Дело №2-86/2015
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
22 июня 2015 года. г. Белый.
Бельский районный суд Тверской области
в составе
председательствующего судьи Тепляковой В.К.,
при секретаре Новиковой М.В,,
с участием прокурора Степанова Д.В.,
главы администрации <адрес> сельского поселения Бельского района Тверской области Захарова Р“.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бельского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского поселения Бельского района Тверской области о признании бездействия администрации сельского поселения в части не проведения предварительного отбора участников, размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – незаконным, возложении обязанности на администрацию сельского поселения провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 г №44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
установил:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Бельского района Тверской области обратился РІ СЃСѓРґ РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц СЃ заявлением Рє администрации <адрес> сельского поселения Бельского района Тверской области (далее администрация сельского поселения) Рѕ признании бездействия администрации сельского поселения РІ части РЅРµ проведения предварительного отбора участников, размещения заказа РІ целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера – незаконным, возложении обязанности РЅР° администрацию сельского поселения провести предварительный отбор участников размещения заказа РІ целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера, РїРѕ результатам которого составить перечень поставщиков, РІ целях последующего осуществления закупок Сѓ РЅРёС… товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок СЃ соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом РѕС‚ 05.04.2013 Рі в„–44 - ФЗ «О контрактной системе РІ сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных Рё муниципальных РЅСѓР¶РґВ». Р’ обоснование СЃРІРѕРёС… требований, ссылаясь РЅР° РЅРѕСЂРјС‹ действующего законодательства, истец отметил, что Рє вопросам местного значения поселения относятся: участие РІ предупреждении Рё ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РІ границах поселения; организация Рё осуществление мероприятий РїРѕ гражданской РѕР±РѕСЂРѕРЅРµ, защите населения Рё территории поселения РѕС‚ чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий РІ области защиты населения Рё территорий РѕС‚ чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых Рё материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Р’ целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ или техногенного характера заказчики РїСЂРѕРІРѕРґСЏС‚ предварительный отбор участников размещения заказа, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям Рё которые РјРѕРіСѓС‚ РІ РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ короткий СЃСЂРѕРє без предварительной оплаты Рё (или) СЃ отсрочкой платежа осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг. РџРѕ результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, включающий РІ себя участников размещения заказа, прошедших предварительный отбор, РІ целях размещения Сѓ РЅРёС… заказа РЅР° поставку указанных товаров, выполнение работ либо оказание услуг для РЅСѓР¶Рґ заказчиков путем запроса котировок. Перечень указанных заказчиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора. Р’ результате проверки, проведенной прокуратурой, было установлено, что администрацией муниципального образования В«<адрес> сельское поселение» предварительный отбор участников размещения заказа РІ целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера РЅРµ проводился Рё РЅРµ проводится. РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ полагает, что РѕРґРЅРёРј РёР· основных направлений деятельности органов местного самоуправления РїРѕ повышению эффективности противодействия коррупции является, РІ частности, обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции Рё объективности РїСЂРё размещении заказов РЅР° поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных РЅСѓР¶Рґ. Рстец считает необходимым, РІ целях регулирования единого РїРѕСЂСЏРґРєР° размещения заказов, обеспечения единства экономического пространства РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїСЂРё размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов Рё внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических Рё юридических лиц РІ размещении заказов Рё стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти Рё органов местного самоуправления РІ сфере размещения заказов, обеспечения гласности Рё прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции Рё РґСЂСѓРіРёС… злоупотреблений РІ сфере размещения заказов, обязать администрацию муниципального образования В«<адрес> сельское поселение» принять меры РїРѕ проведению предварительного отбора участников размещения заказа РІ целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера, поскольку непринятие мер РїРѕ проведению предварительного отбора участников размещения заказа РІ целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера нарушает основные принципы обеспечения Рё защиты, основных прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ человека Рё гражданина.
