Судья: Никитина С.Н. гр.дело №33-11127/2023
Дело №2-2873/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 октября 2023 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Куршевой Н.Г.,
судей Житниковой О.В., Соболевой Ж.В.,
при секретаре Меньшовой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Овчинникова ЕБ к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании договора недействительным в части, применении последствий недействительности сделки,
по апелляционной жалобе Департамента Управления имуществом городского округа Самара на решение Советского районного суда г. Самары от 30 ноября 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования Овчинникова ЕБ к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании договора недействительным в части, применении последствий недействительности сделки удовлетворить.
Признать недействительным пункт 1.1 договора купли-продажи №001411кп от 09.03.2022 в той части, в которой выкупная цена земельного участка превышает 50% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Применить последствия недействительности части сделки, обязав Департамент управления имуществом г.о.Самара возвратить Овчинникова ЕБ излишне оплаченную по сделке денежную сумму в размере 970006 рублей 50 копеек.»,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Куршевой Н.Г., объяснения представителя истца Овчинниковой Е.Б. – Меняева Д.В., изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Овчинникова Е.Б. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании договора недействительным в части, применении последствий недействительности сделки. В обоснование иска указано, что Овчинникова Е.Б. является собственником нежилого здания мини-магазина с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> (запись о государственной регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ). Указанное здание мини-магазина в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости расположено в пределах границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 54 кв.м, относящегося по категории к землям населенных пунктов, имеющего разрешенное использование «под мини-магазин». Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-79 от 13.02.2020 года «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена», Овчинниковой Е.Б. было предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 300 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, отнесенного по категории к землям населенных пунктов, имеющего разрешенное использование - магазин. На основании распоряжения с целью осуществления государственного кадастрового учета земельного участка в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане, Овчинникова Е.Б. обратилась в МФЦ г. Самары с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № кадастровый учет был приостановлен и в последующем уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № в осуществлении государственного кадастрового учета было отказано.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 14.09.2020 года удовлетворены требования Овчинниковой Е.Б. о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Самарской области в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образованного в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории и утвержденного распоряжением от 19.06.2020 года. Апелляционным определением Самарского областного суда от 15.12.2020 года указанное решение вступило в законную силу.
На основании вступившего в законную силу решения суда Овчинникова Е.Б. повторно обратилась в Управление Росреестра по Самарской области за осуществлением кадастрового учета образованного земельного участка. Однако уведомлением от 02.02.2021 года № кадастровый учет был приостановлен в связи с выявлением пересечения границ образуемого земельного участка с границами земельного участка, поставленного на кадастровый учет с кадастровым номером №
Из ответа Департамента Градостроительства г.о. Самара Овчинникова Е.Б. узнала, что земельный участок с кадастровым номером № под многоквартирным домом <адрес> <адрес> № от 17.12.2019 года, которым утверждена документация по планировке территории (<адрес>).
Овчинникова Е.Б. обратилась в суд иском к Управлению Росреестра по Самарской области, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании реестровой ошибкой установление границ земельного участка с кадастровым номером №, образованных проектом межевания территории, внести изменения в сведения ЕГРН о границах земельного участка с кадастровым номером №, установить, что решение суда по настоящему делу является основанием для государственного кадастрового учета земельного участка. Решением Самарского районного суда г. Самары от 22.09.2021 года данные требования Овчинниковой Е.Б. были удовлетворены.
Земельный участок окончательно поставлен на кадастровый учет 13.12.2021 года, то есть спустя более одного года с момента утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по причинам, не связанным с действиями или бездействием Овчиниковой Е.Б., с присвоением кадастрового номера №. 11.01.2022 года Овчинниковой Е.Б. направлено заявление о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов с кадастровым номером № на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и приложена выписка из ЕГРН, подтверждающая осуществление государственного кадастрового учета.
Департамент управления имуществом г.о. Самара, рассмотрев заявление Овчинниковой Е.Б., направил проект договора купли-продажи №001411кп без даты земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в г.о.Самара. Согласно предмету договора Департамент управления имуществом г.о. Самара обязуется передать в собственность, Овчинникова Е.Б. принять и оплатить по цене 100% кадастровой стоимости земельного участка из земель категории земли населенных пунктов с кадастровым номером № по адресу: <адрес> <адрес> видом разрешенного использования – магазин, в границах указанных в выписке из ЕГРН, общей площадью 300 кв.м.
Овчинниковой Е.Б. в адрес Департамента управления имуществом г.о. Самара был направлен протокол разногласий, согласно которому Овчинникова Е.Б. предложила согласовать условия договора, изложенные в пункте 1.1 в редакции Постановления Правительства Самарской области от 26.08.2019 года №592, а именно в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка. При этом, Овчинникова Е.Б. исходила из подпункта 1 пункта 2 Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 30.09.2015 года №618 (ред. 31.05.2021). Вместе с протоколом разногласий Овчинниковой Е.Б. направлено письмо, в котором сообщалось, что она оставляет за собой право обратиться в суд за оспариванием условий договора, изложенных в пункте 1.1 относительно редакции закона, применяемой к правоотношениям, устанавливающим размер выкупной цены земельного участка.
Истец считает, что цена договора купли-продажи №001411кп на земельный участок определена с нарушением требований закона и прав и законных интересов истца. Овчинникова Е.Б. обратилась в уполномоченный орган за предварительным согласованием предоставления земельного участка в декабре 2019 года, на момент обращения размер выкупной стоимости земельного участка составлял 50% от кадастровой стоимости земельных участков, все документы, необходимые для принятия решения были предоставлены до 01.01.2021.
На основании изложенного истец просила признать недействительным пункта 1.1 договора купли-продажи №001411кп от 09.03.2022 года в той части, в которой выкупная цена земельного участка превышает 50% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>; применить последствия недействительности части сделки, обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара возвратить Овчинниковой Е.Б. излишне полученную сумму по сделке, а именно 970 006 рублей 50 копеек.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым Департамент управления имуществом г.о. Самара не согласился, принес апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Овчинниковой Е.Б..
Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самара в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания извещены надлежаще, ходатайств и письменных пояснений судебной коллегии не представили.
В судебном заседании представитель истца Меняев Д.В. поддержал выводы судебного акта, настаивал на оставлении его без изменений. С доводами апелляционной жалобы не согласился, считает их необоснованными и противоречащими нормам действующего законодательства. Основания для отмены решения суда отсутствуют. Изложил позицию в соответствии с письменными возражениями на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания извещены надлежаще, ходатайств и письменных пояснений судебной коллегии не представили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции, дне, времени и месте судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом размещена на официальном сайте Самарского областного суда посредствам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На основании ст.ст. 167, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является препятствием для рассмотрения дела, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в рассмотрении дела.
Заслушав пояснения представителя истца, проверив материалы дела и обоснованность апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены либо изменения постановленного судебного акта.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу положений статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Судом первой инстанции установлено, что Овчинникова Е.Б. является собственником нежилого здания мини-магазина с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> (запись о государственной регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ). Указанное здание расположено в пределах границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 54 кв.м, относящегося по категории к землям населенных пунктов с разрешенным использованием «под мини-магазин».
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-79 от 13.02.2020 года «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена», Овчинниковой Е.Б. было предварительно согласовано предоставление в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, который предстоит образовать, площадью 300 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, отнесенного по категории к землям населенных пунктов с разрешенным использованием под магазин, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ № (том 1 л.д. 31).
На основании распоряжения с целью осуществления государственного кадастрового учета земельного участка в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане, Овчинникова Е.Б. обратилась в МФЦ г. Самары с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № кадастровый учет приостановлен и в последующем уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № в осуществлении государственного кадастрового учета было отказано.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 14.09.2020 года удовлетворены требования Овчинниковой Е.Б. о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Самарской области в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образованного в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории и утвержденного распоряжением от 19.06.2020 года.
Апелляционным определением Самарского областного суда от 15.12.2020 года указанное решение вступило в законную силу.
На основании вступившего в законную силу решения суда Овчинникова Е.Б. повторно обратилась в Управление Росреестра по Самарской области за осуществлением кадастрового учета образованного земельного участка. Однако уведомлением от 02.02.2021 № кадастровый учет был приостановлен в связи с выявлением пересечения границ образуемого земельного участка с границами земельного участка, поставленного на кадастровый учет с кадастровым номером №
Из содержания ответа Департамента Градостроительства г.о. Самара Овчинникова Е.Б. следует, что земельный участок с кадастровым номером № под многоквартирным домом 157 по <адрес> г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена документация по планировке территории (<адрес>).
