Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1082/2023 ~ М-431/2023 от 28.02.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июня 2023 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Карвась В.Д.

с участием прокурора Атяскиной О.А.

представителя Егорейченковой В.С. по доверенности Торопова В.А.,

представителя Администрации г.о. Тольятти Беляевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-1082/2023 по административному исковому заявлению Егорейченковой Валентины Сергеевны о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

У с т а н о в и л :

Егорейченкова В.С. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просила признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в него под пунктом 33084 нежилого помещения с кадастровым номером , под пунктом 33085 нежилого помещения с кадастровым номером , Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 22333, в части включения в него под пунктом 14397 нежилого помещения с кадастровым номером , под пунктом 14398 нежилого помещения с кадастровым номером .

Требования обоснованы тем, что в указанные пункты Перечней включены нежилые помещения, не отвечающие критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку сведения кадастрового учета не позволяли с достоверностью прийти к выводу о том, что более 20 % помещений предназначены для офисных, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Наименование здания, в котором расположены помещения, не может быть признано безусловно определенным в целях применения пп.1 п.1 и п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Мероприятия по определению фактического использования нежилых помещений на момент принятия Перечней на 2021, 2022 годы Министерством имущественных отношений Самарской области не проводились. Включение указанных объектов в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Торопов В.А. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, относительно заявленных требований представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что объекты недвижимости расположены в здании с кадастровым номером , также включенном в Перечень. Здание имеет наименование «административное», в нем по сведениям «2ГИС», размещенным в сети Интернет, расположены 6 различных организаций, в том числе офисы, которые осуществляют деятельность в сфере торговли и бытового обслуживания.

Представитель заинтересованного лица Администрации г.о. Тольятти Беляева Л.А. заявленные требования не признала, указала, что объекты включены в Перечни обоснованно по наименованию здания, в котором расположены помещения, и по фактическому использованию здания.

Заинтересованное лицо- Ли Чжон ын в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ № 2014 от 19 октября 2020 года об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год.

Приказом министерства от 22 октября 2021 года № 2233 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год.

В Перечень на 2021 год под пунктом 33084 включено нежилое помещение с кадастровым номером , под пунктом 33085- нежилое помещение с кадастровым номером .

В Перечень на 2022 год под пунктом 14397 включено нежилое помещение с кадастровым номером , под пунктом 14398- нежилое помещение с кадастровым номером .

Приказ Министерства № 2014 от 19 октября 2020 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в газете "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.

Приказ министерства № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в газете "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что Егорейченковой В.С. и Ли Чжон ын на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером площадью 2531,5 кв. м, расположенное по адресу: Самарская <адрес> наименование- нежилое помещение, назначение-нежилое.

Егорейченкова В.С. также является собственником нежилого помещения с кадастровым номером площадью 592,1 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, наименование- нежилое помещение, назначение-нежилое.

Указанные нежилые помещения располагаются в здании с кадастровым номером площадью 3123,6 кв.м, назначение – нежилое здание, наименование- административное.

Нежилое здание также включено в Перечни, однако, административный истец не пожелал оспаривать Перечни в части включения в них нежилого здания, ссылаясь на то, что налог Егорейченковой В.С. начисляется исходя из включения в Перечни нежилых помещений.

Административным истцом представлены технические планы на помещения с кадастровыми номерами , , выполненные 11 января 2021 года кадастровым инженером Рыжовой Ю.А., однако, в них отсутствуют экспликации к плану строений, вследствие чего по ним невозможно определить наименование и назначение помещений, в них расположенных.

Исходя из представленного административным истцом технического паспорта по состоянию на 17.08.1999 года, выполненного МП г.о. Тольятти «ИНВЕНТАРИЗАТОР» в нежилом помещении -1 эт, поз.3, 6 7, 8, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28,29 по адресу: г. Тольятти, б/р Ленина, № 3А на площади 592,1 кв.м. располагаются кухня, подсобные, коридор, залы, бары (площадью 7,3 кв.м и 37,5 кв.м), касса (площадью 7,7 кв.м) коридоры, санузлы.

Площадь баров как объектов общественного питания, и кассы составляет 52,5 кв. м. (8,86 % от общей площади помещения)

Остальные помещения являются подсобными, вспомогательными. Наименование помещений «зал» имеет неопределенный характер и не может расцениваться как безусловно торговый объект.

Исходя из представленного административным истцом технического паспорта, выполненного МУП г.о. Тольятти «ИНВЕНТАРИЗАТОР» по состоянию на 17.08.1999 года на помещение -1 эт. Поз. 1, 2, 4, 5, 9,10, 11, 12, 13, 14, 30, 31, 32, +1 эт. Поз. 1-93, 2 эт. Поз. 1-14, 1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 6а на площади 2531, 5 кв.м расположены подсобные, электрощитовая, торговые залы (площадью 32,4 кв.м, 29,9 кв.м, 77,8 кв.м), венткамеры, тамбуры, лестничные клетки, санузлы, коридоры, умывальники, вестибюль, кабинеты, приемная, комната отдыха, процедурные, раздевалка, фойе, киноаппаратная, зал, комната.

