Копия
Мотивированное решение по делу изготовлено 02.03.2023
Дело №
УИД: 66RS0№-35
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
22.02.2023 <адрес>
<адрес>
Березовский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи *** ., при секретаре судебного заседания Крохалевой Е.Г., представителя истца Бежко Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бежко В. П. к администрации <адрес> городского округа о признании незаконным решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Бежко В.П. обратился с административным иском, в обоснование которого указал, что постановлением главы муниципального образования «<адрес>» от дата № «О принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по первоочередному списку» принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом от дата № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон от дата № 5-ФЗ) и Областным законом от дата № «О предоставлении жилища в <адрес>» (далее - Областной закон от дата №).
Согласно постановлению администрации <адрес> городского округа <адрес> от дата № «О снятии Бежко В.П. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» административный истец снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Административный истец в период с дата года проходил военную службу, как сотрудник Министерства юстиции Российской Федерации, по контракту в отряде специального назначения <адрес>. С дата в составе отряда специального назначения <адрес> дважды участвовал в проведении контртеррористической операции на территории <адрес> региона Российской Федерации, принимая непосредственное участие в боевых действиях. дата Главным управлением внутренних дел <адрес> административному истцу выдано удостоверение ветерана боевых действий, действующее на всей территории Российской Федерации бессрочно.
Действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем, непосредственно не предусмотрены, поэтому те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после дата, согласно Жилищного кодекса Российской Федерации, приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях. То есть, фактически административный истец, как ветеран боевых действий, отнесен к специальной категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при наличии соответствующих правовых оснований.
Состав семьи административного истца: жена (брак зарегистрирован дата) Бежко (до брака - Авелиди) Н.Ф. - дата г.р., место рождения: <адрес>; дочь Бежко Ю. В. - дата г.р., место рождения: <адрес>; сын Бежко А. В. - дата г.р., место рождения: <адрес>.
Согласно статье 16 Федерального закона от дата № 5-ФЗ меры социальной поддержки распространяются только на самих ветеранов боевых действий, соответственно, Административный истец был принят на учет один, без членов семьи.
По нормам предоставления административному истцу на одного положено 8 кв. м общей площади жилья.
Вместе с тем, административный истец, как ветеран боевых действий, согласно статье 23.2 Федерального закона от дата № 5-ФЗ может обратиться с письменным заявлением об обеспечении жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 кв.м и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
На дату принятия на учет административный истец был зарегистрирован по месту жительства (постоянно) в 3-комнатной квартире общей площадью 54,4 кв. м по адресу: <адрес>. Всего по указанному адресу было зарегистрировано 6 человек: Административный истец (с дата), его жена, дочь (обе с дата), сын (с дата), а также Ф.Д. Авелиди и Л.И. Авелиди (родители жены, оба с дата).
В соответствии с пунктом «а» статьи 9 Областного закона от дата №-ОЗ нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имевшие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади (учетная норма площади жилого помещения (далее - учетная норма)) на одного человека. Обеспеченность административного истца составляла 10,73 кв.м (64,4 кв.м : 6 чел. = 10,73 кв.м), что не более 15 кв. м.
На дату снятия с учета административный истец также был зарегистрирован по месту жительства (постоянно) по адресу: <адрес>, <адрес>. Всего по указанному адресу зарегистрировано по месту жительства 5 человек: административный истец, жена, дочь, сын, Л.И.Авелиди. Ф.Д.Авелиди снят с регистрационного учета (актовая запись о смерти от дата №).
Жилых помещений, расположенных на территории Российской Федерации, принадлежащих на праве собственности административному истцу, не имеется. Обеспеченность жилье административного истца составляет 12,88 кв.м. (64,4 кв.м. : 5 чел. = 12,88 кв.м.), что не более 15 кв.м.
Административный истец считает постановление администрации Березовского городского округа <адрес> от дата № «О снятии Бежко В.П. с учетом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным, необоснованным, подлежащим отмене. У административного истца увеличился размер общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого человека, вследствие смерти одного из зарегистрированных. Вместе с тем, данная трактовка основания снятия с учета в качества лица, нуждающегося в жилом помещении исходя из общих норм жилищного законодательства, примененная администрацией <адрес> городского округа <адрес>, противоречит положениям Федерального закона от дата № 5-ФЗ о предоставлении ветеранам боевых действий жилья как лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий вне зависимости от положений, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
Ввиду того, что административный истец был поставлен на учет дата, то основания для снятия для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до дата, установлены ч. 2 ст. 6 Федерального закона от дата № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в силу которой граждане, принятые на учет до дата в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Административный истец не совершал действий, предусмотренных пунктами 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, соответственно, не мог быть снят по одному из данных оснований. В соответствии с ранее действовавшим законодательством, а именно согласно пункту 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса Р. одним из оснований снятия с учета, являлось улучшение жилищных условий, в результате которого отпадали основания для предоставления жилого помещения. При этом в подпункте «а» пункта 20 примерных Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Р., утвержденных постановлением Совета М. Р. от дата № «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Р.» (далее - Правила учета), указывалось, что улучшение жилищных условий имеет место, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 Правил учета). Обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи рассчитывалась согласно установленной учетной норме.
Кроме того, основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до дата давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены ст. 29 ЖК Р.. Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 ЖК Р. нуждающимися улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность той площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом М. автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных татов, в случае с Административным истцом обеспеченность жилой площадью одного человека была установлена Областным законом от дата № оставляла не более 15 кв.м. Аналогичные положения закреплены в ст. 51 ЖК РФ. В настоящее время учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. В декабре 2005 года постановлением главы муниципального образования «<адрес>» «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения на территории муниципального образования «<адрес>» от дата № установлена учетная норма на территории муниципального образования «<адрес>», исходя из которой определяется уровень обеспеченности малоимущих граждан общей площадью жилого помещения, в размере 10 кв.м., а также норма предоставления на территории муниципального образования «<адрес>», исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставленного малоимущим гражданам по договору социального найма, в размере 16 кв.м общей площади на одного человека.
Постановлением администрации <адрес> городского округа <адрес> «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения на территории <адрес> городского округа» от дата № постановление главы муниципального образования «<адрес>» от дата № утратило силу, и установлена новая учетная норма на территории <адрес> городского округа, исходя из которой определяется уровень обеспеченности малоимущих граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 10 кв.м общей площади на одного человека и норма предоставления на территории муниципального образования «<адрес>», исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставленного малоимущим гражданам по договору социального найма, в размере 16 кв.м. общей площади на одного человека.
В настоящее время обеспеченность жильем административного истца составляет 12,88 кв.м. На основании изложенного следует, что уменьшение учетной нормы после остановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях не может служить основанием для снятия их с такого учета. Иное противоречит положениям части 2 статьи 6 Федерального закона от дата № 189-ФЗ.
Административный истец просил признать незаконным постановлением администрации <адрес> округа № от дата «О снятии Бежко В.П. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий». Возложить на администрацию <адрес> городского округа <адрес> обязанность восстановить Бежко В. П. на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда.
Определением Березовского городского суда <адрес> от дата определено о переходе к рассмотрению указанного дела в порядке гражданского производства.
В судебном заседании истец Бежко В.П., его представитель Бежко Ю.В. доводы и требования иска поддержали. Дополнительно указали, что согласно Федеральному закону от дата № 5-ФЗ «О ветеранах» Бежко В.П., как военнослужащий, принимающий участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, является ветераном боевых действий (удостоверение РМ № от дата). В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от дата № 5-ФЗ «О ветеранах» Бежко В.П. представлена такая социальная защита как обеспечение жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно жилищному законодательству Российской Федерации до дата признание гражданина малоимущим в целях постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по основаниям и в порядке, которые установлены Областным законом от дата № «О предоставлении жилища в <адрес>», не требовалось. В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от дата № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до дата в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Представитель ответчика администрации <адрес> городского округа в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Ответчиком в материалы дела представлены возражения по иску, в обоснование доводов которых указано на то, что Бежко В.П. снят с регистрационного учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. На дату снятия с учета Бежко В.П. обеспечен жилой площадью, превышающей учетную норму площади жилого помещения, установленную органом местного самоуправления (10 кв.м.)
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от дата № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до дата, установлены частью 2 статьи 6 Федерального закона от дата № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до дата в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Из материалов дела следует, установлено судом, дата Бежко В.П. обратился с заявлением, в котором просил принять его учет для получения жилой площади, в качестве членов семьи указаны супруга Бежко Н.Ф., дочь Бежко Ю.В., сын Бежко А.В. (л.д.98)
На основании постановления главы муниципального образования «<адрес>» № от дата «О принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по первоочередному списку», Бежко В.П. принят на учет на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от дата № 5-ФЗ «О ветеранах» и Областным законом от дата № «О предоставлении жилища в <адрес>» (л.д. 97)
Из материалов дела также следует, что при решении вопроса о принятии Бежко В.П. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по первоочередному списку, администрацией <адрес> установлено, что в собственности недвижимого имущества Бежко В.П. и члены его семьи не имеют, зарегистрированы и проживают по адресу <адрес> (л.д. 103, 105-111). Указанное жилое помещение – квартира, общей площадью 64,4 кв.м. была предоставлена на основании ордера № № от дата Авелиди Ф.Д. (отец супруги истца) на состав семьи: Авелиди Л.И. (супруга), Бежко Н.Ф. (дочь), Бежко В.П. (зять), Бежко Ю.В. (внучка) (л.д. 104)
В настоящее время, после смерти Авелиди Ф.Д. жилое помещение на праве общей долевой собственности принадлежит Бежко Н.Ф. в 1/12 доле (супруга истца, дочь умершего Авелиди Ф.Д.), Кашаповой С.Ф. в 1/12 доле (дочь умершего Авелиди Ф.Д.), Авелиди Л.И. в 1/12 доле (супруга умершего Авелили Ф.Л.), Бежко Ю.В. в 1/4 доле (дочь истца и внучка умершего Авелиди Ф.Л.), Бежко А.В. в 1/4 доле (сын истца и внук умершего Авелиди Ф.Л.).
Из материалов дела также следует, что дата Бежко В.П. обратился с заявлением, в котором просил предоставить ему единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от дата № 5-ФЗ «О ветеранах» (л.д. 54)
Согласно постановлению администрации <адрес> городского округа <адрес> от дата № «О снятии Бежко В.П. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» истец снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д. 53).
Из содержания возражений ответчика следует, что Бежко В.П. снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения, а именно в связи с тем, что на дату снятия с учета Бежко В.П. обеспечен жилой площадью, превышающей учетную норму площади жилого помещения, установленного Администрацией <адрес> городского округа для определения уровня обеспеченности малоимущих граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением администрации <адрес> городского округа от дата № «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения на территории <адрес> городского округа» признано утратившим силу Постановление главы муниципального образования «<адрес>» от дата № «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения на территории муниципального образования «<адрес>» и установлена учетная норма площади жилого помещения на территории <адрес> городского округа, исходя из которой определяется уровень обеспеченности малоимущих граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 10,0 кв. м общей площади на одного человека.
В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от дата № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до дата в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняет право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от дата №-О-П «По жалобе гражданина Скороходова А.В. на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до дата принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
Таким образом, граждане, постановленные на учет нуждающихся до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, могут быть сняты с такого учета по, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (ст. 29 Жилищного кодекса Р.).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В то же время данное основание для снятия с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения к истцу, поставленному на такой учет дата, не применимо, следовательно, решение ответчика о снятии истца с учета является незаконным.
Ссылок на наличие каких-либо еще правовых оснований для снятия истца с учета, кроме п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановление администрации Березовского городского округа от дата не содержит.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истец подлежит восстановлению на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и включению в список граждан, состоящих на учете в администрации <адрес> городского округа в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░░░ «░ ░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░/░ ***
*** *** *** *** *** |
*** *** *** *** *** |
*** *** *** *** |