Овчинникова Е.Б. обратилась в суд иском к Управлению Росреестра по Самарской области, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании реестровой ошибкой установление границ земельного участка с кадастровым номером №, образованных проектом межевания территории, внести изменения в сведения ЕГРН о границах земельного участка с кадастровым номером №, установить, что решение суда по настоящему делу является основанием для государственного кадастрового учета земельного участка. Решением Самарского районного суда г. Самары от 22.09.2021 года требования Овчинниковой Е.Б. были удовлетворены.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 13.12.2021 года с кадастровым номером №
11.01.2022 года Овчинниковой Е.Б. направлено заявление о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов с кадастровым номером № на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и приложена выписка из ЕГРН, подтверждающая осуществление государственного кадастрового учета.
Как следует из материалов дела, Департамент управления имуществом г.о. Самара, рассмотрев заявление Овчинниковой Е.Б., направил проект договора купли-продажи №001411кп земельного участка. Согласно предмету договора, Департамент управления имуществом г.о. Самара обязуется передать в собственность, Овчинникова Е.Б. принять и оплатить по цене 100% кадастровой стоимости земельного участка из земель категории земли населенных пунктов с кадастровым номером № по адресу: <адрес> <адрес> видом разрешенного использования – магазин, в границах указанных в выписке из ЕГРН, общей площадью 300 кв.м.
Вместе с тем, Овчинниковой Е.Б. в адрес Департамента управления имуществом г.о. Самара направлен протокол разногласий, согласно которому Овчинникова Е.Б. предложила согласовать условия договора, изложенные в пункте 1.1 в редакции Постановления Правительства Самарской области от 26.08.2019 года №592, а именно в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка. При этом Овчинникова Е.Б. исходила из подпункта 1 пункта 2 Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 30.09.2015 года №618 (ред. 31.05.2021). Вместе с протоколом разногласий Овчинниковой Е.Б. было направлено письмо, в котором сообщалось, что она оставляет за собой право обратиться в суд за оспариванием условий договора, изложенных в пункте 1.1 относительно редакции закона, применяемой к правоотношениям, устанавливающим размер выкупной цены земельного участка.
Обращаясь с иском в суд, истица полагает, что цена договора купли-продажи №001411кп на земельный участок определена с нарушением требований закона и прав и законных интересов истца.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2017 года №14-КГ17-12 установлено, что цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на таком участке строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения собственника расположенных на нем строений в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
При этом принцип свободы договора не позволяет определять условия договора с нарушением требований закона (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
При этом, из положений пункта 5 статьи 39.17 названного кодекса следует, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных статьей 39.16 указанного кодекса, и при отсутствии таких оснований, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, либо принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет принятое решение заявителю.
С учетом приведенных положений закона, обязанность заключить с собственником расположенных на земельном участке строений договор купли-продажи этого участка по общему правилу возникает у уполномоченного органа с момента обращения такого собственника с соответствующим заявлением.
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на который не разграничена, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Цена названного земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3 статьи 39.4 указанного выше кодекса).
Статья 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что по общему правилу сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Следовательно, цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на таком участке строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения собственника расположенных на нем строений в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 30.09.2015 года №618 «Об утверждении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области» (в редакции постановления Правительства Самарской области от 21.01.2019 года №7 и от 26.08.2019 года №592), согласно подпункту 1, 2 пункта 2, цена земельных участков, на которых расположены здания, сооружения (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации), при их продаже определяется в размере пятидесяти процентов от кадастровой стоимости земельных участков на период до 01.01.2020 года.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Самарской области от 30.09.2015 года №618, положения, установленные пунктом 2 настоящего Порядка, применяются также в случае, если продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется по истечении вышеуказанных сроков, но при этом все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка и заключения договора купли-продажи, имелись в органе, осуществляющем распоряжение земельными участками, до истечения указанных сроков.
Разрешая требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент обращения 13.12.2019 года за предварительным согласованием предоставления земельного участка размер выкупной стоимости земельного участка составлял 50% от кадастровой стоимости земельных участков. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-79 от 13.02.2020 года «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена», Овчинниковой Е.Б. предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 300 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, отнесенного по категории к землям населенных пунктов, имеющего разрешенное использование - магазин. Поскольку цена договора купли-продажи №кп пунктом 1.1 установлена в размере 100% от кадастровой стоимости земельного участка, согласно пункту 2.4 цена договора составила 1 814 013 рублей, данная сумма Овчинниковой Е.Б. согласно квитанции об оплате от 21.03.2022 была оплачена полностью, следовательно, 50% от данной суммы составляет 907 006 рублей 50 копеек, именно эта сумма и должна быть определена условиями договора.
У судебной коллегии нет оснований не соглашаться с указанными выводами, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана правильная и надлежащая оценка в соответствии с положениями статьями 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильном применении норм материального и процессуального права.
Довод ответчика о невозможности определения цены земельного участка ранее момента его постановки на кадастровый учет, в связи с чем полагает правомерным определение выкупной стоимости земельного участка исходя из ставки, действующей на момент обращения с заявлением о выкупе земельного участка 14.01.2022 года. В связи с чем, расчет Департаментом произведен на основании пункта 5 Постановления Правительства Самарской области от 30.09.2015 года №618 с применением кадастровой стоимости земельного участка 1 814 013 рублей и выкупной ставки в размере 100% от кадастровой стоимости, отклоняется судебной коллегией.
По смыслу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей в период обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка, и абзаца 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» при определении размера выкупной цены существенное значение имеет дата обращения лица, заинтересованного в выкупе земельного участка по льготной цене, с заявлением о предоставлении этого земельного участка, уполномоченный орган обязан в месячный срок со дня поступления такого заявления совершить действия необходимые для оформления земельного участка в собственность.
Как следует из материалов дела и позиции истца, Овчинникова Е.Б. не оспаривает применение к отношениям сторон кадастровой стоимости в размере 1 814 013 рублей, а указывает на ничтожность условия договора в части определения выкупной ставки.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Между тем, пунктом 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области, утвержденный постановлением Правительства Самарской области №618 в редакции постановления Правительства Самарской области от 21.01.2019 года №7 и от 26.08.2019 года №592, предусматривал размер выкупной стоимости земельного участка – 50% от кадастровой стоимости земельных участков на период до 01.01.2020 года собственникам зданий, сооружений либо помещений в них, не указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 Порядка №618.
Более того, порядок предоставления земельных участков из государственной или муниципальной собственности из проведения торгов (в том числе по заявлениям собственников объектов недвижимости), установлен в статьях 39.14, 39.15, 39.17, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом приведенных положений земельного закона, в случае если земельный участок предстоит образовать, заявитель должен обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, которое должно быть рассмотрено уполномоченным органом в срок не более 3 дней. После чего лицо, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, должно осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет вправе обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов в порядке, предусмотренном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что истица обратилась в уполномоченный орган за предварительным согласованием предоставления земельного участка 13.12.2019 года, на момент обращения размер выкупной стоимости земельного участка составлял 50% от кадастровой стоимости земельных участков, таким образом, Департамент не имел правовых оснований для определения выкупной стоимости земельного участка, равной 100% от кадастровой стоимости земельного участка.
Аналогичная позиция определения льготной выкупной цены земельного участка на дату подачи первого заявления о предоставлении такового изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации №308-КГ17-12656 от 13.09.2017 года и Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14.09.2021 года по делу №88-18944/2021.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отклонении указанного выше довода ответчика, верно определив характер правоотношений сторон и нормы права, и удовлетворения требования истца.
Суждение ответчика относительно отсутствия преддоговорного спора коллегией судей также признается не убедительным и противоречащим имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, истица, получив договор купли-продажи от 09.03.2022 года, направила в Департамент протокол разногласий относительно несогласия с порядком расчета стоимости земельного участка и несоответствия условия договора о цене земельного участка действующему закону, оставив за собой право на обращение в суд за оспариванием условия договора в соответствующей части.
Пунктами 2, 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли.
Заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
Материалами дела подтверждается, что истца на всех этапах предоставления земельного участка действовала добросовестно, имела намерение на приобретение земельного участка в собственность.
Напротив, Департамент, являясь профессиональным участником данных правоотношений, сильной стороной договора, получив письмо Овчинниковой Е.Б. с протоколом разногласий, мог приостановить исполнение договора, если бы не согласился с возможностью дальнейшего оспаривания договора в судебном порядке.
Таким образом, основанием для предъявления иска в суд явились неправомерные действия Департамента, установившего стоимость земельного участка в противоречии с законом.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, в связи с чем, оснований для отмены принятого судом решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Самары от 30 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара – без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: