71RS0019-01-2024-000394-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2024 г. г. Белев Тульской области
Суворовский межрайонный суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Кунгурцевой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тимохиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Харькова С.В. к филиалу государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» отделу социальной защиты населения по Белевскому району о признании права на получение мер социальной поддержки, обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату как ветерану труда,
установил:
Харьков С.В. обратился в суд с указанным исковым заявлением к филиалу государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» отделу социальной защиты населения по Белевскому району (далее – филиал ГУ ТО УСЗН Тульской области отдел социальной защиты населения по Белевскому району). В обоснование исковых требований указал, что он является ветераном труда и имеет удостоверение серии <данные изъяты>, которое выдано ему ГУ ТО УСЗН Тульской области 26 февраля 2024 г.
05 марта 2024 г. он обратился в филиал ГУ ТО УСЗН Тульской области отдел социальной защиты населения по Белевскому району с заявлением о назначении ему, в соответствии с Законом Тульской области от 28 декабря 2004г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда.
Решением отдела социальной защиты населения по Белевскому району ГУ ТО УСЗН Тульской области № от 15 марта 2024 г. он получил отказ в назначении ему ежемесячной денежной выплаты.
Считает указанное решение незаконным.
Указывает, что ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» предусматривает право на ежемесячную денежную выплату ветеранам труда и не содержит конкретных указаний на необходимость достижения возраста, дающего право на получение какого-либо вида пенсии.
Нормативные правовые акты, на которые ссылается в своем отказе ответчик (приказ Министерства труда и социальной защиты Тульской области №634-осн от 15 ноября 2019 г. и постановление администрации Тульской области №598 от 28 сентября 2020 г.) не соответствуют вышеуказанным положениям Закона Тульской области, и в силу ч.2 ст. 11 ГПК РФ в рассматриваемой ситуации должны применяться нормы акта, имеющего наибольшею юридическую силу.
Просит признать за ним право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»; обязать ГУ ТО УСЗН Тульской области назначить и выплачивать ему ежемесячную денежную выплату как ветерану труда с 05 марта 2024 г.
В судебное заседание истец Харьков С.В., извещенный своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явился. В исковом заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика ГУ ТО УСЗН Тульской области по доверенности Донченко Н.В. письменно просила о рассмотрении дела в её отсутствие, в удовлетворении искового заявления возражала по доводам, изложенным в возражениях, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Харьков С.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является ветераном труда в соответствии с Федеральным законом РФ «О ветеранах» с 26 февраля 2024г. и имеет удостоверение серии <данные изъяты>
Решением ГУ ТО УСЗН Тульской области от 15 марта 2024 г. № Харькову С.В. отказано в предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, поскольку он не достигла возраста, дающего право на пенсию, или возраста 60 лет. Заявление Харькова С.В. принято ответчиком 05 марта 2024г.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ), при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 г.), а при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Статьей 1 указанного закона установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г.
В соответствии со статьями 10, 13, 22 Федерального закона от 12 февраля 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Согласно ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004г.
В Федеральном Законе № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из видов трудовых пенсий исключен вид трудовой пенсии «за выслугу лет» (он в настоящий период времени входит в понятие «трудовая пенсия по старости»).
Статьей 7 данного Закона установлено, что трудовая пенсия по старости назначается по достижении возраста 60 лет и 55 лет мужчинам и женщинам соответственно.
С 01 января 2015 г. вступил в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 3 ст. 36 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу Федеральный Закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим законом в части, не противоречащей настоящему закону.
В ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ законодатель сохранил основание для назначения страховой пенсии по старости - достижение установленного возраста - 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), которыми предусмотрены дополнительные требования к возрасту, по достижении которого возникает право на страховую пенсию.
Разрешая исковые требования Харькова С.В. о признании права на получение мер социальной поддержки, обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату как ветерану труда, суд установил, что основанием для отказа в предоставлении указанной меры социальной поддержки, послужил тот факт, что истец не достиг возраста дающего право на трудовую пенсию, не достиг возраста 60 лет.
Между тем, суд считает, что указанная позиция не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанной выше меры социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
При таких обстоятельствах, проанализировав правовые нормы, регулирующие порядок реализации мер социальной поддержки ветеранам, суд приходит к выводу о том, что законодатель при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся ветеранам до указанной даты, определяя меры социальной поддержки ветеранам труда, реализуемые в виде получения льгот, замененных денежной компенсацией (ст. 7 ЗТО от 28.12.2004 № 493-ЗТО) дополнительным условием в виде достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию не ограничил.
Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению его прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением правительства Тульской области от 28 сентября 2020г. № 598 «Об утверждении порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Установив, что Харьков С.В., имеющий удостоверение «Ветеран труда», 05 марта 2024г. обратился в ГУ ТО УСЗН Тульской области с заявлением о предоставлении ему меры социальной поддержки по ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», суд приходит к выводу о признании за ним права на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-3TO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», об обязании ГУ ТО УСЗН Тульской области назначить и выплачивать Харькову С.В. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-3TO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» с 05 марта 2024г.
Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Харькова С.В. к филиалу государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» отделу социальной защиты населения по Белевскому району о признании права на получение мер социальной поддержки, обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату как ветерану труда удовлетворить.
Признать за Харьковым С.В. право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-3TO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить и выплачивать Харькову С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> (паспорт: <данные изъяты> ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-3TO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» с 05 марта 2024г.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Суворовский межрайонный суд Тульской области
Председательствующий Т.И.Кунгурцева
Мотивированное решение составлено 12 апреля 2024г.