялись, в связи с чем, в полном объеме не были заполнены реквизиты данного документа (в том числе о прохождении им предрейсового мед.осмотра), не представлено. Обстоятельства об отмене указанных поездок были подтверждены и руководителем ООО «<данные изъяты>», которым был выдан данный путевой лист.
Следует принять во внимание, что в силу требований части 3 статьи 1.5 КоАП РФ Терентьев С.А. не обязан доказывать свою невиновность, его вина должна быть доказана должностным лицом, принявшим решение о привлечении к административной ответственности. Таким образом, из изложенного следует, что выполнение Терентьевым С.А. поездки на автомобиле <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, ДД.ММ.ГГГГ с использованием указанного выше путевого листа доказательственно не подтверждено, а потому отсутствие в нем отметки о прохождении предрейсового медицинского осмотра не свидетельствует о наличии в действиях данного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 статьи 12.131.1 КоАП РФ.
При эксплуатации Терентьевым С.А. автомобиля ДД.ММ.ГГГГ перевозка груза, багажа или пассажиров не осуществлялась, а потому в силу данных обстоятельств и положений части 2 статьи 6 Федерального Закона «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», п.9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, оформление путевого листа не являлось обязательным, и на данную дату он фактически не выдавался, доводы о чем приведены в жалобе Терентьева С.А. и подтверждены сведениями, представленными ООО «<данные изъяты>». Доказательств обратного материалы дела не содержат. Часть 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ, по которой квалифицированы действия Терентьева С.А., так же содержит указание о составе административного правонарушения при управление транспортным средством при перевозке груза, пассажиров или багажа. В рассматриваемом случае ничего из перечисленного не было.
При этом, следует учесть, что из смысла и содержания п.10 названных выше Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов- путевой лист подлежит выдаче на каждую смену или рейс, в связи с чем, путевой лист от ДД.ММ.ГГГГ был не применим к поездке, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ; к тому же он был выдан на выполнение других маршрутов ("Малмыж-Чебоксары", "Малмыж-Казань"), а ДД.ММ.ГГГГ Терентьев С.А. ехал по маршруту «Малмыж-Киров», который в путевом листе не указан.
Выраженное Терентьевым С.А. в акте от ДД.ММ.ГГГГ согласие не конкретизировано, в связи с чем, нельзя сделать достоверный вывод о том - с чем именно он был согласен- с установочными данными (и какими именно из них) или с указанным в акте нарушением. С учетом этого, и исходя из законодательно установленного принципа презумпции невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, данное согласие Терентьева С.А. в отсутствие иных доказательств, свидетельствующих о его виновности в совершении административного правонарушения, нельзя признать допустимым.
Исходя из вышеизложенного, прихожу к выводу об отсутствии в действиях Терентьева С.А. состава инкриминируемого ему административного правонарушения, в связи с чем, вынесенное в отношении него постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по части 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ, нельзя признать законным, а потому данное постановление подлежит отмене, с прекращением производства по делу об административном правонарушении.
Доводы жалобы о допущенных процессуальных нарушениях доказательственного подтверждения не нашли.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором территориального отдела государственного автодорожного надзора по Кировской области Приволжского МУГАДН в отношении Терентьева С.А. по ч.2 ст.12.31.1 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в десятидневный срок со дня вручения или получения копии решения, с подачей жалобы через Куменский районный суд Кировской области.
Судья Н.В.Дербенёва