гражданское дело №
УИД: 05RS0№-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> «25» октября 2021 года
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Исаева И.М.,
при секретаре судебного заседания Магомедовой З.А.,
с участием помощника прокурора <адрес> Керимова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> Абдулхамидова Х.А., поданному в суд в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Курбановой Татьяне Гаджиевне, Ахатовой Наиде Рамазановне, Кушиеву Гаджи Рамазановичу, третьим лицам – ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, Администрации городского округа «<адрес>», ОМВД России по <адрес>, МРИ ФНС № России по РД, ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> об обязании устранить нарушения федерального законодательства,
установил:
заместитель прокурора <адрес> Абдулхамидов Х.А. обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указывал следующее.
Прокуратурой города с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> и <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, сотрудников ОМВД России по <адрес>, МРИ ФНС № России по <адрес>, ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> и представителя отдела земельных и имущественных отношений администрации городского округа «<адрес>» проведена проверка исполнения хозяйствующими субъектами законности осуществления предпринимательской деятельности.
Проверкой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 05:49:000038:124, общей площадью 450 кв.м., расположенном в <адрес>, принадлежащем на праве общедолевой собственности Курбановой Т.Г., а также на земельном участке с кадастровым номером 05:49:000038:118 общей площадью 450 кв.м. принадлежащем Ахатовой Н.Р. размещено трехэтажное здание под названием отель «Рамина», где организована деятельность по оказанию населению гостиничных услуг.
Предоставлением гостиничных услуг занимается ИП Кушиев Гаджи Рамазанович.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственник земельного участка обязан использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
При этом вопреки требованиям ч.2 ст.7 ЗК РФ указанный земельный участок используется не в соответствии с установленным для него целевым назначением с видом разрешенного использования «индивидуального жилищного строения».
Виды разрешенного использования земельных участков определяются
в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, установленный вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 05:49:000038:124 и 05:49:000038:118 не позволяет размещать на нем гостиницы, а также иные здания, используемые с целью извлечения предпринимательской выгоды, так как для размещения гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды предусмотрен отдельный вид разрешённого использования земельных участков - гостиничное обслуживание (код 4.7).
В ходе проверки вышеуказанного отеля выявлены грубые нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм, угрожающие жизни и здоровью неопределенного круга лиц, пользующихся предоставляемыми гостиничными услугами.
Так, согласно справке специалиста ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС России по РД ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ в отеле «Рамина» выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно, на объекте защиты:
- не обеспечено исправное состояние систем автоматических установок пожарной сигнализации (п. 54 Постановление правительства РФ№);
- отсутствует исполнительная документация на установки (системы) противопожарной защиты (проект, заключение, акт приемки, лицензия) (Постановление правительства РФ № п.54);
- отсутствует журнал противопожарного инструктажа (п. 3 Постановление правительства РФ №);
- не обеспечено здание огнетушителями по установленным нормам согласно разделу 19 и приложению №и 2 (п. 60 Постановление правительства РФ №);
- не организована работа по техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности (п. 54 Постановление правительства РФ№);
- лица, не прошедшие обучение пожарно-технического минимума допущены к работе (Постановление правительства РФ № п. 3);
- не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности (Постановление правительства РФ № п.2);
- не обеспечено на эвакуационных выходах табло «ВЫХОД» (Постановление правительства РФ № п. 23);
- не обеспечено наличие на путях эвакуации знаков пожарной безопасности (стрелок) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». (Постановление правительства РФ №: п. 23);
- не обеспечено исправность источников внутреннего противопожарного водопровода, а также проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 48 Постановление правительства РФ №);
- не установлены системы пожарной сигнализации, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму или к гибели людей (помещение электрощитовой) (ч. 2 ст. 54 ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- не обеспечено размещение знаков пожарной безопасности «Курение и пользование открытым огнем запрещено» (Постановление правительства РФ №: п. 11);
- не представлена декларация пожарной безопасности (ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 64);
- имеются внутренние эвакуационные выходы со второго этажа и выше не соответствует требованиям (п.1 ст. 89 ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- не организовано проведение проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) чердачного помещения в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, в установленные сроки (не реже 1 раза в год). (Правила противопожарного режима в РФ №: п. 13);
- на путях эвакуации допускается размещение мебели, оборудование и другие предметы (п. 16 Постановление правительства РФ №).
Согласно ст.37 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ
«О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно справке специалиста ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> при проведении санитарно-гигиенического обследования помещения отеля «Рамина» выявлены следующие нарушения санитарного законодательства:
-отсутствует журнал термометрии и опроса работников и отдыхающих (п. 20 МР 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-23);
- отсутствует оборудование для обеззараживания воздуха (рециркуляторы) в местах общественного пользования;
- отсутствует журнал регистрации проведения влажно уборки в помещениях с применением дезинфицирующих средств;
- не представлены акты промывки дезинфекции резервуаров питьевой воды (п. 82 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21);
- не проводится лабораторный контроль качества питьевой воды (п. 82 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21);
- не обеспечивается проведение лабораторных исследований качества почвы на соответствие гигиеническим нормативам (п. 121 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21);
- работники кафе не пользуются специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты (п. 3.4 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20);
- показатели температурного режима хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании и складских помещениях ежедневно в журнале не регистрируются (п. 3.2, 3.8 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20);
- фритюрные жиры, используемые при производстве пищевой продукции во фритюре, ежедневному контролю не подвергаются, журнал не ведется (п. 4.3 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20).
Не представлена программа производственного контроля и не проводится лабораторный производственный контроль за качеством питьевой воды, воды бассейнов, питания (п. 91, 98, 103 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий);
Эксплуатация бассейнов проводится в нарушение требований п.п. ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг».
В кафе гостинцы работники медицинские осмотры не прошли, личные медицинские книжки работников с отметкой о прохождении предварительного при поступлении на работу и периодического медицинского осмотра не представлены (п. 2.21 СанПин 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания»).
Поточность технологического процесса приготовления блюд не соблюдается, отсутствует цеховое деление (п. 2.5 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20).
Для обеззараживания воздуха в помещениях для приготовления салатов, а также место для приготовления формирования наборов готовых блюд отсутствует бактерицидное оборудование (п. 2.14 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20).
Отсутствуют емкости с рабочими растворами дезинфицирующих средств с указанием концентрации, наименования, срока годности (п. 2.7, 2.8, 4.6 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20).
На пищевую продукцию и продовольственное сырье в кафе не представлена товаросопроводительная документация (накладные, декларации о соответствии, ветеринарное свидетельство) (п. 2.2 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20).
В нарушение СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на объекте не проводятся мероприятия по обеззараживанию воздуха, дезинфекции оборудования и инвентаря, не проводится измерение температуры тела работников, отсутствуют предупредительное надписи о соблюдении социальной дистанции от 1,5 до 2 метров, нет запаса дезинфицирующих средств.
Кроме того, вопреки требованиям ст.ст. 24 и 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в отеле «Рамина» отсутствуют дезинфицирующие растворы для проведения текущей дезинфекции.
Медицинские осмотры работников не проводятся, что является нарушением приказа Миздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 Трудового кодекса РФ, перечня противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».
Не представлены договора холодного водоснабжения и водоотведения, что является нарушением ст.7 Федерального закона № ФЗ «О водоснабжении
и водоотведении».
Кроме того, в ходе проведенной прокуратурой города в отеле «Рамина» выявлены также нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ).
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (пункт 6 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ).
Согласно п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов, в которых установлены обязательные для выполнения требования к обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, разработки паспорта безопасности, а также вопросы осуществления контроля за выполнением указанных требований (далее – Требования).
Согласно п. 2 Требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения (далее - гостиницы) возлагается на руководителя юридического лица, являющегося собственником гостиницы или использующего ее на ином законном основании, или физическое лицо, являющееся собственником гостиницы или использующее ее на ином законном основании (далее - ответственное лицо), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В целях установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц осуществляется их категорирование (п. 5 Требований).
Пунктом 6 Требований предусмотрено, что категорирование гостиниц осуществляется с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов на территории гостиниц, а также масштабов возможных последствий совершения таких террористических актов.
Из анализа п. п. 8 - 11 Требований следует, что для проведения категорирования гостиницы по решению ответственного лица создается комиссия по обследованию и категорированию гостиницы, с обязательным привлечением либо представителя территориального органа безопасности, либо территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения гостиницы.
В отношении каждой гостиницы в соответствии с актом ее обследования и категорирования по решению ответственного лица разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористического акта, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования. Сроки завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должны превышать один год со дня подписания акта обследования и категорирования гостиницы (п. 15 Требований).
Приведенные нормы права предусматривают обязанность для каждой гостиницы и иного объекта, где предоставляются услуги по временному проживанию граждан, определить категорию опасности и составление паспорта безопасности в случае отнесения гостиницы или иного объекта к той или иной категории опасности.
Таким образом, вследствие неисполнения требований федерального законодательства в отеле «Рамина» не обеспечивается безопасность для неопределенного круга лиц – посетителей объекта, имеется непосредственная угроза для их жизни и здоровья.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Предъявление настоящего искового заявления обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку указанный отель является местом пребывания людей, а эксплуатация объекта при наличии указанных нарушений требований законодательства создает угрозу для их жизни и здоровья.
С учетом изложенного, просит суд признать незаконным бездействие Курбановой Татьяны Гаджиевны, Ахатовой Наиды Рамазановны, Кушиева Гаджи Рамазановича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выразившееся в необеспечении соблюдения требований федерального законодательства (о пожарной безопасности, земельного законодательства, антитеррористического законодательства, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) при оказании гостиничных услуг в отеле «Рамина», расположенном по адресу: <адрес>; обязать Кушиева Г.Р. устранить в полном объеме выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, указанные в справке и.о. начальника ОНД и ПР № по <адрес> и <адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ; устранить в полном объеме требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, указанные в справке заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>, а также требования законодательства об антитеррористической защищенности объекта; обязать Курбанову Т.Г., Ахатову Н.Р., Кушиева Г.Р. устранить в полном объеме выявленные нарушения требований земельного законодательства, указанные в справке сотрудника администрации городского округа «<адрес>».
Определением суда от 30.07.2021г. исковое заявление было принято к производству с возбуждением гражданского дела.
В последующем, 09.09.2021г. заместитель прокурора <адрес> Акимов Ф.З. дополнил исковые требования еще один пунктом о приостановлении деятельности по предоставлению гостиничных услуг в отеле «Рамина», расположенном по адресу: РД, <адрес> до полного устранения требований федерального законодательства (о пожарной безопасности, земельного законодательства, антитеррористического законодательства, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) указанных в исковом заявлении.
Определением от 10.09.2021г. дополнение к исковым требованиям принято к производству суда.
В судебном заседании помощник прокурора Керимов М.А. доводы, изложенные в исковом заявлении и в дополнении к нему, поддержал, просил удовлетворить заявленные требования по изложенным основаниям.
Ответчики Курбанова Т.Г., Ахатова Н.Р., Кушиев Г.Р., будучи надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела или о его рассмотрении в свое отсутствие не просили, в связи с чем, в силу ч.4 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия ответчиков.
Представитель ответчиков по доверенности Магомедова А.Х. с заявленными требованиями не согласилась, просила суд отказать в их удовлетворении в части устраненных нарушений. В письменных возражениях указала следующее.
По существу заявленных требований сообщаем следующее.
На основании договора купли-продажи доли земельного участка с долей жилого <адрес>АА2819926 от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Ахатовой Н.Р. на земельный участок общей площадью 450 кв.м. с КН 05:49:000038:118, расположенный по адресу: <адрес> (запись о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №).
Договором безвозмездного пользования частью домовладения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Ахатовой Н.Р. и ИП Кушиевым Г.Р., часть жилого дома, условный №, расположенного по адресу: <адрес> передана ИП Кушиеву Г.Р. для осуществления предпринимательской деятельности.
Также на основании договоров купли-продажи доли земельного участка с долей жилого <адрес>АА2881018 от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>8 от ДД.ММ.ГГГГ и <адрес>2 от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право общей долевой собственности Курбановой Т.Г. на земельный участок общей площадью 450 кв. м с КН 05:49:000038:124, расположенный по адресу: <адрес> (запись о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №).
По договору безвозмездного пользования частью домовладения № от ДД.ММ.ГГГГ Курбанова Т.Г. предоставила ИП Кушиеву Г.Р. для осуществления предпринимательской деятельности часть жилого дома, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с положениями п.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно п.9 ст.1, подп.2 и 6 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.
В соответствии с п.1 ст.37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Виды разрешенного использования земельного участка устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне градостроительными регламентами. Градостроительные регламенты являются частью Правил землепользования и застройки.
Решением Собрания депутатов ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила землепользования и застройки в городском округе «<адрес>» согласно подп.2 п.11.2. которых одним из видов разрешенного использования земельных участков и объектов капительного строительства в зоне застройки индивидуальными жилыми домами является «гостиничное обслуживание».
В силу п.4 ст.37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Таким образом, использование земельного участка не только в соответствии с основным видом разрешенного использования, но и в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, допустимым в качестве дополнительного по отношению к основному, не свидетельствует об использовании земельного участка не по целевому назначению.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, совокупный анализ перечисленных законоположений свидетельствует о том, что собственник земельного участка, во всяком случае имеет право самостоятельно выбрать для себя как основной, так и - в дополнение к основному - вспомогательный вид его разрешенного использования, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны. При этом ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Градостроительный кодекс Российской Федерации непосредственно не возлагают на лицо, использующее земельный участок не только в соответствии с основным видом его разрешенного использования, указанным в Едином государственном реестре недвижимости, но и в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, который предусмотрен правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны, каких-либо обязанностей по уведомлению о своем решении тех или иных органов публичной власти, что, в частности, подтверждается отсутствием в них, впрочем, как и в других нормативных актах, положений, закрепляющих порядок (условия и сроки) исполнения таких обязанностей.
Вопреки доводу истца на спорных земельных участках, согласно разрешениям на строительство и техническим паспортам, возведена не гостиница, а 3-х этажные 4-х квартирные жилые дома, что полностью соответствует целевому назначению спорной земли.
Согласно статье 288 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.
В этом и заключается деятельность Кушиева Г.Р.
К тому же, ст.19 ЖК РФ разрешает использовать жилые помещения в коммерческих целях.
Кроме того, уважаемый суд, в определении возможности использования спорных помещений для целей предоставления гостиничных услуг считает возможным руководствоваться позицией, выраженной в информации Роспотребнадзора, согласно которой с ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу требования, запрещающие размещение хостелов и оказание гостиничных услуг в жилых помещениях многоквартирных домов и при отсутствии изолированного входа в помещения хостелов. Преимущественными основаниями для проведения проверок Роспотребнадзором являются обращения жильцов многоквартирных домов на беспокойство, которое причиняют проживающие в хостелах граждане и отсутствие изолированного входа в помещения хостелов.
Согласно данной информации ключевыми факторами, на которые Роспотребнадзор в ходе проверки обращает пристальное внимание и применяет практику бессрочного запрета деятельности по решению суда, являются следующие обстоятельства: если хостел размещен в квартире без ее перевода в нежилой фонд, отсутствует отдельный вход в помещения хостела, функционирование хостела ухудшает условия проживания жителей.
В их же случае, согласно техническим паспортам на спорные строения, каждая квартира оборудована отдельным обособленным входом. Обращений жильцов на причиняемое им беспокойство и на отсутствие изолированного входа в помещения в контрольные органы не поступало. В связи с чем, иск в данной части считают необоснованным и подлежащим отклонению судом.
Касательно нарушений законодательства о пожарной безопасности, о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения и об антитеррористической защищенности объекта, поясняют, что отраженные в исковом заявлении как полностью не соблюдаемые, на самом деле ими исполнялись, но с небольшими и легкопоправимыми нарушениями.
К тому же отмеченные проверкой нарушения на момент подписания отзыва практически полностью устранены, в частности:
-обеспечено исправное состояние систем автоматических установок пожарной сигнализации;
-у объекта имеется исполнительная документация на системы противопожарной защиты;
-заведен журнал противопожарного инструктажа;
-здание обеспечено огнетушителями по установленным нормам;
-надлежащим образом организована работа по техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности;
-лицо, допущенное к работе, прошло обучение пожарно-технического минимума (имеется свидетельство);
-разработана и утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности;
-эвакуационные выходы обеспечены табло «ВЫХОД»;
-обеспечено наличие на путях эвакуации знаков пожарной безопасности (стрелок);
-обеспечена исправность источников внутреннего противопожарного водопровода, проведена проверка;
-установлена система пожарной сигнализации;
-размещены знаки пожарной безопасности «Курение и пользование открытым огнем запрещено»;
-имеется декларация пожарной безопасности;
-проведена проверка состояния огнезащитной обработки чердачного помещения;
-размещение мебели, оборудования и других предметов на путях эвакуации не допускается;
-ведется журнал термометрии и опроса работников и отдыхающих;
-на объекте в местах общественного пользования стоит оборудование для обеззараживания воздуха;
-ведется журнал регистрации проведения влажной уборки с применением дезинфицирующих средств;
-работники кафе в обязательном порядке пользуются спецодеждой и средствами индивидуальной защиты;
-ведется журнал учета использования фритюрных жиров;
-ведется журнал учета температурного режима холодильного оборудования и журнал учета температуры и влажности в складских помещениях.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> проведена проверка, в ходе которой установлено, что все работники используют защитные маски. Запас масок и перчаток имеется в количестве необходимом на 5 дней. У работников пищеблока имеются шапочки (4 человека), используемые при приготовлении пищи. По всей территории гостиницы имеются надписи о социальной дистанции 1,5 м. Расстановка столов позволяет соблюдать дистанцию при приеме пищи в столовой. Столовая находится на открытом воздухе. Медицинский кабинет отсутствует. Имеется аптечка для оказания первой медицинской помощи.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ответственным за противопожарную безопасность назначен Кушиев Г.Р.
ДД.ММ.ГГГГ проведена практическая тренировка по обработке плана эвакуации на случай возникновения пожара в отеле, о чем составлен соответствующий акт.
Работники гостиницы проходят медицинские осмотры, эксплуатация бассейнов проводится с соблюдением требований СанПин ДД.ММ.ГГГГ-20.
На спорном объекте гостиничные услуги предоставляются с соблюдением профилактических мер: имеются санитайзеры, обеззараживается воздух, проводятся измерения температуры тела работников, есть запас дезинфицирующих средств.
Поясняем, что договоры холодного водоснабжения и водоотведения с гарантирующим поставщиком не заключались, поскольку водоснабжение на объекте осуществляется путем самостоятельной закупки и поставки воды на объект.
Над оставшимися нарушениями предпринимаются скорые меры по их устранению и в ближайшее время работа над этим также будет завершена, доказательства чего будут представлены в суд дополнительно.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, Администрация городского округа «<адрес>», ОМВД России по <адрес>, МРИ ФНС № России по РД, ТО Управление Роспотребнадзора по РД в <адрес>, будучи надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили, об отложении дела или рассмотрении без их участия не просили, в связи с чем, в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия указанных представителей.
