Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-939/2022 от 26.01.2022

Гр.д. № 2-939/2022

УИД 24RS0028-01-2021-005524-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Норильск Красноярского края 07 июня 2022 года

Норильский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Гинатулловой Ю.П.,

при секретаре Гаризан Л.М.,

с участием представителя истца Семенова О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терехова Е.М. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о назначении и выплате пенсии по инвалидности,

УСТАНОВИЛ:

Истец Терехова Е.М. обратилась в суд с исковым заявлением (с учетом уточнений) к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (далее – ОПФР по Красноярскому краю) о назначении и выплате пенсии по инвалидности, мотивируя требования следующим. С ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена инвалидность 3 группы по слуху бессрочно. ДД.ММ.ГГГГ Терехова Е.М. обратилась в клиентскую службу УПФР в г. Норильске Красноярского края с заявлением о назначении пенсии по инвалидности. Никаких документов, подтверждающих прием заявления, истцу не выдали, дополнительных документов не запросили. Первую выплату истец получила в размере 998, 32 руб., и в связи с тем, что посчитала размер установленной пенсии низким, обратилась повторно в клиентскую службу УПФР в г. Норильске Красноярского края за получением разъяснений о размере пенсии. Работник клиентской службы УПФР в г. Норильске Красноярского края сообщила истцу о необходимости отказа от набора социальных услуг и самостоятельно, в присутствии истца, оформила заявление через личный кабинет истца на портале Госуслуг ДД.ММ.ГГГГ. О том, что пенсия Терехова Е.М. не была назначена работник клиентской службы УПФР в г. Норильске Красноярского края не сообщила. Более того, работник УПФР в г. Норильске Красноярского края, зная, что истец является инвалидом 3 группы, и зная, что истцу не назначена пенсия по инвалидности, не разъяснила Терехова Е.М. право на её получение, не сообщила о необходимости подачи отдельного заявления, в связи с чем, истец была уверена, что ей назначена пенсия по инвалидности в данном размере. В 2021 году Терехова Е.М. переехала в г. Красноярск и ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР в Свердловском районе г. Красноярск (межрайонное) для перевода пенсионных выплат в данное подразделение, где узнала, что Решением УПФР в г. Норильске Красноярского края истцу назначили только ежемесячную денежную выплату в размере 2073,51 руб., при этом, страховая пенсия по инвалидности в соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) истцу с ДД.ММ.ГГГГ не назначена. Социальная пенсия по инвалидности в соответствии с п. 9 ст. 3 Закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон № 166-ФЗ) истицу также не была назначена. В результате бездействий работников УПФР в г. Норильске Красноярского края, пенсия по инвалидности в соответствии со ст. 9 Закона № 400-ФЗ назначена истцу с 19.07.2021 года Решением УПФР в Свердловском районе г. Красноярск (межрайонное) в размере 25 865, 08 руб. Таким образом, истец недополучила пенсию по инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Терехова Е.М. обратилась к ответчику с заявлением о выплате пенсии по инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на которое получила ответ ДД.ММ.ГГГГ № Т-2988-1401/3453-21, в котором ответчик отказал в выплате пенсии по инвалидности за указанный период по причине отсутствия в выплатном деле заявления о назначении пенсии по инвалидности. В результате чего, истец вынуждена обратиться в суд за защитой нарушенного права. Просит суд обязать ОПФР по Красноярскому краю назначить Терехова Е.М. пенсию по инвалидности с даты обращения – с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика выплатить истцу пенсию по инвалидности с даты обращения - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере уплаченной государственной пошлины в сумме 300 руб., судебные расходы в размере уплаченных расходов на услуги представителя в сумме 27 000 руб. (л.д. 50-53, 88-91).

Истец Терехова Е.М. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, представила заявление, о рассмотрении дела в её отсутствие, направила в судебное заседание своего представителя (л.д. 92, 93, 164).