Р’ судебном заседании помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° уточнил исковые требования, РїСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ признать бездействия администрации <адрес> сельского поселения РІ части РЅРµ проведения предварительного отбора участников размещения заказа РІ целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера – незаконным Рё возложить РЅР° администрацию сельского поселения обязанность провести предварительный отбор участников размещения заказа РІ целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера путем размещения РІ сети Рнтернет РЅР° сайте «Закупки» извещения Рѕ проведении предварительного отбора участников размещения заказа РІ целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера, РїРѕ результатам которого составить перечень поставщиков, РІ целях последующего осуществления Сѓ РЅРёС… закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок СЃ соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом РѕС‚ 05.04.2013 Рі в„–44 - ФЗ «О контрактной системе РІ сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных Рё муниципальных РЅСѓР¶РґВ».
Представитель администрации <адрес> сельского поселения – глава администрации Захаров Р“.Р. исковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° признал, РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, что предусмотренные федеральным законодательством обязанности РІ указанной сфере органом местного самоуправления РЅРµ выполнялись, так РѕРЅ РЅРµ знал Рѕ необходимости проведения предварительного отбора участников размещения заказа РІ целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера, Р° после предъявления РёСЃРєР° РЅРµ знал каким образом исполнять требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°. После уточнения исковых требований согласен СЃ РёСЃРєРѕРј РїСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ предоставить разумный СЃСЂРѕРє для исполнения решения СЃСѓРґР°.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Законом Тверской области от 19 ноября 2014 года №92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4-8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22-24, 26, 27, 31, 32, 33.1-34, 37, 38 части 1 статьи 14 названного Федерального закона.
Пунктами 7.1, 8, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесены: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона №68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд определён Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Статьёй 80 Федерального закона №44-ФЗ определён особый порядок определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в виде предварительного отбора участников.
Согласно ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям, и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее также - перечень поставщиков) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путём проведения запроса котировок.
В соответствии с ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путём проведения предварительного отбора. В случае, если до даты проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник закупки, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок пять дней с даты исключения предпоследнего участника закупки из этого перечня поставщиков. По смыслу положений Федерального закона №44-ФЗ указанная выше обязанность должна выполняться заказчиком независимо от того, существует ли на настоящий момент необходимость в закупке товаров в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Согласно ст.34 Устава МО «<адрес> сельское поселение Бельского района Тверской области», администрация <адрес> сельского поселения в пределах своих полномочий принимает участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения
Таким образом, с учётом указанных выше норм исполнение обязанности по выполнению требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части проведения предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является обязанностью органа местного самоуправления – Администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение Бельского района Тверской области».
РР· информационного сообщения главы <адрес> сельского поселения Бельского района в„–171 РѕС‚ 01 РёСЋРЅСЏ 2015 РіРѕРґР° усматривается, что РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 80 Федерального закона РѕС‚ 05 апреля 2013 РіРѕРґР° 44-ФЗ «О контрактной системе РІ сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных Рё муниципальных РЅСѓР¶РґВ» предварительный отбор участников закупки РІ целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера РІ 2015 РіРѕРґСѓ РЅРµ производился
Глава администрации сельского поселения Захаров Р“.Р. РІ судебном заседании данную информацию подтвердил.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что Администрацией <адрес> сельского поселения Бельского района Тверской области не выполняются требования Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части проведения предварительного отбора участников закупки для включения в перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей и последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путём проведения запроса котировок в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории <адрес> сельского поселения Бельского района Тверской области. Обязанность по соблюдению вышеуказанных требований входит в компетенцию Администрации МО «<адрес> сельское поселение Бельского района Тверской области», что установлено судом в ходе судебного разбирательства и предусмотрено вышеприведёнными законодательными нормами. Несоблюдение ответчиком, выступающим в качестве муниципального заказчика товаров, работ, услуг, необходимых для решения вопросов местного значения указанных выше требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, может повлечь несвоевременное принятие мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причинённого их здоровью, а также размера причинённого материального ущерба.
