УИД 78RS0011-01-2021-007506-57
Дело № 2-1233/2022 13 апреля 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пановой А.В.
при помощнике Герасимовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Центрального района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга об обязании включить в Адресную программу установки дорожных ограждений установку пешеходных ограждений перильного типа по адресам: <адрес>
у с т а н о в и л:
Прокурор Центрального района Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга об обязании в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу включить в Адресную программу установки дорожных ограждений на 2022 год - установку пешеходных ограждений перильного типа по адресу: <адрес>
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Центрального района Санкт-Петербурга была проведена проверка соблюдения законодательства об организации безопасности дорожного движения на территории района, в ходе которой было установлено, что в нарушение ГОСТ Р52289-2019 на пешеходном переходе со светофорным регулированием по адресу: <адрес> отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа.
С аналогичным иском Прокурор Центрального района Санкт-Петербурга обратился в отношении <адрес> (дело 2-1234/2022).
Указанные гражданские дела были объединены в одно производство с присвоением номера дела 2-1233/2022.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Управление ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, истец уточнил исковые требования, просил обязании в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу включить в Адресную программу установки дорожных ограждений на 2023 год - установку пешеходных ограждений перильного типа по адресу: <адрес>
Представитель истца Щербакова Ю.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Гуськов Е.А. в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях, просил отказать.
Представитель третьего лица Комитета по транспорту Санкт-Петербурга по доверенности Юрченко Н.М. в судебное заседание явился, представил письменный отзыв, в соответствии с которым установка пешеходных ограждений отнесено к ведению Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.
Представители третьих лиц Комитета финансов Санкт-Петербурга, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, Управление ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, выслушав представителей истца ответчика, третьего лица Комитета по транспорту Санкт-Петербурга, изучив материалы дела, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с данным иском в защиту неопределенного круга лиц, поскольку нарушение ответчиком закона создает угрозу здоровью неопределенного круга людей.
Статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья
Согласно статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон о безопасности дорожного движения), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Прокуратурой Центрального района Санкт-Петербурга с участием инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД Росси по Центральному району 15.11.2021 года была проведена проверка соблюдения законодательства об организации безопасности дорожного на территории района, в ходе которой было установлено, что на пешеходном переходе со светофорным регулированием, расположенном <адрес>, в непосредственной близости от которого расположены социальные объекты инфраструктуры отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа. По данному факту был составлен акт. Ответчиком доказательств обратного, а именно наличие пешеходных ограждений перильного типа на регулируемом пешеходном переходе по указанному адресу не представлено.
Адреса, в отношении которого заявлены требования об установлении пешеходных ограждений, находится в единой охранной зоне объектов культурного наследия.
Согласно статьи 5 Закона о безопасности дорожного движения одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является осуществление деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. При этом под обеспечением безопасности дорожного движения (ст. 2 указанного Закона) понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, а организация дорожного движения – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
В соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» дорожные ограждения относятся к техническим средствам организации дорожного движения (п.4.4.1).
Согласно пунктам 3.14 ГОСТ 52289-2019 дорожное ограждение – это устройство, предназначенное для обеспечения движения транспорта с наименьшими рисками столкновений и съездов с дорог, предотвращения переезда через разделительную полосу, столкновений и съездов с дорог, предотвращения переезда через разделительную полосу, столкновения со встречными транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине в полосе отвода дороги, на разделительной полосе, снижения риска возможности падения пешеходов с дороги или мостового сооружения, а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение).
Установка ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от пешеходного перехода, предусмотрена пунктом 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года №270-ст.
Согласно пунктам 1, 5, 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257–ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах) к дорожным сооружениям автомобильной дороги, являющимися ее технологической частью, относятся элементы обустройства автомобильных дорог, к которым относятся дорожные ограждении; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6); Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12).
В силу пункта 3 статьи 6 указанного Закона осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности относится к полномочиям исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Закона об автомобильных дорогах ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно статьи 9 Закона Санкт-Петербурга «О порядке ремонта и содержания автомобильных дорог в Санкт-Петербурге» от 11 апреля 2013 года № 163-34 организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченными Правительством Санкт-Петербурга, или подведомственным им государственным учреждениям Санкт-Петербурга с привлечением в установленном законодательством Российской Федерации порядке подрядных организаций.
Согласно статьи 17 Закона об автомобильных дорогах содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 года № 836 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства» в целях совершенствования государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству был реорганизован путем выделения из него Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга. Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству был переименован в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Комитету по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга были переданы задачи и полномочия Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству по разработке в установленном порядке стратегии развития дорожного хозяйства Санкт-Петербурга, реализации программ по развитию улично-дорожной сети, улучшению транспортно-эксплуатационного состояния дорог и дорожных сооружений. Комитет согласно Положения о нем проводит государственную политику в области развития объектов транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, который также координирует деятельность в этой сфере исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
26 января 2016 года было принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 47 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 года № 836», в соответствии с которым п. 3.4.6 Положения о Комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, утвержденного указанным постановлением, после слова «объектов,» дополнить словами «установка дорожных ограждений на искусственных дорожных сооружениях,»; после слова «движения» дополнить словами «(включая дорожные ограждения, установленные на искусственных дорожных сооружениях)»; слова «и ремонта» исключить. Пункт 3.73 Положения о Комитете по благоустройству Санкт-Петербурга, утвержденного указанным постановлением, после слов «регионального значения Санкт-Петербурга» дополнить словами «(включая проведение первоочередных мероприятий по обеспечению безопасности и организации дорожного движения)»; после слов «в том числе» дополнить словами «осуществлять установку дорожных ограждений (за исключением дорожных ограждений на искусственных дорожных сооружениях)».
В связи с чем, суд полагает, что в настоящее время обязанность по формированию ведомственной адресной программы по установке на пешеходных переходах ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа, а соответственно, и включение адресов в адресную программу должна быть возложена на Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга.
Согласно разд.4 ч.2 (приложение №2) Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" улицы и проспекты центральной части города с их лицевой застройкой относятся к исторически ценным градоформирующим объектам, входят в перечень композиционно завершенных открытых городских пространств.
В соответствии с ч.1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В судебном заседании ответчик не отрицал, что установка пешеходных ограждений в зоне пешеходных переходов находится в ведении Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, пояснил, что адрес, заявленный прокурором должен быть согласован с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. При этом в данном случае будет необходимо проводить проектно-изыскательские работы, что не входит в компетенцию Комитета. Суд не может согласиться с данными доводами, т.к. как уже указывалось выше установка недостающих пешеходных ограждений отнесена к ведению Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, при проведении работ в том числе и в рамках содержания дорог ответчик обязан соблюдать законодательство в области охраны памятников с учетом особого статуса города Санкт-Петербург в связи с чем получение заключение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры является обязательным.
Удовлетворяя исковые требования прокурора о включении в Адресную программу установки дорожных ограждений установку ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа, суд полагает с учетом отсутствия доказательств приоритетности данного адреса обязать ответчика включить данный адрес в Адресную программу на 2023 год, в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установить срок для включения адреса в адресную программу, учитывая порядок и механизм принятия и утверждения Адресной программы, а также необходимую процедуру для согласования установки ограждений 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Ответчик ссылается на то, что установка ограждений будет невозможна, поскольку нормативная ширина тротуара должна быть не менее 2 м, а при непосредственном примыкании тротуаров к стенам зданий, подпорным стенкам или оградам - не менее 2,5 м. По спорным адресам ширина тротуара составляет менее 3,2 м, ввиду чего необходимо расширение тротуара, что отнесено к работам по капитальному ремонту, компетенции Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Кроме того, необходимо получение заключения Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, так как объекты находятся в границах зоны охраны объектов культурного наследия.
Указанные связаны с исполнением обязанности по установке ограждений, тогда как предметом настоящего дела является не возложение обязанности совершения действия по установке ограждений, а совершение действий по включению объектов и работ в Адресную программу, чем предмет иска исчерпывается.
В последующем ответчик вправе взаимодействовать с иными органами государственной власти Санкт-Петербурга для целей согласования работ и их выполнения, что, однако, предметом рассмотрения по настоящему делу не является.
На основании изложенного, руководствуясь ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Обязать Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга включить в Адресную программу установки дорожных ограждений на 2023 год установку ограничивающего пешеходного ограждения перильного типа по следующим адресам в Санкт-Петербурге:
- <адрес>
<адрес>
в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
.....
..... |
..... ..... ..... ..... ..... ..... ..... ..... ..... ..... ..... ..... ..... ..... |
.....
.....
.....