Представитель истца Терехова Е.М.Семенова О.Л., действующая на основании доверенности (л.д.100), в судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи, на заявленных требованиях, с учетом уточнений по иску, настаивала, дала пояснения, аналогичные, изложенным в исковом заявлении. Представила возражения (л.д. 170-173) согласно которым, истец обращалась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ лично в клиентскую службу УПФР в г. Норильске Красноярского края, а не посредством портала Госуслуг. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась лично в клиентскую службу за назначением пенсии по инвалидности. Специалист клиентской службы приняла от истца копии следующих документов: копия справки от ДД.ММ.ГГГГ , выданной ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России Бюро (далее - Справка МСЭ) об установлении инвалидности 3 группы с ДД.ММ.ГГГГ, копия трудовой книжки, копия свидетельства о рождении ребенка, копия паспорта, и на гостевом компьютере самостоятельно оформляла заявления от имени истца, войдя в личный кабинет Терехова Е.М. по логину и паролю, предоставленному истцом. Терехова Е.М. была уверена, что специалист клиентской службы оформляет заявление о назначении пенсии. Далее в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Терехова Е.М. самостоятельно в личном кабинете Пенсионного фонда оформляет: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ заявления о доставке пенсии и иных социальных выплат; ДД.ММ.ГГГГ (два раза) истец запрашивает у ответчика справку о размере пенсии и иных социальных выплат, получает справку ответчика о том, что не является получателем пенсии и иных социальных выплат, ДД.ММ.ГГГГ еще раз оформляет заявление о доставке пенсии и иных социальных выплат - статус «завершено успешно». Первую выплату в сумме 998,32 рубля истец получила только ДД.ММ.ГГГГ за январь 2019 года. В этот же день поступила сумма в размере: 1796,98 рублей, как посчитала истец - это сумма пенсии за ноябрь - декабрь 2018 года. Истец полагала, что ей назначена пенсия по инвалидности, но полагая что ее размер низким, обратилась лично в клиентскую службу УПФР в г. Норильске Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ с вопросом о разъяснении причин низкого размера пенсии по инвалидности, где специалист сообщила о необходимости отказа от набора социальных услуг, и на гостевом компьютере самостоятельно оформляла заявление от имени Терехова Е.М. Следующую выплату в размере 1041,25 руб. истец получила ДД.ММ.ГГГГ, в назначении платежа было указано «Зачисление пенсии» - в результате чего Терехова Е.М. была уверена, что ей назначена пенсия по инвалидности. По выписке по счету истца указанные выплаты числились как Пенсия ПФР, из чего Терехова Е.М. пришла к выводу, что это именно пенсия по инвалидности. Ответчик не доводит до сведения Терехова Е.М. информацию о том, что ей не назначена пенсия по инвалидности и о необходимости оформления заявления на получение пенсии по инвалидности, ответчик также не назначает истцу даже социальную пенсию по инвалидности, которую ответчик был обязан назначить в отсутствии заявления истца в соответствии с п. 9 ст. 3 Закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». О нарушении своего права истец узнала только ДД.ММ.ГГГГ при обращении в УПФР в Свердловском районе г. Красноярск (межрайонное). На требованиях о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг представителя в сумме 27 000 руб. не настаивает, поскольку расписку о получении денежных средств не приобщили в материалы дела.

Представитель ответчика ОПФР по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении дела не представлено, представлены возражения по иску (л.д. 142-144, 145), согласно которым ДД.ММ.ГГГГ Терехова Е.М. (работавшая по ДД.ММ.ГГГГ в ООО "НОРИЛЬСКНИКЕЛЬРЕМОНТ") обратилась в УПФР в Свердловском районе г. Красноярска (межрайонное) за установлением пенсии по инвалидности путем подачи заявления о назначении пенсии в форме электронного документа посредством передачи через "Единый портал государственных и муниципальных услуг". Согласно выписки из акта освидетельствования серия МСЭ-2017 Терехова Е.М. установлена инвалидность с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно. Решением УПФР в Свердловском районе г. Красноярска (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ Терехова Е.М. была назначена пенсия по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ (с даты обращения), так как обращение последовало по истечению 12 месяцев, после признания лица инвалидом. Ранее, ДД.ММ.ГГГГ Терехова Е.М. обращалась через Единый портал госуслуг в УПФР г. Норильска с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, как инвалиду 3 группы в соответствии с п.1 ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Решением УПФР в г. Норильске Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена ежемесячная денежная выплата с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Терехова Е.М. подавала заявление через Единый портал госуслуг в УПФР г. Норильска об отказе от получения набора социальных услуг в соответствии с ч.1 ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ"О государственной социальной помощи". Других заявлений, а также жалоб, обращений от Терехова Е.М. по вопросу не установления ей пенсии по инвалидности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не поступало. С учетом всех обстоятельств дела, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований нет.

Суд, в силу ст. 167 ГПК, считает возможным рассмотреть исковое заявление в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя истца, принимая во внимание доводы истца, изложенные в исковом заявлении, отзыв ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") определены меры социальной защиты инвалидов. В их числе - материальное обеспечение инвалидов.

Согласно ст. 27 указанного федерального закона материальное обеспечение инвалидов включает денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Среди таких денежных выплат - страховая пенсия по инвалидности, условия, порядок выплаты и назначения которой регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), ежемесячная денежная выплата инвалидам, предусмотренная ст. 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы (ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением МСЭ.

Из нормативных положений ч. 2, ч. 8 ст. 5.1, ч. 4 ст. 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 и Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений МСЭ, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 310н (далее - Порядок), следует, что признание гражданина инвалидом с установлением ему группы инвалидности производится федеральными учреждениями МСЭ в рамках регламентированной нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина. Сведения о лице, признанном инвалидом (группа, причина, ограничение жизнедеятельности, нарушенная функция организма, степень утраты профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, потребности в мерах социальной защиты), включая сведения о результатах проведенной в отношении его МСЭ, подлежат включению в федеральный реестр инвалидов, оператором которого является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Основанием для назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности является наличие у гражданина статуса инвалида, подтвержденного документально, в том числе справкой учреждения МСЭ о признании гражданина инвалидом, сведениями о лице, признанном инвалидом, содержащимися в федеральном реестре инвалидов (ст. 27, 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Главой 5 "Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии" (ст. 21 - 29) Федерального закона "О страховых пенсиях" определены в том числе условия и порядок назначения и выплаты страховых пенсий, а также основания и порядок приостановления и прекращения выплаты страховых пенсий.

Положениями ч. 9 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Согласно частей 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Согласно части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 года N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.

Судом установлено, что Терехова Е.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ установлена третья группа инвалидности бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2017 (л.д. 12).

Согласно информационных ресурсов Пенсионного фонда РФ ДД.ММ.ГГГГ от Терехова Е.М. поступило заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты (далее – ЕДВ) в соответствии с п.1 ст.28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в УПФР в <адрес> края (л.д. 85-86, 116).

К заявлению приложена копия справки МСЭ-2017 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 87).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ ОПФР по Красноярскому краю Терехова Е.М. назначена ежемесячная денежная выплата на основании пункта 1 статьи 28.1 ФЗ , как инвалиду 3 группы с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26).

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец самостоятельно в личном кабинете Пенсионного фонда оформляет: ДД.ММ.ГГГГ - заявление о доставке пенсии и иных социальных выплат (без указания реквизитов банка) - статус - «завершено успешно»; ДД.ММ.ГГГГ - заявление о доставке пенсии и иных социальных выплат (с указанием реквизитов банка) - «завершено успешно»; ДД.ММ.ГГГГ (два раза) Терехова Е.М. запрашивает в ОПФР справку о размере пенсии и иных социальных выплат, получает справку ответчика о том, что истец не является получателем пенсии и иных социальных выплат. ДД.ММ.ГГГГ после получения справки об отсутствии выплат истец повторно оформляет заявление о доставке пенсии и иных социальных выплат – статус «Завершено успешно». ДД.ММ.ГГГГ Терехова Е.М. повторно запрашивает у ответчика справку о размере пенсии и иных социальных выплат, получает справку о том, что истцу назначена Ежемесячная денежная выплата инвалидам в размере 998,32 рубля с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно (л.д. 177-194).

ДД.ММ.ГГГГ Терехова Е.М. подала заявление через информационные ресурсы Пенсионного фонда РФ в УПФР <адрес> об отказе от получения набора социальных услуг в соответствии с ч.1 ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (л.д. 146-148).

Как следует из выписок по счету Терехова Е.М., выплату в сумме 998,32 рубля истец получила ДД.ММ.ГГГГ за январь 2019 года, в этот же день поступила сумма в размере 1796,98 рублей, название операции – Пенсия ПФР. Выплату в размере 1 041,25 руб. истец получила ДД.ММ.ГГГГ, название операции – Пенсия ПФР (л.д. 197-199), согласно распечатки Мобильного банка в назначении платежа указано «зачисление пенсии» (л.д. 195-196).