В связи с чем, у суда имеются все основания для удовлетворения требований, заявленных прокурором в рамках полномочий, представленных ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, а также ФЗ от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
На основании ч 2 ст.206 ГПК РФ с учетом установленных по делу обстоятельств суд полагает правильным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Рсковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Бельского района Тверской области РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє администрации <адрес> сельского поселения Бельского района Тверской области Рѕ признании бездействия администрации сельского поселения РІ части РЅРµ проведения предварительного отбора участников, размещения заказа РІ целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера – незаконным, возложении обязанности РЅР° администрацию сельского поселения провести предварительный отбор участников размещения заказа РІ целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера, РїРѕ результатам которого составить перечень поставщиков, РІ целях последующего осуществления закупок Сѓ РЅРёС… товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок СЃ соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом РѕС‚ 05.04.2013 Рі в„–44 - ФЗ «О контрактной системе РІ сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных Рё муниципальных РЅСѓР¶РґВ» удовлетворить полностью.
Признать бездействие Администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение Бельского района Тверской области» в части не проведения предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера незаконным.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес> сельское поселение Бельского района Тверской области» провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путём проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в срок до 22 ноября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения
Председательствующий В.К. Теплякова.
Дело №2-86/2015
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
22 июня 2015 года. г. Белый.
Бельский районный суд Тверской области
в составе
председательствующего судьи Тепляковой В.К.,
при секретаре Новиковой М.В,,
с участием прокурора Степанова Д.В.,
главы администрации <адрес> сельского поселения Бельского района Тверской области Захарова Р“.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бельского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского поселения Бельского района Тверской области о признании бездействия администрации сельского поселения в части не проведения предварительного отбора участников, размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – незаконным, возложении обязанности на администрацию сельского поселения провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 г №44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
установил:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Бельского района Тверской области обратился РІ СЃСѓРґ РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц СЃ заявлением Рє администрации <адрес> сельского поселения Бельского района Тверской области (далее администрация сельского поселения) Рѕ признании бездействия администрации сельского поселения РІ части РЅРµ проведения предварительного отбора участников, размещения заказа РІ целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера – незаконным, возложении обязанности РЅР° администрацию сельского поселения провести предварительный отбор участников размещения заказа РІ целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера, РїРѕ результатам которого составить перечень поставщиков, РІ целях последующего осуществления закупок Сѓ РЅРёС… товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок СЃ соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом РѕС‚ 05.04.2013 Рі в„–44 - ФЗ «О контрактной системе РІ сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных Рё муниципальных РЅСѓР¶РґВ». Р’ обоснование СЃРІРѕРёС… требований, ссылаясь РЅР° РЅРѕСЂРјС‹ действующего законодательства, истец отметил, что Рє вопросам местного значения поселения относятся: участие РІ предупреждении Рё ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РІ границах поселения; организация Рё осуществление мероприятий РїРѕ гражданской РѕР±РѕСЂРѕРЅРµ, защите населения Рё территории поселения РѕС‚ чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий РІ области защиты населения Рё территорий РѕС‚ чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых Рё материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Р’ целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ или техногенного характера заказчики РїСЂРѕРІРѕРґСЏС‚ предварительный отбор участников размещения заказа, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям Рё которые РјРѕРіСѓС‚ РІ РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ короткий СЃСЂРѕРє без предварительной оплаты Рё (или) СЃ отсрочкой платежа осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг. РџРѕ результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, включающий РІ себя участников размещения заказа, прошедших предварительный отбор, РІ целях размещения Сѓ РЅРёС… заказа РЅР° поставку указанных товаров, выполнение работ либо оказание услуг для РЅСѓР¶Рґ заказчиков путем запроса котировок. Перечень указанных заказчиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора. Р’ результате проверки, проведенной прокуратурой, было установлено, что администрацией муниципального образования В«<адрес> сельское поселение» предварительный отбор участников размещения заказа РІ целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера РЅРµ проводился Рё РЅРµ проводится. РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ полагает, что РѕРґРЅРёРј РёР· основных направлений деятельности органов местного самоуправления РїРѕ повышению эффективности противодействия коррупции является, РІ частности, обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции Рё объективности РїСЂРё размещении заказов РЅР° поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных РЅСѓР¶Рґ. Рстец считает необходимым, РІ целях регулирования единого РїРѕСЂСЏРґРєР° размещения заказов, обеспечения единства экономического пространства РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїСЂРё размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов Рё внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических Рё юридических лиц РІ размещении заказов Рё стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти Рё органов местного самоуправления РІ сфере размещения заказов, обеспечения гласности Рё прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции Рё РґСЂСѓРіРёС… злоупотреблений РІ сфере размещения заказов, обязать администрацию муниципального образования В«<адрес> сельское поселение» принять меры РїРѕ проведению предварительного отбора участников размещения заказа РІ целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера, поскольку непринятие мер РїРѕ проведению предварительного отбора участников размещения заказа РІ целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера нарушает основные принципы обеспечения Рё защиты, основных прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ человека Рё гражданина.
