УИД 64RS0010-01-2022-000691-66 Дело № 12-1-51/2022
Решение
г. Вольск 14 апреля 2022 года
Судья Вольского районного суда Саратовской области Лештаев Д.Н.,
с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Меремьяниной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Вольского муниципального района Саратовской области на постановление № 1-066/2022 о назначении административного наказания от 25.02.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ,
установил:
25.02.2022 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Т. в отношении администрации Вольского муниципального района Саратовской области вынесено постановление № 1-066/2022 по делу об административном правонарушении, ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
В Вольский районный суд Саратовской области поступила жалоба администрации Вольского муниципального района Саратовской области на указанное постановление, в которой поставлен вопрос о его отмене, поскольку должностным лицом не установлен фактический пользователь земельного участка, порча которого инкриминируется заявителю.
В судебном заседании защитник юридического лица доводы жалобы поддержала.
Заслушав явившихся лиц, изучив письменные материалы, прихожу к следующему.
Часть 2 статьи 8.6 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Основанием для вынесения обжалуемого постановления послужило установление должностным лицом факта порчи земель на земельном участке по адресу: Саратовская область, г. Вольск, ул. Народная, в пределах кадастрового квартала №, выявленного 04.10.2021 года в рамках работы по выявлению несанкционированных свалок отходов.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Такие лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. В обоснование доводов жалобы администрацией Вольского муниципального района Саратовской области представлен договор № 151045 аренды земельного участка кадастровый номер № от 13.08.2015 года, по условиям которого администрация Вольского муниципального района Саратовской области предоставило на условиях аренды сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Вольск, ул. Народная, д. 205, общей площадью 7 872 кв.м. (л.д. 9-13). Вместе с тем, данный договор не являлся предметом исследования и оценки должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление. Кроме того, материалы представленного суду дела об административном правонарушении № 1-066/2022 не содержат сведений о статусе, принадлежности и пользователях земельного участка, порча которого инкриминируется администрации Вольского муниципального района Саратовской области. Следовательно, должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, не установлен фактический пользователь земельного участка, порча которого инкриминируется администрации Вольского муниципального района Саратовской области, не разграничены обязанности собственника и арендатора данного земельного участка по надлежащему его содержанию (с учётом сложившихся долгосрочных арендных правоотношений между ними), не отобраны объяснения у правомочного представителя арендатора, т.е. фактически не установлен субъект административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Допущенные процессуальные нарушения, как препятствующие всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, в силу ст. 30.7 КоАП РФ, влекут отмену постановления и направление дела об административном правонарушении на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, поскольку сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья решил: жалобу администрации Вольского муниципального района Саратовской области удовлетворить: постановление № 1-066/2022 о назначении административного наказания от 25.02.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении администрации Вольского муниципального района Саратовской области, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Т., отменить; направить дело в Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям на новое рассмотрение должностным лицом, правомочным рассмотреть дело. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии. Судья Д.Н. Лештаев