Суд, огласив исковое заявление, заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, оценив их в совокупности, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии со ст.261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
В силу ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.260).
В силу п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства на основании п.8 ч.1 ст.1 ЗК РФ.
Согласно ч.2 ст.7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок.
В соответствии со ст.30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
В соответствии с абз. 2 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, приведенные нормы права обязывают как собственников земельных участков, так и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать по целевому назначению земельный участок.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости Курбанова Т.Г. является долевым собственником (1/4) земельного участка из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - «под строительство загородного дома», с кадастровым номером 05:49:000038:124, площадью 450 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, а Ахатова Н.Р. собственником земельного участка из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - «земельные участки индивидуальных жилых домов», с кадастровым номером 05:49:000038:118, площадью 450 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
В границах земельного участка с кадастровым номером 05:49:000038:124 расположен объект капитального строительства, назначение - жилое, наименование - здание, площадью 504 кв.м, кадастровый №, принадлежащий на праве собственности Курбановой Т.Г.
В границах земельного участка с кадастровым номером 05:49:000038:118 расположен объект капитального строительства, назначение - жилое, наименование - здание, площадью 504 кв.м, кадастровый №, принадлежащий на праве собственности Ахатовой Н.Р.
Из материалов дела также усматривается, что 13.07.2021г. прокуратурой <адрес> совместно с ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, сотрудниками ОМВД России по <адрес>, МРИ ФНС № России по РД, ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> и представителем отдела земельных и имущественных отношений администрации городского округа «<адрес>» на основании распоряжения от 01.06.2021г. об образовании временной межведомственной рабочей группы в целях проведения надзорных мероприятий по проверке исполнения хозяйствующими субъектами налогового законодательства и законности осуществления предпринимательской деятельности, была проведена проверка законности функционирования отеля «Рамина», расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что на указанных земельных участках, принадлежащих ответчикам Курбановой Т.Г. и Ахатовой Н.Р. с видом разрешенного использования: «под строительство загородного дома» и «земельные участки индивидуальных жилых домов» размещено трехэтажное здание под названием «Рамина», где организована деятельность по оказанию населению гостиничных услуг.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0412, в котором под ко<адрес>.1 предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства.
Земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, может быть использован для размещения жилого дома (отдельно стоящего не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании); выращивания сельскохозяйственных культур; размещения гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек.
Согласно п.1 ч.2 ст.49 ГрК РФ к объектам индивидуального жилищного строительства относятся объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома.
В соответствии с ч.1 ст.55.24 ГрК РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
Согласно ч.4 ст.37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Эксплуатация объекта - гостиницы (отеля) на земельном участке с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства до изменения вида разрешенного использования земельного участка на другой вид, позволяющий размещать на нем отель (гостиницу), является нарушением земельного и градостроительного законодательства.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0412, земельные участки с видом разрешенного использования «жилая застройка» (код 2.0) используются для размещения жилых домов различного вида; содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1 - 2.3 (для индивидуального жилищного строительства, малоэтажная многоквартирная жилая застройка, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), блокированная жилая застройка), 2.5 - 2.7.1 (среднеэтажная жилая застройка, многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), обслуживание жилой застройки, хранение автотранспорта). Размещение гостиниц относится к виду разрешенного использования земельного участка "Гостиничное обслуживание" (пункт 4.7).
Довод ответчиков, изложенный в письменных возражениях о том, что согласно разрешениям на строительство и техническим паспортам, на спорных земельных участках возведена не гостиница, а 3-х этажные 4-х квартирные жилые дома, что полностью соответствует целевому назначению, отклоняется судом, поскольку опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: справкой начальника отдела земельных и имущественных отношений Администрации ГО «<адрес>» за № от 23.06.2021г., где отражены выявленные в ходе выездной проверки нарушения требований земельного законодательства на земельных участках, принадлежащих ответчикам Курбановой Т.Г. и Ахатовой Н.Р. о нецелевом использовании; объяснениями ИП Кушиева Г.Р., данными им помощнику прокурора <адрес> 28.06.2021г., в которых он фактически признал, что ведет хозяйственную деятельность в отеле «Рамина», а также актом санитарно-гигиенического обследования от 27.08.2021г., актом практической тренировки по отработке плана эвакуации на случай возникновения пожара, приказом о назначении ответственных за противопожарную безопасность и другими приложенными к письменным возражениям документами, представленными ответчиками в подтверждение доводов об устраненных ими нарушений пожарной безопасности, где во всей документации указанный объект именуется как «Отель» или «Гостиница» «Рамина».
Представленные ответчиками в материалы дела документы содержат информацию о характеристике здания, количестве работников, обслуживающего персонала и не опровергают вывода о том, что фактически ИП Кушиевым Г.Р. оказывались гостиничные услуги, т.к. здание используется им, в котором посетителям предоставляется набор услуг, характерны для гостиницы.
Довод ответчиков, изложенный в письменных возражениях со ссылкой на ст.ст.19, 288 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) о том, что указанные нормы разрешают использовать жилые помещения в коммерческих целях, судом также отклоняются по следующим основаниям.
В силу положений ст.288 ГК РФ и ст.30 ЖК РФ собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением, то есть для постоянного проживания.
В соответствии с ч.2 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Размещение собственником в принадлежащем собственнику жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое (п.3 ст.288 ГК РФ).
Согласно ст.671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
В соответствии с п.2 ст.17 ЖК РФ допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
В силу п. 3 ст. 17 Жилищного кодекса РФ жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 132-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" установлено, что: средством размещения является имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц (абз. 32); гостиница является средством размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных Положением о классификации гостиниц, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 158 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1860 (абз. 33); гостиничные услуги - комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В приведенной связи, использование собственником принадлежащего ему объекта в качестве гостиницы, то есть для временного заселения посторонних граждан на возмездной основе, в силу закона не может рассматриваться как наем жилого помещения, ввиду чего противоречит как п.3 ст.288 ГК РФ, так и п.2 ст.17 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, руководствуясь указанными нормами, исходя из того, что спорные земельные участки с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства подразумевает размещение на нем жилого дома, выращивания сельскохозяйственных культур, размещения гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек, суд приходит к выводу о нецелевом использовании указанных земельных участков, с нарушением норм земельного и градостроительного законодательства, и об обоснованности иска заместителя прокурора <адрес>.
В силу п.3.1 ст.5 ФЗ № физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 14.04.2017г. № ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения возлагается на руководителя юридического лица, являющегося собственником гостиницы или использующего ее на ином законном основании, или физическое лицо, являющееся собственником гостиницы или использующее ее на ином законном основании.
В целях установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц осуществляется их категорирование (п. 5).
Пунктом 6 Постановления предусмотрено, что категорирование гостиниц осуществляется с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов на территории гостиниц, а также масштабов возможных последствий совершения таких террористических актов.
В отношении каждой гостиницы в соответствии с актом ее обследования и категорирования по решению ответственного лица разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористического акта, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования. Сроки завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должны превышать один год со дня подписания акта обследования и категорирования гостиницы (п. 15).
Приведенные нормы права предусматривают обязанность для каждой гостиницы и иного объекта, где предоставляются услуги по временному проживанию граждан, определить категорию опасности и составление паспорта безопасности в случае отнесение гостиницы или иного объекта к первой, второй, третьей категории опасности.
В силу ст.1 ФЗ № пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 3).
В силу ст.37 ФЗ № руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.
В силу ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – ФЗ №) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Статьей 24 ФЗ № установлено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.1). Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (ч.2).
В соответствии с ч. 1 ст. 23 ФЗ № жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Согласно ч.3 ст.39 ФЗ № соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 2.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-01, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001г. № мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению приведенные выше нормы материального права.
Как установлено судом, ответчик ИП Кушиев Г.Р. осуществляет эксплуатацию гостиницы «Рамина», расположенной по адресу: <адрес>, что не отрицалось его представителем в судебном заседании, и как арендатор гостиницы являлся лицом, ответственным за соблюдение требований к антитеррористической защищенности гостиниц, пожарной безопасности и санитарного законодательства.
Как было указано выше, в ходе проверки было установлено, что в помещениях вышеуказанного объекта допущены многочисленные нарушения требований к антитеррористической защищенности гостиниц, пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм, а именно:
- не обеспечено исправное состояние систем автоматических установок пожарной сигнализации (п. 54 Постановление правительства РФ№);
- отсутствует исполнительная документация на установки (системы) противопожарной защиты (проект, заключение, акт приемки, лицензия) (Постановление правительства РФ № п.54);
- отсутствует журнал противопожарного инструктажа (п. 3 Постановление правительства РФ №);
- не обеспечено здание огнетушителями по установленным нормам согласно разделу 19 и приложению №и 2 (п. 60 Постановление правительства РФ №);
- не организована работа по техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности (п. 54 Постановление правительства РФ№);
- лица, не прошедшие обучение пожарно-технического минимума допущены к работе (Постановление правительства РФ № п. 3);
- не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности (Постановление правительства РФ № п.2);
- не обеспечено на эвакуационных выходах табло «ВЫХОД» (Постановление правительства РФ № п. 23);
- не обеспечено наличие на путях эвакуации знаков пожарной безопасности (стрелок) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». (Постановление правительства РФ №: п. 23);
- не обеспечено исправность источников внутренного противопожарного водопровода, а также проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 48 Постановление правительства РФ №);
- не установлены системы пожарной сигнализации, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму или к гибели людей (помещение электрощитовой) (ч. 2 ст. 54 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- не обеспечено размещение знаков пожарной безопасности «Курение и пользование открытым огнем запрещено» (Постановление правительства РФ №: п. 11);
- не представлена декларация пожарной безопасности. (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 64);
- имеются внутренние эвакуационные выходы со второго этажа и выше не соответствует требованиям (п.1 ст. 89 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- не организовано проведение проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) чердачного помещения в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, в установленные сроки (не реже 1 раза в год). (Правила противопожарного режима в РФ №: п. 13);
- на путях эвакуации допускается размещение мебели, оборудование и другие предметы (п. 16 Постановление правительства РФ №);
-отсутствует журнал термометрии и опроса работников и отдыхающих (п. 20 МР 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-23);
- отсутствует оборудование для обеззараживания воздуха (рециркуляторы) в местах общественного пользования;
- отсутствует журнал регистрации проведения влажно уборки в помещениях с применением дезинфицирующих средств;
- не представлены акты промывки дезинфекции резервуаров питьевой воды (п. 82 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21);
- не проводится лабораторный контроль качества питьевой воды (п. 82 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21);
- не обеспечивается проведение лабораторных исследований качества почвы на соответствие гигиеническим нормативам (п. 121 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21);
- работники кафе не пользуются специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты (п. 3.4 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20);
- показатели температурного режима хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании и складских помещениях ежедневно в журнале не регистрируются (п. 3.2, 3.8 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20);
- фритюрные жиры, используемые при производстве пищевой продукции во фритюре, ежедневному контролю не подвергаются, журнал не ведется (п. 4.3 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20).
- не представлена программа производственного контроля и не проводится лабораторный производственный контроль за качеством питьевой воды, воды бассейнов, питания (п. 91, 98, 103 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий);
- эксплуатация бассейнов проводится в нарушение требований п.п. ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг»;
- в кафе гостинцы работники медицинские осмотры не прошли, личные медицинские книжки работников с отметкой о прохождении предварительного при поступлении на работу и периодического медицинского осмотра не представлены (п. 2.21 СанПин 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания»);
-поточность технологического процесса приготовления блюд не соблюдается, отсутствует цеховое деление (п. 2.5 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20);
-для обеззараживания воздуха в помещениях для приготовления салатов, а также место для приготовления формирования наборов готовых блюд отсутствует бактерицидное оборудование (п. 2.14 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20);
-отсутствуют емкости с рабочими растворами дезинфицирующих средств с указанием концентрации, наименования, срока годности (п. 2.7, 2.8, 4.6 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20);
-на пищевую продукцию и продовольственное сырье в кафе не представлена товаросопроводительная документация (накладные, декларации о соответствии, ветеринарное свидетельство) (п. 2.2 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20);
-в нарушение СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 15 на объекте не проводятся мероприятия по обеззараживанию воздуха, дезинфекции оборудования и инвентаря, не проводится измерение температуры тела работников, отсутствуют предупредительное надписи о соблюдении социальной дистанции от 1,5 до 2 метров, нет запаса дезинфицирующих средств;
-вопреки требованиям ст.ст. 24 и 29 ФЗ № в отеле «Рамина» отсутствуют дезинфицирующие растворы для проведения текущей дезинфекции;
-медицинские осмотры работников не проводятся, что является нарушением приказа Миздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 Трудового кодекса РФ, перечня противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
-не представлены договора холодного водоснабжения и водоотведения, что является нарушением ст. 7 Федерального закона № ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Указанные факты выявленных нарушений свидетельствуют об отсутствии надлежащего контроля со стороны арендатора гостиницы «Рамина» за соблюдением законодательства о противодействии терроризму, о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, что создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга граждан, в случае возникновения пожара может повлечь значительные человеческие жертвы.
Из объяснений представителя ответчика Магомедовой А.Х. в судебном заседании усматривается, что ею не отрицается наличие ряда нарушений на указанном объекте, выявленные нарушения частично устранены, в частности:
-обеспечено исправное состояние систем автоматических установок пожарной сигнализации;
-у объекта имеется исполнительная документация на системы противопожарной защиты;
-заведен журнал противопожарного инструктажа;
-здание обеспечено огнетушителями по установленным нормам;
-надлежащим образом организована работа по техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности;
-лицо, допущенное к работе, прошло обучение пожарно-технического минимума (имеется свидетельство);
-разработана и утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности;
-эвакуационные выходы обеспечены табло «ВЫХОД»;
-обеспечено наличие на путях эвакуации знаков пожарной безопасности (стрелок);
-обеспечена исправность источников внутреннего противопожарного водопровода, проведена проверка;
-установлена система пожарной сигнализации;
-размещены знаки пожарной безопасности «Курение и пользование открытым огнем запрещено»;
-имеется декларация пожарной безопасности;
-проведена проверка состояния огнезащитной обработки чердачного помещения;
-размещение мебели, оборудования и других предметов на путях эвакуации не допускается;
-ведется журнал термометрии и опроса работников и отдыхающих;
-на объекте в местах общественного пользования стоит оборудование для обеззараживания воздуха;
-ведется журнал регистрации проведения влажной уборки с применением дезинфицирующих средств;
-работники кафе в обязательном порядке пользуются спецодеждой и средствами индивидуальной защиты;
-ведется журнал учета использования фритюрных жиров;
-ведется журнал учета температурного режима холодильного оборудования и журнал учета температуры и влажности в складских помещениях.
В подтверждении доводов о частичном устранении нарушений ответчиками также представлены: акт санитарно-гигиенического обследования от 27.08.2021г. согласно которому заместителем начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> проведена проверка, в ходе которой установлено, что все работники используют защитные маски, запас масок и перчаток имеется в количестве необходимом на 5 дней (около 250 пар перчаток, 150 масок), у работников пищеблока имеются шапочки (4 человека), используемые при приготовлении пищи, по всей территории гостиницы имеются надписи о социальной дистанции 1,5 м., расстановка столов позволяет соблюдать дистанцию при приеме пищи в столовой, столовая находится на открытом воздухе, медицинский кабинет отсутствует, имеется аптечка для оказания первой медицинской помощи; акт практической тренировки по отработке плана эвакуации на случай возникновения пожара в отеле «Рамина» от 31.08.2021г., по результатам которой дана оценка действий обслуживающего персонала как удовлетворительное; приказ от 06.05.2021г., согласно которому ответственным за противопожарную безопасность назначен Кушиев Г.Р.; заключение № от 16.05.2021г. испытания работоспособности радиоканальной автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре; титульная страница журнала учета первичных средств пожаротушения; журнала учета инструктажей по пожарной безопасности, фотоснимки установленных в гостинице знаков (табличек) и т.д.
Вместе с тем, представленные доказательства свидетельствуют о том, что указанные в справках и.о. начальника ОНД и ПР № по <адрес> и <адрес> Республики Дагестан от 15.06.2021г., а также заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> нарушения законодательства о пожарной безопасности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об антитеррористической защищенности объекта, на момент рассмотрения дела, ответчиками устранены частично, что и не отрицалось их представителем Магомедовой А.Х. в судебном заседании.
Выявленные нарушения предполагают принятие безотлагательных мер по их устранению. Каких-либо иных доказательств, опровергающих эти сведения либо свидетельствующих о полном устранении выявленных нарушений требований к антитеррористической защищенности гостиниц, правил пожарной безопасности и санитарного законодательства в период с момента их выявления по день вынесения судом решения, материалы дела не содержат и ответчиками в нарушение положений ст.56 ГПК РФ не представлены, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что требования заместителя прокурора <адрес> Абдулхамидова Х.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
В соответствии с подп.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с указанным заявлением.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Абзац 3 п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ предусматривает, что при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера госпошлина оплачивается для физических лиц в размере 300 рублей; для организаций - 6 000 рублей.
Как усматривается из иска, исковые требования прокурора, освобожденного от уплаты госпошлины при обращении в суд с указанным иском, заявлены в интересах неопределенного круга лиц – физических лиц, размер, подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины составляет 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление заместителя прокурора <адрес> Абдулхамидова Х.А., поданное в суд в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Курбановой Татьяне Гаджиевне, Ахатовой Наиде Рамазановне, Кушиеву Гаджи Рамазановичу, третьим лицам – ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, Администрации городского округа «<адрес>», ОМВД России по <адрес>, МРИ ФНС № России по РД, ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> об обязании устранить нарушения федерального законодательства, удовлетворить;
-признать незаконным бездействие Курбановой Татьяны Гаджиевны, Ахатовой Наиды Рамазановны, Кушиева Гаджи Рамазановича, выразившееся в необеспечении соблюдения требований федерального законодательства (о пожарной безопасности, земельного законодательства, антитеррористического законодательства, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) при оказании гостиничных услуг в отеле «Рамина», расположенном по адресу: <адрес>;
-обязать Кушиева Г.Р. устранить в полном объеме выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, указанные в справке и.о. начальника ОНД и ПР № по <адрес> и <адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ; устранить в полном объеме требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, указанные в справке заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>, а также требования законодательства об антитеррористической защищенности объекта;
-обязать Курбанову Татьяну Гаджиевну, Ахатову Наиду Рамазановну, Кушиева Гаджи Рамазановича устранить в полном объеме выявленные нарушения требований земельного законодательства, указанные в справке сотрудника администрации городского округа «<адрес>»;
-приостановить деятельность по предоставлению гостиничных услуг в отеле «Рамина», расположенном по адресу: РД, <адрес> до полного устранения требований федерального законодательства (о пожарной безопасности, земельного законодательства, антитеррористического законодательства, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) указанных в исковом заявлении.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения путем подачи жалобы в Избербашский городской суд.
Судья И.М. Исаев
мотивированное решение
составлено 29.10.2021