Р’ судебном заседании помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° уточнил исковые требования, РїСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ признать бездействия администрации <адрес> сельского поселения РІ части РЅРµ проведения предварительного отбора участников размещения заказа РІ целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера – незаконным Рё возложить РЅР° администрацию сельского поселения обязанность провести предварительный отбор участников размещения заказа РІ целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера путем размещения РІ сети Рнтернет РЅР° сайте «Закупки» извещения Рѕ проведении предварительного отбора участников размещения заказа РІ целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера, РїРѕ результатам которого составить перечень поставщиков, РІ целях последующего осуществления Сѓ РЅРёС… закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок СЃ соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом РѕС‚ 05.04.2013 Рі в„–44 - ФЗ «О контрактной системе РІ сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных Рё муниципальных РЅСѓР¶РґВ».
Представитель администрации <адрес> сельского поселения – глава администрации Захаров Р“.Р. исковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° признал, РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, что предусмотренные федеральным законодательством обязанности РІ указанной сфере органом местного самоуправления РЅРµ выполнялись, так РѕРЅ РЅРµ знал Рѕ необходимости проведения предварительного отбора участников размещения заказа РІ целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера, Р° после предъявления РёСЃРєР° РЅРµ знал каким образом исполнять требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°. После уточнения исковых требований согласен СЃ РёСЃРєРѕРј РїСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ предоставить разумный СЃСЂРѕРє для исполнения решения СЃСѓРґР°.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Законом Тверской области от 19 ноября 2014 года №92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4-8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22-24, 26, 27, 31, 32, 33.1-34, 37, 38 части 1 статьи 14 названного Федерального закона.
Пунктами 7.1, 8, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесены: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона №68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд определён Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Статьёй 80 Федерального закона №44-ФЗ определён особый порядок определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в виде предварительного отбора участников.
Согласно ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям, и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее также - перечень поставщиков) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путём проведения запроса котировок.
В соответствии с ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путём проведения предварительного отбора. В случае, если до даты проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник закупки, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок пять дней с даты исключения предпоследнего участника закупки из этого перечня поставщиков. По смыслу положений Федерального закона №44-ФЗ указанная выше обязанность должна выполняться заказчиком независимо от того, существует ли на настоящий момент необходимость в закупке товаров в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Согласно ст.34 Устава МО «<адрес> сельское поселение Бельского района Тверской области», администрация <адрес> сельского поселения в пределах своих полномочий принимает участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения
Таким образом, с учётом указанных выше норм исполнение обязанности по выполнению требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части проведения предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является обязанностью органа местного самоуправления – Администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение Бельского района Тверской области».