Площадь торговых залов составляет 140,1 кв.м, что об площади помещения составляет 5,53%.

Понятие « кабинеты» не тождественно понятию «офис», остальные помещения являются подсобными помещениями, вспомогательными которые не предназначены для размещения офисов или офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Несмотря на то, что административным истцом не оспариваются нормативные правовые акты в части включения в них здания, суд сделал запросы для истребования технической документации на помещения и на здание в целом, поскольку здание также включено в Перечни.

На запрос суда МП г.о. Тольятти «ИНВЕНТАРИЗАТОР» представил технический паспорт на здание, указав при этом, что отдельные технические паспорта на нежилые помещения изготавливаются по заявлению заинтересованного лица на основании заключенного договора подряда и не хранятся в РТД.

Из представленного МП г.о. Тольятти «ИНВЕНТАРИЗАТОР» технического паспорта на здание, выполненного по состоянию на 17.08.1999 года, следует, что в нем расположены подсобные, электрощитовая, кухня, торговые залы (площадью 32,4 кв.м, 29,9 кв.м, 77,8 кв.м), венткамеры, коридоры, залы, бары (площадью 7,3 кв.м, 37,5 кв.м), касса (площадью 7,7 кв.м), туалеты, тамбуры, умывальники, вестибюль, кабинеты, приемная, комната отдыха, процедурные, раздевалка, фойе, комната перемотки, киноаппаратная.

Исходя из этого технического паспорта торговые залы, бары, касса составляют 192,6 кв.м., что общей площади здания составляет 6,16 %.

На запрос суда филиал ППК Роскадастр по Самарской области представил технический паспорт на здание, изготовленный ЧПФ «Инвентаризатор» по состоянию 17.08.1999 года, в котором указаны помещения, идентичные тем, что отражены в техническом паспорте, представленном МП г.о. Тольятти «ИНВЕНТАРИЗАТОР».

Из представленных документов технического учета следует, что площадь торговых объектов и объектов общественного питания в здании составляет менее 20 %.

Наименование здания (административное) не может быть признано безусловно определенным в целях определения данного объекта недвижимости как объекта офисного, делового, коммерческого назначения.

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0301156:528 с видом разрешенного использования «для размещения объектов физической культуры и спорта, который не подразумевает размещение на нем офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Федеральный законодатель, устанавливая с 1 января 2014 года особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношения в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определять перечень объектов недвижимого имущества. Указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, указал, что вид фактического использования зданий ( строений, сооружений) и помещений устанавливается в соответствии с принятым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядком определения фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений ( подпункт 1 пункта 7, пункт 9).

Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение в Перечень спорного объекта по его фактическому использования как административно-делового или торгового центра является правомерным при наличии акта обследования фактического использования объекта недвижимости, проведенного в отношении каждого отдельно стоящего здания до издания нормативного правового акта в строгом соответствии с Порядком, при условии, что содержание акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.

Иные доказательства фактического использования объекта недвижимости нормами федерального законодательства не предусмотрены.

Мероприятия по определению фактического использования нежилых помещений, здания на момент принятия Перечней на 2021-2022 годы административным ответчиком не проводились.

Представленные административным истцом акты осмотра нежилых помещений с кадастровыми номерами и , выполненные кадастровым инженером Рыжовой Ю.А. 11.01.2021 года, 10.01.2022, не могут быть приняты в качестве доказательств по делу, поскольку они выполнены лицом, не уполномоченным на проведение таких осмотров.

Доказательств, подтверждающих факт использования нежилых помещений и нежилого здания в качестве офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, административный ответчик не предоставил.

Доводы административного ответчика о том, что в здании по сведениям «2ГИС», размещенным в сети Интернет, расположены 6 различных организаций, в том числе офисы, которые осуществляют деятельность в сфере торговли и бытового обслуживания, суд считает необоснованными, поскольку не представлено допустимыми доказательств размещения в здании и его помещениях более 20 % офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения нежилых помещений в Перечни не имелось, в связи с этим требования административного истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2021,2022 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования Егорейченковой Валентины Сергеевны удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014,в части включения в него по пунктом 33084 нежилого помещения с кадастровым номером , под пунктом 33085 нежилого помещения с кадастровым номером , с даты принятия.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него по пунктом 14397 нежилого помещения с кадастровым номером , под пунктом 14398 нежилого помещения с кадастровым номером , со дня принятия.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А. Родина

Мотивированное решение изготовлено 6 июля 2023 года.

3а-1082/2023 ~ М-431/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
Егорейченкова В.С.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Ли Ч.ы.
Администрация городского округа Тольятти
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
28.02.2023Регистрация административного искового заявления
02.03.2023Передача материалов судье
03.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
03.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2023Судебное заседание
03.05.2023Судебное заседание
01.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Судебное заседание
30.06.2023Судебное заседание
06.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее