УИД 10RS0005-01-2024-000235-74 Дело № 2-231/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
3 мая 2024 г. г. Костомукша
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Фазылова П.В. при секретаре Горшковой Л.А.,
с участием прокурора Саванюка П.П., представителей ответчиков МБОУ КГО «СОШ №3» Лапковской Н.А., администрации Костомукшского городского округа Ланкиной А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костомукша Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением математики», администрации Костомукшского городского округа о возложении обязанности по совершению определенных действий,
установил:
Прокурор г. Костомукша Республики Карелия обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением математики» (далее по тексту МБОУ КГО «СОШ №3»), администрации Костомукшского городского округа о возложении обязанностей по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму. Прокурор требования мотивирует тем, что МБОУ КГО «СОШ №3» отнесено к объектам второй категории опасности, в ходе проведения проверки исполнения законодательства об антитеррористической защищенности установлено, что в МБОУ КГО «СОШ №3» не в полной мере соблюдены установленные требования. Уточнив заявленные требования, истец просит суд обязать администрацию Костомукшского городского округа в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу профинансировать мероприятия по исполнению МБОУ КГО «СОШ №3» требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006. Обязать МБОУ КГО «СОШ №3» в течение 6 месяцев с момента исполнения администрацией Костомукшского городского округа обязанностей по финансированию мероприятий обеспечить в помещении школы исполнение требований к антитеррористической защищенности, осуществив:
- обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оборудование на 1-ом этаже здания по адресу: <адрес>, помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охраной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
- оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).
Определением в протокольной форме от 11.03.2024 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования и спорта Республики Карелия.
В судебном заседании прокурор Саванюк П.П. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБОУ КГО «СОШ №3» и.о. директора Лапковская Н.А. и представитель ответчика администрации Костомукшского городского округа Ланкина А.Н. исковые требования признали частично, пояснив, что для исполнения решения суда потребуется выделение бюджетных средств, что может занять более длительное время, чем заявлено в иске.
Представитель третьего лица Министерства образования и спорта Республики Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном письменном отзыве просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, также указал, что в соответствии с Законом Республики от 19.12.2023 №2916-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» бюджету Костомукшского городского округа предусмотрена субсидия на реализацию мероприятий по обеспечению надлежащих условий для обучения и пребывания детей в муниципальных образовательных организациях на 2024 в размере 8100 тыс. рублей.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.6 ст. 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).
В силу п.2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.п.2 и 15 ч.3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Исходя из ч.7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно пункту 4 ч.2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Частью 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) и минимизации проявлений терроризма.
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 (далее по тексту - Требования).
При этом положения пунктов 1, 2 Требований определяют объекты (территории) Министерства просвещения Российской Федерации и объекты (территорий), относящиеся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, как комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности
Пунктом 5 Требований установлено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возложена на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий).
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) (п. 17 Требований).
В соответствии с подпунктом "г" п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются такие мероприятия как оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии. В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих Требований, осуществляются в том числе мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, (подпункт "б" п. 25 Требований).
В судебном заседании установлено, что МБОУ КГО «СОШ №3» является образовательной организацией, осуществляющей в качестве основного вида деятельности образовательную деятельность, которой присвоена 2 категория опасности объекта, что подтверждается паспортом безопасности учреждения.
Согласно п. 1,3, 4,1, 4.2 Устава МБОУ КГО «СОШ №3» его учредителем является муниципальное образование Костомукшский городской округ, функции и полномочия учредителя школы осуществляет Администрация Костомукшского городского округа, собственником имущества школы является МО «Костомукшский городской округ», имущество закрепляется за школой на праве оперативного управления.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Костомукша Республики Карелия на предмет соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности, а также в ходе рассмотрения на стоящего дела установлено, что в помещениях МБОУ КГО «СОШ №3» по адресу: <адрес>, не в полной мере соблюдены вышеприведенные нормы требований, в частности: здание школы не обеспечено охраной силами сотрудников частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; на 1-ом этаже здания не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охраной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); не оборудованы контрольно-пропускные пункты (посты охраны) основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий).
Доказательств устранения указанных нарушений ответчиками не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, приведенного законодательства, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Учитывая, что администрация Костомукшского городского округа является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования, выступает учредителем в отношении МБОУ КГО «СОШ №», суд приходит к выводу, что решение вопросов по финансированию мероприятий по устранению выявленных нарушений возможно только при непосредственном участии указанного органа.
Вместе с тем, суд полагает, что срок проведения необходимых мероприятий по финансированию и исполнению мероприятий должен быть увеличен соответственно до 1 года в отношении администрации и 9 месяцев в отношении школы, с учетом необходимости принятия решений по выделению бюджетного финансирования, а также исполнения возложенных обязанностей в натуре.
Руководствуясь ст. 196, 197-199, 206 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора г. Костомукша удовлетворить частично.
Обязать администрацию Костомукшского городского округа (ИНН 1004002554) в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения в законную силу профинансировать мероприятия по исполнению Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением математики» по адресу: <адрес> требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением математики» (ИНН 1004006848) в течение 9 (девяти) месяцев с момента исполнения администрацией Костомукшского городского округа обязанностей по финансированию мероприятий по исполнению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, обеспечить по адресу: <адрес> исполнение указанных требований, осуществив:
- обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оборудование на 1-ом этаже здания по адресу: <адрес>, помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охраной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
- оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья П.В. Фазылов
Мотивированное решение суда составлено 13 мая 2024 г.