РР· информационного сообщения главы <адрес> сельского поселения Бельского района в„–171 РѕС‚ 01 РёСЋРЅСЏ 2015 РіРѕРґР° усматривается, что РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 80 Федерального закона РѕС‚ 05 апреля 2013 РіРѕРґР° 44-ФЗ «О контрактной системе РІ сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных Рё муниципальных РЅСѓР¶РґВ» предварительный отбор участников закупки РІ целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера РІ 2015 РіРѕРґСѓ РЅРµ производился
Глава администрации сельского поселения Захаров Р“.Р. РІ судебном заседании данную информацию подтвердил.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что Администрацией <адрес> сельского поселения Бельского района Тверской области не выполняются требования Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части проведения предварительного отбора участников закупки для включения в перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей и последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путём проведения запроса котировок в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории <адрес> сельского поселения Бельского района Тверской области. Обязанность по соблюдению вышеуказанных требований входит в компетенцию Администрации МО «<адрес> сельское поселение Бельского района Тверской области», что установлено судом в ходе судебного разбирательства и предусмотрено вышеприведёнными законодательными нормами. Несоблюдение ответчиком, выступающим в качестве муниципального заказчика товаров, работ, услуг, необходимых для решения вопросов местного значения указанных выше требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, может повлечь несвоевременное принятие мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причинённого их здоровью, а также размера причинённого материального ущерба.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, Сѓ СЃСѓРґР° имеются РІСЃРµ основания для удовлетворения требований, заявленных РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј РІ рамках полномочий, представленных С‡. 1 СЃС‚. 45 ГПК Р Р¤, Р° также ФЗ РѕС‚ 17 января 1992 РіРѕРґР° в„–2202-1 «О прокуратуре Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», РІ защиту гарантированных Конституцией Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё зако░Ѕ░Ѕ░‹░… ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░ѕ░І ░Ѕ░µ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░‘░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░Ђ░ѓ░і░° ░»░░░†.
░ќ░° ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░‡ 2 ░Ѓ░‚.206 ░“░џ░љ ░ ░¤ ░Ѓ ░ѓ░‡░µ░‚░ѕ░ј ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ї░ѕ ░ґ░µ░»░ѓ ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І ░Ѓ░ѓ░ґ ░ї░ѕ░»░°░і░°░µ░‚ ░ї░Ђ░°░І░░░»░Њ░Ѕ░‹░ј ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░░░‚░Њ ░Ѓ░Ђ░ѕ░є, ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░і░ѕ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ґ░ѕ░»░¶░Ѕ░ѕ ░±░‹░‚░Њ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░µ░Ѕ░ѕ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░‡░µ░‚░‹░Ђ░µ░… ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░µ░І ░Ѓ ░ј░ѕ░ј░µ░Ѕ░‚░° ░І░Ѓ░‚░ѓ░ї░»░µ░Ѕ░░░Џ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░І ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѓ░Ћ ░Ѓ░░░»░ѓ.
░Ў░ѕ░і░»░°░Ѓ░Ѕ░ѕ ░ї.19 ░‡.1 ░Ѓ░‚.333.36 ░ќ░°░»░ѕ░і░ѕ░І░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░¤ ░ѕ░‚ ░ѓ░ї░»░°░‚░‹ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░ї░ѕ░€░»░░░Ѕ░‹ ░ї░ѕ ░ґ░µ░»░°░ј, ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░ј░°░‚░Ђ░░░І░°░µ░ј░‹░ј ░І ░Ѓ░ѓ░ґ░°░… ░ѕ░±░‰░µ░№ ░Ћ░Ђ░░░Ѓ░ґ░░░є░†░░░░, ░° ░‚░°░є░¶░µ ░ј░░░Ђ░ѕ░І░‹░ј░░ ░Ѓ░ѓ░ґ░Њ░Џ░ј░░, ░ѕ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░¶░ґ░°░Ћ░‚░Ѓ░Џ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░‹, ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░‹ ░ј░µ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░°░ј░ѕ░ѓ░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ, ░І░‹░Ѓ░‚░ѓ░ї░°░Ћ░‰░░░µ ░ї░ѕ ░ґ░µ░»░°░ј ░І ░є░°░‡░µ░Ѓ░‚░І░µ ░░░Ѓ░‚░†░ѕ░І ░░░»░░ ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░ѕ░І. ░ў░°░є░░░ј ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░ј, ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░°░Џ ░ї░ѕ░€░»░░░Ѕ░° ░І░·░‹░Ѓ░є░°░Ѕ░░░Ћ ░Ѓ ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░° ░Ѕ░µ ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░░░‚.
░ќ░° ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░ ░Ђ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚.░Ѓ░‚. 194-199 ░“░џ░љ ░ ░¤, ░Ѓ░ѓ░ґ
░Ђ ░µ ░€ ░░ ░»:
░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░µ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░‘░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░ў░І░µ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░І ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░°░… ░Ѕ░µ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░Ђ░ѓ░і░° ░»░░░† ░є ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> ░Ѓ░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░ѕ░Ѓ░µ░»░µ░Ѕ░░░Џ ░‘░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░ў░І░µ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░ѕ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░Ѕ░░░░ ░±░µ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░Џ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░Ѓ░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░ѕ░Ѓ░µ░»░µ░Ѕ░░░Џ ░І ░‡░°░Ѓ░‚░░ ░Ѕ░µ ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░µ░ґ░І░°░Ђ░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░‚░±░ѕ░Ђ░° ░ѓ░‡░°░Ѓ░‚░Ѕ░░░є░ѕ░І, ░Ђ░°░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░·░°░є░°░·░° ░І ░†░µ░»░Џ░… ░»░░░є░І░░░ґ░°░†░░░░ ░ї░ѕ░Ѓ░»░µ░ґ░Ѓ░‚░І░░░№ ░‡░Ђ░µ░·░І░‹░‡░°░№░Ѕ░‹░… ░Ѓ░░░‚░ѓ░°░†░░░№ ░ї░Ђ░░░Ђ░ѕ░ґ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░ ░‚░µ░…░Ѕ░ѕ░і░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░…░°░Ђ░°░є░‚░µ░Ђ░° ░Ђ“ ░Ѕ░µ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј, ░І░ѕ░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░░ ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░Ѕ░° ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░Ћ ░Ѓ░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░ѕ░Ѓ░µ░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░Ѓ░‚░░ ░ї░Ђ░µ░ґ░І░°░Ђ░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░‹░№ ░ѕ░‚░±░ѕ░Ђ ░ѓ░‡░°░Ѓ░‚░Ѕ░░░є░ѕ░І ░Ђ░°░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░·░°░є░°░·░° ░І ░†░µ░»░Џ░… ░»░░░є░І░░░ґ░°░†░░░░ ░ї░ѕ░Ѓ░»░µ░ґ░Ѓ░‚░І░░░№ ░‡░Ђ░µ░·░І░‹░‡░°░№░Ѕ░‹░… ░Ѓ░░░‚░ѓ░°░†░░░№ ░ї░Ђ░░░Ђ░ѕ░ґ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░ ░‚░µ░…░Ѕ░ѕ░і░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░…░°░Ђ░°░є░‚░µ░Ђ░°, ░ї░ѕ ░Ђ░µ░·░ѓ░»░Њ░‚░°░‚░°░ј ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░░░‚░Њ ░ї░µ░Ђ░µ░‡░µ░Ѕ░Њ ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░І░‰░░░є░ѕ░І, ░І ░†░µ░»░Џ░… ░ї░ѕ░Ѓ░»░µ░ґ░ѓ░Ћ░‰░µ░і░ѕ ░ѕ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░·░°░є░ѓ░ї░ѕ░є ░ѓ ░Ѕ░░░… ░‚░ѕ░І░°░Ђ░ѕ░І, ░Ђ░°░±░ѕ░‚, ░ѓ░Ѓ░»░ѓ░і ░ї░ѓ░‚░µ░ј ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░·░°░ї░Ђ░ѕ░Ѓ░° ░є░ѕ░‚░░░Ђ░ѕ░І░ѕ░є ░Ѓ ░Ѓ░ѕ░±░»░Ћ░ґ░µ░Ѕ░░░µ░ј ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░ґ░ѓ░Ђ░‹, ░ї░Ђ░µ░ґ░ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░‹░ј ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ѕ░‚ 05.04.2013 ░і ░„–44 - ░¤░— ░«░ћ ░є░ѕ░Ѕ░‚░Ђ░°░є░‚░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░░░Ѓ░‚░µ░ј░µ ░І ░Ѓ░„░µ░Ђ░µ ░·░°░є░ѓ░ї░ѕ░є ░‚░ѕ░І░°░Ђ░ѕ░І, ░Ђ░°░±░ѕ░‚, ░ѓ░Ѓ░»░ѓ░і ░ґ░»░Џ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░░ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░‹░… ░Ѕ░ѓ░¶░ґ░» ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░░░‚░Њ ░ї░ѕ░»░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ░Ћ.
░џ░Ђ░░░·░Ѕ░°░‚░Њ ░±░µ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░µ ░ђ░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░«<░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> ░Ѓ░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░µ ░ї░ѕ░Ѓ░µ░»░µ░Ѕ░░░µ ░‘░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░ў░І░µ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░░» ░І ░‡░°░Ѓ░‚░░ ░Ѕ░µ ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░µ░ґ░І░°░Ђ░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░‚░±░ѕ░Ђ░° ░ѓ░‡░°░Ѓ░‚░Ѕ░░░є░ѕ░І ░Ђ░°░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░·░°░є░°░·░° ░І ░†░µ░»░Џ░… ░»░░░є░І░░░ґ░°░†░░░░ ░ї░ѕ░Ѓ░»░µ░ґ░Ѓ░‚░І░░░№ ░‡░Ђ░µ░·░І░‹░‡░°░№░Ѕ░‹░… ░Ѓ░░░‚░ѓ░°░†░░░№ ░ї░Ђ░░░Ђ░ѕ░ґ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░ ░‚░µ░…░Ѕ░ѕ░і░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░…░°░Ђ░°░є░‚░µ░Ђ░° ░Ѕ░µ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј.
░ћ░±░Џ░·░°░‚░Њ ░ђ░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░Ћ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░«<░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> ░Ѓ░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░µ ░ї░ѕ░Ѓ░µ░»░µ░Ѕ░░░µ ░‘░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░ў░І░µ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░░» ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░Ѓ░‚░░ ░ї░Ђ░µ░ґ░І░°░Ђ░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░‹░№ ░ѕ░‚░±░ѕ░Ђ ░ѓ░‡░°░Ѓ░‚░Ѕ░░░є░ѕ░І ░Ђ░°░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░·░°░є░°░·░° ░І ░†░µ░»░Џ░… ░ї░ѕ░Ѓ░»░µ░ґ░ѓ░Ћ░‰░µ░і░ѕ ░ѕ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░·░°░є░ѓ░ї░ѕ░є ░ѓ ░Ѕ░░░… ░‚░ѕ░І░°░Ђ░ѕ░І, ░Ђ░°░±░ѕ░‚, ░ѓ░Ѓ░»░ѓ░і ░ї░ѓ░‚░‘░ј ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░·░°░ї░Ђ░ѕ░Ѓ░° ░є░ѕ░‚░░░Ђ░ѕ░І░ѕ░є ░Ѓ ░Ѓ░ѕ░±░»░Ћ░ґ░µ░Ѕ░░░µ░ј ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░ґ░ѓ░Ђ░‹, ░ї░Ђ░µ░ґ░ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░‹░ј ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ѕ░‚ 05 ░°░ї░Ђ░µ░»░Џ 2013 ░і░ѕ░ґ░° ░„–44-░¤░— ░«░ћ ░є░ѕ░Ѕ░‚░Ђ░°░є░‚░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░░░Ѓ░‚░µ░ј░µ ░І ░Ѓ░„░µ░Ђ░µ ░·░°░є░ѓ░ї░ѕ░є ░‚░ѕ░І░°░Ђ░ѕ░І, ░Ђ░°░±░ѕ░‚, ░ѓ░Ѓ░»░ѓ░і ░ґ░»░Џ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░░ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░‹░… ░Ѕ░ѓ░¶░ґ░» ░І ░Ѓ░Ђ░ѕ░є ░ґ░ѕ 22 ░Ѕ░ѕ░Џ░±░Ђ░Џ 2015 ░і░ѕ░ґ░°.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░µ ░І ░ў░І░µ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░‡░µ░Ђ░µ░· ░‘░µ░»░Њ░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░° ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░Џ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ
░џ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░µ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░№ ░’.░љ. ░ў░µ░ї░»░Џ░є░ѕ░І░°.