Согласно возражений на иск представителя ОПФР по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, ответа на запрос от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Терехова Е.М. обратилась в УПФР в Свердловском районе г. Красноярска (межрайонное) за установлением пенсии по инвалидности путем подачи заявления о назначении пенсии в форме электронного документа посредством передачи через "Единый портал государственных и муниципальных услуг". Ранее, ДД.ММ.ГГГГ Терехова Е.М. обращалась через Единый портал госуслуг в УПФР г. Норильска с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, как инвалиду 3 группы в соответствии с п.1 ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". ДД.ММ.ГГГГ Терехова Е.М. подавала заявление через Единый портал госуслуг в УПФР г. Норильска об отказе от получения набора социальных услуг в соответствии с ч.1 ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ"О государственной социальной помощи". Других заявлений, а также жалоб, обращений от Терехова Е.М. по вопросу не установления ей пенсии по инвалидности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не поступало (л.д. 129, 142-143).

Однако из ответа ОПФР по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Терехова Е.М. ДД.ММ.ГГГГ лично обратилась в клиентскую службу Кировского района УПФР в Свердловском районе г. Красноярска (межрайонное) с заявлением о запросе выплатного дела. Кроме того, при приеме заявления о запросе выплатного дела, ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление о назначении страховой пенсии по инвалидности в соответствии со ст. 9 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, посредством личного кабинета гражданина на официальном сайте Пенсионного фонда РФ (л.д. 115-116).

ДД.ММ.ГГГГ ОПФР по Красноярскому краю было вынесено решение о назначении пенсии по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 115-116, 117).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Терехова Е.М. осуществляла непрерывную трудовую деятельность (л.д. 103-113), имеет несовершеннолетнего ребенка Стопинского А.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 114).

В соответствии с Приказом Минтруда России от 04.08.2021 N 538н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", для назначения страховой пенсии по инвалидности необходимы документы (сведения): о том, что гражданин является инвалидом; подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий"; об индивидуальном пенсионном коэффициенте (п. 8).

Терехова Е.М. в день обращения в Пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ, имела право на назначение ей страховой пенсии по инвалидности в соответствии со ст. 9 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.

Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.

Таким образом, основанием для назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности является наличие у гражданина статуса инвалида, подтвержденного документально, в том числе справкой учреждения медико-социальной экспертизы о признании гражданина инвалидом, сведениями о лице, признанном инвалидом, содержащимися в федеральном регистре инвалидов.

В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N 10-П).

Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о назначении страховой пенсии по инвалидности.

В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о стабильности официально признанного государством статуса гражданина и приобретенных в силу этого статуса прав, в данном случае статуса инвалида и соответствующих этому статусу прав, Терехова Е.М., с ДД.ММ.ГГГГ установлена третья группа инвалидности бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2017, следовательно Терехова Е.М. является инвалидом, что дает ей право на получение страховой пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона "О страховых пенсиях".

Как следует из материалов дела, Терехова Е.М., с ДД.ММ.ГГГГ установлена третья группа инвалидности бессрочно, с ДД.ММ.ГГГГ ей назначена ЕДВ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец неоднократно оформляет заявления, запросы с целью получения информации о назначенной пенсии по инвалидности и её размере, способе доставки пенсии, в целях увеличения получаемой пенсии, ДД.ММ.ГГГГ Терехова Е.М. подала заявление через информационные ресурсы Пенсионного фонда РФ в УПФР г. Норильска об отказе от получения набора социальных услуг в соответствии с ч.1 ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (л.д. 146-148).

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Терехова Е.М. ДД.ММ.ГГГГ обращалась в УПФР г. Норильска с целью подачи заявления для оформления всех положенных выплат, предоставляемых инвалидам, в том числе и для назначения ей страховой пенсии по инвалидности. Оформление только заявления о получении только ЕДВ, явно не соответствовало цели обращения.

Одним из важнейших элементов социального обеспечения для инвалидов является пенсионное обеспечение, основное содержание которого заключается в предоставлении человеку средств к существованию, включая меры по обеспечению инвалидам доступа к пенсионным пособиям и программам.

Кроме того, пенсионный орган при обращении Терехова Е.М. с заявлением о выплате ЕДВ должен был разъяснить истцу право на получение и страховой пенсии по инвалидности, порядок ее получения и необходимость подачи заявления в пенсионный орган для ее назначения в целях своевременной реализации права на нее.

Следовательно, гражданин, являющийся инвалидом, при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о праве пенсию по инвалидности, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.

Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина, являющегося инвалидом, с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты по категории инвалид 3 группы, в первую очередь должен был разъяснить ей право на получение основной выплаты, социальной гарантии для инвалидов - страховой пенсии по инвалидности, и необходимость подачи отдельного заявления в пенсионный орган для получения страховой пенсии по инвалидности, с целью своевременной реализации права на страховую пенсию.

Между тем пенсионный орган свои обязанности по разъяснению Терехова Е.М. являющемуся инвалидом не исполнил, действия по разъяснению прав истцу на получение пенсии не предпринял. Суду не представлено доказательств того, что ответчик направлял заявления/уведомления истцу о порядке и правилах назначения страховой пенсии по инвалидности, в заявлениях Терехова Е.М. имеется её адрес, номер телефона. Одновременно, судом установлено, что Терехова Е.М. неоднократно в период с ноября 2018 года по февраль 2019 года обращалась с различными заявлениями в Пенсионный фонд.

Из представленных материалов дела не следует, что Терехова Е.М. отказалась от назначения ей страховой пенсии по инвалидности. Более того, судом установлены неоднократные обращения Терехова Е.М. в пенсионный фонд в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с различными заявлениями, в том числе и с заявлением о размере пенсии и иных социальных выплат, с заявлением о доставке пенсии и иных социальных выплат. Из выписок по счету истца, следует, что Терехова Е.М. получает пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Неподача заявления Терехова Е.М. о назначении страховой пенсии по инвалидности, при условии подачи заявления на получение ЕДВ, как инвалиду 3 группы, суд полагает нелогичным, расценивает, как заблуждение Терехова Е.М. о том, что ей было подано заявление о назначении всех выплат, предоставляемых инвалидам, в том числе и о назначении страховой пенсии по инвалидности.

При этом в ходе рассмотрения ответчик (пенсионный орган) не представил данных о том, что при обращении Терехова Е.М. с заявлением о назначении ежемесячной денежный выплаты ДД.ММ.ГГГГ, ответчик выполнил обязанность по информированию Терехова Е.М. о праве на получение страховой пенсии по инвалидности в соответствии со ст. 9 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, для реализации которого следует обратиться в пенсионный орган с соответствующим заявлением.

Исходя из вышеприведенных норм законодательства, оценив в совокупности все имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о назначении Терехова Е.М. страховой пенсии по инвалидности в соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ, и выплате Терехова Е.М. страховой пенсии по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В силу положений ст. 98 ГПК РФ с пенсионного органа в пользу истца надлежит взыскать уплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере 300 руб.

Статьей 100 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истцом заявлены ко взысканию расходы по оплате юридических услуг в размере 27 000 руб. Доказательств несения данных расходов стороной истца суду не представлено, материалы дела не содержат. Кроме того, в судебном заседании представитель истца не настаивала на взыскании данных судебных расходов в размере 27 000 руб., пояснив, что действительно стороной истца не представлено доказательств несения данных судебных расходов. В связи с чем, в удовлетворении указанных требований суд полагает необходимым отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Терехова Е.М. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о назначении и выплате пенсии по инвалидности – удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю назначить Терехова Е.М. страховую пенсию по инвалидности в соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю выплатить Терехова Е.М. страховую пенсию по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю в пользу Терехова Е.М. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Ю.П. Гинатуллова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-939/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Терехова Елена Михайловна
Ответчики
ГУ УПФ РФ по Красноярскому краю
Другие
Семенова Оксана Леонидовна
Суд
Норильский городской суд Красноярского края
Судья
Гинатуллова Юлия Павловна
Дело на странице суда
norilsk--krk.sudrf.ru
26.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
27.01.2022Передача материалов судье
31.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.03.2022Предварительное судебное заседание
01.03.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.04.2022Предварительное судебное заседание
07.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2022Судебное заседание
07.06.2022Судебное заседание
24.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее