Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-377/2021 от 19.05.2021

Судья ... Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ДД.ММ.ГГГГ г. <адрес>

Судья Приморского краевого суда Бондаренко Л.П., рассмотрев жалобу Борисовой Л.Б. на постановление судьи Ленинского районного суда г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении Борисовой Л.Б.,

установила:

постановлением судьи Ленинского районного суда г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей.

Не согласившись с постановлением судьи, ФИО1 подала в Приморский краевой суд жалобу, в которой ею ставится вопрос об отмене постановления судьи как незаконного и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав пояснения ФИО1, её адвоката ФИО4, поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Ответственность по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ установлена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1-6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Правовой статус, права и обязанности участника публичного мероприятия закреплены в статье 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон о публичных мероприятиях).

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 указанного Закона во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

В силу пункта 1 статьи 2 Закона о публичных мероприятиях, публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

При этом Законом о публичных мероприятиях (статья 7) установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях. К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии РФ. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, которая в данном случае является специальной по отношению к ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.

Согласно материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ в ... часов ... минут на центральной площади г.Владивостока «Борцам за власть Советов» по адресу: <адрес> ФИО1 принимала участие в несогласованном публичном мероприятии в форме митинга, демонстративно привлекая внимание граждан единством и массовостью публичного мероприятия, выражая его единый замысел. При этом на неоднократные законные требования сотрудника полиции, осуществляющего охрану общественного порядка, озвученные при помощи звукошумового устройства, прекратить участие в несогласованном публичном мероприятии не реагировала, тем самым нарушила требования пункта 1 статьи 3 и пункта 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО1, достоверно зная, в том числе и со слов сотрудников полиции, о незаконности проводимого публичного мероприятия, не выполнила законное распоряжение представителей власти, продолжила участие в митинге, что образует, с учетом привлечения ранее, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 к административной ответственности по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ.

В соответствии со статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ с фото-таблицей; рапортами ст. инспектора ООО УМВД России по г.Владивостоку ФИО5, полицейского роты ППСП УМВД России по г.Владивостоку ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом о доставлении от ДД.ММ.ГГГГ, копией паспорта ФИО1, видеозаписью, которым дана надлежащая правовая оценка на предмет допустимости, достоверности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Не доверять данным доказательствам оснований не имеется, поскольку они согласуются между собой и в совокупности достаточны для признания достоверным описанного в постановлении о назначении наказания события административного правонарушения.

Действия ФИО1 квалифицированы по ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Нормы действующего законодательства, регулирующие порядок проведения публичных мероприятий, закрепленные в Федеральном законе № 54-ФЗ, являются действующими, не признаны противоречащими Конституции России, в связи с чем, подлежат применению и исполнению всеми субъектами публичного мероприятия.

Противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины ФИО1 в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.

Доводы заявителя, аналогичные изложенным в жалобе о том, что вмененного административного правонарушения по ч.8 ст.20.2 КоАП РФ ФИО1 не совершала, поскольку не участвовала в организации публичного мероприятия, а являясь участником единоличного пикетирования, выражала свою политическую позицию, являлись предметом рассмотрения судьи районного суда, и обоснованно, с учетом анализа всех исследованных по делу доказательств, признаны несостоятельными по основаниям, приведенным в постановлении судьи, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося данного судебного акта.

Судом обоснованно учтено совместное нахождение ФИО1 с участниками массового публичного мероприятия и осуществление ею пикетирования в непосредственной близости от места проведения этого публичного мероприятия, на расстоянии, менее предусмотренного Законом Приморского края от 25 февраля 2011 года № 742 –КЗ «О публичных мероприятиях в Приморском крае», что свидетельствует о несостоятельности доводов об осуществлении одиночного пикетирования.

Вопреки доводам жалобы положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950 г.) при производстве по делу о привлечении ФИО1 к административной ответственности не нарушены.

Право на свободу собраний включает право выбирать время, место и способ проведения собрания в пределах, предусмотренных в п. 2 ст. 11 указанной Конвенции.

Необходимость предварительного уведомления в порядке, установленном законом, о массовом мероприятии нельзя рассматривать как посягательство на суть права, предусмотренного ст. 11 Конвенции, поскольку цель такой процедуры направлена, прежде всего, на то, чтобы предоставить властям возможность принять разумные и надлежащие меры по обеспечению благополучного проведения публичного мероприятия, обеспечить соблюдение прав и законных интересов других лиц, предотвращение беспорядков и преступлений.

Соответственно, поскольку государство вправе выдвигать требование о согласовании с властями проведение массового мероприятия, у него должна быть возможность налагать санкции на участников митингов, которые это требование не соблюдают.

Довод жалобы об отсутствии в материалах дела объективных доказательств наличия у ФИО1 умысла на участие в несогласованном мероприятии и нарушения установленного законом порядка проведения публичного мероприятия, несостоятелен, поскольку опровергается рапортами сотрудников полиции, видеозаписью, из которых следует, что законное требование о прекращении участия в несогласованном публичном мероприятии высказано сотрудниками полиции неоднократно, однако ФИО1, наряду с другими участниками митинга, данное требование сотрудников полиции игнорировала и не предпринимала разумных действий для прекращения своего участия в несогласованном публичном мероприятии.

Довод жалобы об отсутствии у сотрудников ОП УМВД России по г.Владивостоку оснований для задержания ФИО1, нельзя признать обоснованным, поскольку в силу ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять предусмотренные КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В качестве таких мер, связанных с временным принудительным ограничением свободы, п. 1 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ предусмотрено доставление, которое, согласно ст. 27.2 КоАП РФ, заключается в принудительном препровождении физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, о чем составляется соответствующий протокол.

Согласно п. 2 ст. 27.2 КоАП РФ, доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

В качестве мер, связанных с временным принудительным ограничением свободы, п. 2 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ предусмотрено также и административное задержание.

Из смысла ч. 1 ст. 27.3 РФ следует, что возможность применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания связана, в частности, с необходимостью обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, поэтому применение к ФИО1 этой меры не противоречило положениям КоАП РФ.

Протоколы применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении составлены в соответствии с требованиями закона, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, а потому нет оснований для признания их недопустимыми доказательствами.

Иные доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле фактических обстоятельств и доказательств, которые были исследованы судом первой инстанции при рассмотрении дела и получили надлежащую правовую оценку в постановлении.

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.

Ссылаясь в жалобе на суровость наказания, ФИО1 указала, что на данный момент является пенсионером по старости, размер ежемесячной пенсии составляет порядка ... рублей, проживает одна, без какой-либо материальной поддержки со стороны родственников в связи, с чем, выплата назначенного судом штрафа повлечет существенное ухудшение её материального положения. Полагаю, что вышеуказанные доводы необходимо признать обстоятельствами, смягчающими наказание, и в соответствии с ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом исключения избыточного ограничения прав гражданина, размер назначенного ФИО1 административного штрафа, подлежит снижению до ... рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решила:

постановление судьи Ленинского районного суда г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Борисовой Л.Б. изменить – в соответствии с ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ снизить размер административного штрафа до ... рублей.

В остальной части постановление судьи оставить без изменения, жалобу Борисовой Л.Б. без удовлетворения.

Судья Л.П. Бондаренко

12-377/2021

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
Борисова Л.Б.
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Бондаренко Лариса Петровна
Статьи

ст.20.2 ч.8 КоАП РФ

Дело на странице суда
kraevoy--prm.sudrf.ru
19.05.2021Материалы переданы в производство судье
01.06.2021Судебное заседание
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее