Дело № 2-1159/2024 (УИД 59RS0002-01-2023-006880-09)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 13 марта 2024 г.
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Запара М.А.,
при секретаре Губиной О.А.,
с участием представителя истца – прокурора Отиновой М.И., представителя третьего лица Департамента образования администрации г.Перми Лунякиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г. Перми, в защиту неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних граждан к МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №» г. Перми о возложении обязанности устранить нарушения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Индустриального района г. Перми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних граждан к МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № №» г. Перми о возложении обязанности устранить нарушения.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Индустриального района г.Перми проведена проверка исполнения МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №» федерального законодательства об образовании, об антитеррористической защищенности образовательной организации. МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №» осуществляет деятельность по адресу: <адрес>. В соответствии с п. 13 Требований, по результатам категорирования указанным объектам присвоена 3 категория опасности. В нарушение п. 24 пп. Д и п. 31 Постановления Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019, здание школы по адресу МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №» отсутствуют системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории) о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. Таким образом, проверка показала, что МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №» не соблюдается законодательство об образовании, об антитеррористической безопасности, что является недопустимым и требует принятия конкретных мер по их устранению. Из Устава МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №» следует, что Учредителем организации является муниципальное образование г. Пермь. Функции и полномочия Учредителя в пределах установленной компетенции осуществляет уполномоченный орган: Департамент образования администрации г. Перми. В целях устранения выявленных нарушений федерального и регионального законодательства прокурором в департамент образования администрации г. Перми ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
На основании изложенного, с учетом последнего уточненного искового заявления, истец просит возложить обязанность на МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму, Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006:
- возложить обязанность привести ограждение объекта и территории школы по адресу: <адрес>, в соответствии с законодательством РФ по всему периметру;
- возложить обязанность оборудовать на 1-м этаже здания помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ.
Представитель истца Отинова М.И. в судебном заседании на исковых требованиях, с учетом уточнения, настаивает в полном объеме, доводы исковых требований поддерживает.
Ответчик МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №» г. Перми в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом В материалы дела поступило заявление о согласии с уточненными исковыми требованиями прокурора, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Департамента образования администрации г. Перми Лунякина О.В. в судебном заседании поддерживает доводы письменного отзыва на исковое заявление.
Выслушав представителя истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», государственная политика в интересах детей является приоритетной и основывается на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно пункту 2 части 6,7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024), образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (пункт 15 часть 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В силу статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О противодействии терроризму", противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О противодействии терроризму", антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Право прокурора на обращение в суд с заявленными требованиями вытекает из статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Департамента образования администрации г. Перми прокуратурой Индустриального района г. Перми вынесено представление об устранении нарушений законодательства об обеспечении безопасных условий при обучении с требованиями рассмотреть данное представление с обязательным участием представителя прокуратуры района, принять меры к устранению допущенных нарушений законодательства, а также причин и условий, способствовавших их наступлению. В ходе проведения и обследования выявлены следующие нарушения: не установлена система оповещения на территории МАОУ «СОШ «91» (л.д.32-35).В ответе на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом образования указано на согласие с доводами прокуратуры, в части необходимости соблюдения требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних МОУ г. Перми. Однако, на данный момент во всех МОУ г. Перми проходят мероприятия по обследованию и категорированию. Замечания, указанные в Представлении, отображены; в разделе «Выводы и рекомендации» паспортов безопасности МОУ г. Перми, срок исполнения замечаний составляет два финансовых, года. Вместе с тем, на данный момент ряд МОУ г. Перми уже устранили замечания, указанные в акте, обследования и категорирования, а также в представлении. Дополнительно сообщено, что по окончании процедуры обследования и категорирования, и утверждения паспортов безопасности всеми руководителями МОУ г. Перми. Департаментом будет составлен план мероприятий по приведению состояния антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования администрации города Перми, в соответствие Требованиями к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения РФ и объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденными Постановлением Правительства от 02.08.2019 г. № 1006, в связи с чем, основания для привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей МОУ г. Перми отсутствуют (л.д.36-37).
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Индустриального района г. Перми в адрес руководителей образовательных учреждений Индустриального района г.Перми вынесено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить в прокуратуру информацию об устранении выявленных нарушений, с приложением подтверждающих документов (л.д.29-30).
Исходя из протокола заседания Межведомственной рабочей группы по соблюдению прав детей, профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних от ДД.ММ.ГГГГ, отделу образования администрации Индустриального района г. Перми в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо информировать прокуратуру района о принятых мерах ОУ района по устранению нарушений требований антитеррористической защищенности (л.д.38-45).
Истец указывает, что в целях устранения выявленных нарушений федерального и регионального законодательства прокурором в департамент образования администрации г. Перми ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
Согласно приказу начальника департамента образования от ДД.ММ.ГГГГ №, гр.А. принят на должность директора МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №» г. Перми (л.д.74).
Из объяснений гр.А. следует, что в ДД.ММ.ГГГГ проведено перекатегорирование, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №. Присвоена 3 категория (л.д.71).
По результатам обследования рекомендовано:
Разработать план эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта - выполнено ДД.ММ.ГГГГ.
2. Выполнить предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ - выполнено.
3. Оборудование объекта (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников (п. 24 (Д) ПП №).
4. Оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализацией и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации ( подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации. ( п. 25 пп. «В» ПП 1006).
5. Провести разграничение системы оповещения работников, обучающихся и иных лиц о пожаре системы оповещения лиц о потенциальной угрозе возникновения или возникновении ЧС (террористического акта) путем установки дополнительных речевых оповещателей ( п. 4.9. Рекомендаций ФКУ « НИЦ «Охрана» ФСВНГ РФ « По оборудованию ИТСО социально значимых объектов (территории), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации»).
6. Оборудовать ограждением высотой порядка 2,5м, а в районах с глубиной снежного покрова более одного метра - порядка 3 м. ( п, 3.1. Рекомендаций ФКУ « НИЦ «Охрана» ФСВНГ РФ « По оборудованию ИТСО социально значимых объектов (территории), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» )(л.д.72).
Согласно письменным пояснениям ответчика МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №» г. Перми, с уточненными исковыми требованиями прокурора, ответчик согласен.
В соответствии с подпунктом «Д» пунктом 24 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 (ред. от 05.03.2022) "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) (подпункт «В» пункт 25 Постановления).
В соответствии с пунктом 31 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 (ред. от 05.03.2022) "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
До настоящего времени на 1 этаже здания школы, расположенного по адресу: <адрес>, не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ; ограждение объекта и территории школы по адресу: <адрес> не соответствует нормам закона, высота ограждения составляет не более 2 метров (2 стороны 2 метра, и 2 стороны по 1,6 метра).
Таким образом, нашел свое подтверждение факт неисполнения представления прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ со стороны ответчика МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №» г. Перми, доказательств иного ответчиком не представлено (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации)
Таким образом, учитывая, что ответчик МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №» г. Перми является образовательной организацией, которая обязана создавать безопасные условия обучения и которая несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, суд приходит к выводу о несоблюдении ответчиком законодательства об образовании, об антитеррористической безопасности, в связи с чем, на ответчика МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> следует возложить обязанность устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму, Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006:
- на 1-м этаже здания школы, расположенного по адресу: <адрес>, необходимо оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ;
- привести ограждение объекта и территории школы по адресу: <адрес> в соответствии с законодательством РФ по всему периметру.
С учетом требований части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до ДД.ММ.ГГГГ Указанный срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Возложить на МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму, Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006:
- привести ограждение объекта и территории школы по адресу: <адрес>, в соответствии с законодательством РФ, по всему периметру;
- оборудовать на 1-м этаже здания помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Запара М.А.