Дело № 2-96/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ольховский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Клименко С.В., при секретаре Саловой В.Г., рассмотрев 13 февраля 2013 года в с. Ольховка в открытом судебном заседании дело по иску Рязановой Ольги Александровны и Козырева Евгения Александровича к Администрации Ягодновского сельского поселения Ольховского муниципального района и Администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области о признании права собственности на доли в жилом доме и приусадебном земельном участке,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд по следующим основаниям: постановлением администрации Ягодновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № в собственность их отцу ФИО2 был передан для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок площадью 1600 кв. метров, которому в дальнейшем был присвоен адрес: <адрес>, и выдано свидетельство о праве собственности на землю за № от ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер. Наследниками первой очереди по закону являлись его жена ФИО3 и его дети Козырев Евгений Александрович и Рязанова Ольга Александровна. Наследники к нотариусу для оформления наследства не обращались, однако фактически приняли наследство, проживая в доме, где до этого жили одной семьей и пользуясь приусадебным земельным участком по указанному выше адресу. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 по договору приватизации приобрела в личную собственность жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес>,
<адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла. После её смерти истцы (дочь и сын) как наследники по закону первой очереди, не обращались к нотариусу для оформления наследства. Однако они фактически приняли наследство, оставаясь проживать в доме матери, вступив во владения этим наследственным имуществом, приняв наследство в виде жилого дома матери дома и доли матери в приусадебном земельном участке. Оформить свои права на наследственное имущество без обращения в суд они не могут, так как правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности наследодателя на дом, имеют неустранимые в настоящее время недостатки: в договоре приватизации жилое помещение указано как квартира, хотя это жилой дом, адрес объекта недвижимости отсутствует, в договоре имеются сокращения.
Истцы просят суд вынести решение о признании за ними права собственности в равных долях, то есть по 1/2 доле, на жилой дом и приусадебный земельный участок площадью 1600 кв. метров, расположенных в <адрес>.
В судебном заседании представитель истицы Рязановой О.А. – Сафронова А.А. поддержала заявленные требования. Истец Козырев Е.А. в судебное заседание представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и поддержал заявленные требования.
Ответчики в судебное заседание представили заявление о согласии с иском и рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав сторону, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно постановлению администрации Ягодновского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № и свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принадлежал на праве собственности приусадебный земельный участок площадью 1600 кв. метров в <адрес>, которому постановлением от ДД.ММ.ГГГГ присвоен адрес: <адрес>.
Согласно свидетельства о смерти ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно ст. 218 ч. 2 абзац 2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина и местом открытия наследства согласно ст.1115 ГК РФ является его последнее место жительства. Согласно ст.1112 ч. 1 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. И в силу требований ст. 1112 ГК РФ это имущество подлежит включению в состав наследственного имущества.
Умершему ФИО2 на момент открытия наследства принадлежал на праве собственности приусадебный земельный участок площадью 1600 кв. метров в <адрес>, который и подлежал включению в состав наследственного имущества.
Согласно свидетельств о рождении и браке наследниками по закону первой очереди после смерти ФИО2 являлись его жена ФИО3 и его дети - Козырев Е.А. и ФИО3 (по браку Рязанова) О.А.
Согласно ст.1153 ч. 2 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом.
Согласно справки администрации Ягодновского сельского поселения на момент смерти ФИО2 вместе с ним в доме по <адрес> в <адрес> были зарегистрированы и проживали его жена и дети (истцы).
Суд считает установленным, что ФИО3, Козырев Е.А. и Рязанова О.А., являясь наследниками первой очереди по закону, после смерти своего мужа и отца в 1994 году, вступили во владение и управление наследственным имуществом, открывшимся после смерти ФИО2 и состоящим из принадлежащего тому приусадебного земельного участка, расположенных в <адрес>.
Согласно ст.1141 ч.2 ГК РФ наследники одной очереди наследуют в равных долях.
Согласно ст. 1152 ч.4 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Следовательно, ФИО3, Козырев Е.А. и Рязанова О.А. приняли наследство после смерти ФИО2, состоящее из принадлежавшего ему приусадебного земельного участка, расположенного в <адрес>, и владели на праве собственности в равных долях указанным выше земельным участком.
Согласно договора на передачу квартир (домов) в собственность от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 получила в собственность жилое помещение, находящееся в <адрес>. Договор составлен на типовом бланке, напечатанном на машинке, куда рукописным текстом внесены сведения о продавце и приобретателях дома. Продавец дома указан как ТОО «Ягодное» в лице ФИО8 Подпись продавца удостоверена печатью ТОО «Ягодное». В договоре предмет сделки указан как квартира. В тексте договора не указан полностью адрес объекта недвижимости - только населенный пункт.
Указанные недостатки действительно препятствуют принятию данного договора учреждением юстиции для регистрации перехода права собственности на недвижимость, так как согласно ст. 18 ФЗ-122 от 21.07.1997 года документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимость и представляемые на государственную регистрацию должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для регистрации прав, в частности: документы должны содержать описание недвижимого имущества, тексты должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращений, фамилия, имя и отчество физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.
Согласно ст. 2 ФЗ-1541-1 от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе и несовершеннолетних.
Согласно показаниям свидетеля Савониной Л.Г., данное жилое помещение было выделено для проживания ФИО3 работнику бывшего совхоза «Ягодновский», в дальнейшем реорганизованного в ТОО «Ягодное». Директором совхоза и ТОО был ФИО8. В 1994 году в данном доме проживала ФИО3 с сыном Евгением и дочерью Ольгой. Муж к тому времени уже умер. Договор заключался с председателе ТОО Батуриным, оформлением договора занималась администрация ТОО. Приватизированное жилье является жилым домом. На момент приватизации нумерация домов в <адрес> не была произведена.
Эти обстоятельства подтверждаются выпиской из постановления администрации Ягодновского поселения о нумерации домов в <адрес> в 1998 году и присвоении дому ФИО3 адреса: <адрес>, данными о реорганизации совхоза, справками администрации Ягодновского сельского поселения, из которых следует, что в 1994 году в указанном доме были зарегистрированными и проживали ФИО3, Козырев Е.А., Рязанова О.А., в настоящее время Козырев Е.А. и Рязанова О.А. зарегистрированы проживающими по <адрес> в <адрес>.
Согласно технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ указанный в заявлении объект недвижимости расположен по адресу: <адрес> и представляет собой жилой дом с надворными постройками.
Таким образом, суд определяет наименование населенного пункта, где находится объект недвижимости как <адрес> и его адрес по <адрес>.
Согласно данным технического паспорта указанное в договоре жилое помещение является жилым домом, а не квартирой как указано в договоре. Таким образом, суд считает, что предмет сделки определен как жилой дом.
Таким образом, местоположения и сам предмет сделки установлены.
На основании изложенного, суд считает установленным, что настоящим договором реализовано право ФИО3 на приватизацию в личную собственность жилого помещения в виде жилого дома, занимаемого ею в государственном жилищном фонде по договору социального найма, расположенную по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 551 ч. 1 ГК РФ переход права собственности на недвижимость подлежит государственной регистрации, а согласно ст. 558 ГК РФ сам договор подлежит государственной регистрации. Согласно ст. 223 ч. 2 ГК РФ право собственности на недвижимость возникает с момента такой регистрации. Согласно ст. 131 ч. 1 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Положения данной статьи и положения Закона РФ № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не ограничивает каким-либо сроком обращение стороны по сделке для регистрации. Статья 6 ФЗ-122 признает юридически действительной государственную регистрацию прав, осуществляемую до принятия данного Закона.
Договор был зарегистрирован в Ольховском БТИ. Таким образом, требования о регистрации договора соблюдены.
Согласно ст. 218 ч. 2 абзац 2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина и местом открытия наследства согласно ст.1115 ГК РФ является его последнее место жительства. Согласно ст. 1112 ч. 1 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. И в силу требований ст. 1112 ГК РФ это имущество подлежит включению в состав наследственного имущества.
Умершей ФИО3 на момент открытия наследства принадлежал на праве собственности жилой дом и 1/3 доля приусадебного земельного участка площадью 1600 кв. метров в <адрес>, которые и подлежали включению в состав наследственного имущества.
Согласно свидетельств о рождении и браке истцы являются родными детьми умершей ФИО3 и в силу ст. 1142 ч.1 ГК РФ - наследниками по закону первой очереди.
Согласно ст.1153 ч. 2 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом.
Согласно справки администрации Ягодновского сельского поселения на момент смерти ФИО3 в её доме проживали и проживают по настоящее время её дети Козырев Е.А. и Рязанова О.А.
Суд считает установленным, что истцы, являясь наследниками первой очереди по закону, после смерти своей матери в 2010 году, вступили во владение и управление наследственным имуществом, открывшимся после смерти ФИО3 и состоящим из принадлежащего той жилого дома и 1/3 доли приусадебного земельного участка, расположенных в <адрес>.
Согласно ст.1141 ч.2 ГК РФ наследники одной очереди наследуют в равных долях.
Согласно ст.1152 ч.4 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Следовательно, Козырев Е.А. и Рязанова О.А., являющиеся собственниками по 1/3 доле приусадебного земельного участка по <адрес> в <адрес>, приняли наследство после смерти ФИО3, состоящее из принадлежавших ей жилого дома, 1/3 доли приусадебного земельного участка, расположенных в <адрес>, и в настоящее время владеют на праве собственности в равных долях указанным выше недвижимым имуществом.
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/2 ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ 1/2 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1600 ░░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/2 ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ 1/2 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1600 ░░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: