Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-6668/2024 от 17.04.2024

Судья: Волобуева Е.А. Дело № 33а-6668/2024

УИД: 63RS0037-01-2023-002469-35

Дело № 2а-276/2024 (2а-2144/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 мая 2024 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Давыдовой С.Е., Пудовкиной Е.С.,

при ведении протокола помощником судьи Булацкой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара в лице представителя Алехиной Т.Н. на решение Самарского районного суда г. Самары от 19 февраля 2024 г.,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя административного ответчика Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара - Алехиной Т.Н. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заинтересованного лица Чугуновой Н.П., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО12 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара о восстановлении в списках инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование заявленных требований указано, что Чугунов В.К. с 19 февраля 1999 г. включен в список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий по г.о. Самара. Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 14 октября 2019 г. № 2822 Чугунов В.К. исключен из указанного списка на основании пункта 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с выездом на постоянное место жительства в другое муниципальное образование. Чугунов В.К. считает данное распоряжение незаконным, поскольку его супруге Чугуновой Н.П., работающей медицинской сестрой врача общей практики, предоставлено служебное жилое помещение-квартира в <адрес>, где он в период с 2016 г. по 2019 г., был временно зарегистрирован и проживал по причине болезни. Учитывая статус жилого помещения «служебное, для временного проживания», основание, указанное для исключения из списков, нуждающихся в улучшении жилищных условий по г.о. Самара, по основанию выезда на постоянное место жительства в другое муниципальное образование, является не правомерным. Ранее в защиту своих прав административный истец обратиться не мог в связи с заболеванием «ковид» в 2020 году, и в 2022 году в связи с иными заболеваниями. При этом, указав на неполучение оспариваемого распоряжения, просил восстановить пропущенный срок на обжалование (л.д. 148).

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец Чугунов В.К. просил суд обязать Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара восстановить его в списки инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий по г.о. Самара, с даты первоначальной постановки на учет.

Судом постановлено решение, которым административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным распоряжение Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара от 14 октября 2019 г. № 2822 в части исключения Чугунова В.К., 16 февраля 1958 года рождения, из списка лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов». На Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов административного истца путем восстановления Чугунова В.К. в списки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий по г.о. Самара, с даты первоначальной постановки на учет (л.д. 185-198).

В апелляционной жалобе Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара в лице представителя Алехиной Т.Н. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, указав, что факт проживания Чугунова В.К. в другом муниципальном образовании, установлен, оспариваемое распоряжение вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 201-206).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара (по доверенности) Алехина Т.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, указав, что решение суда подлежит отмене как незаконное и необоснованное, поскольку суд первой инстанции дал ненадлежащую оценку обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Заинтересованное лицо Чугунова Н.П. в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий, обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В силу части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке (часть 2).

Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства (часть 3).

Положениями статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, как следует из части 2 статьи 17 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 указанного Федерального закона, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

В силу статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления социальных выплат.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Чугунов В.К. является инвалидом второй группы, бессрочно, заболевание получено в период службы (л.д. 6-7).

10 февраля 1999 г. Чугунов В.К. обратился с заявлением об улучшении жилищных условии к главе администрации Кировского района (л.д. 165).

На основании постановления главы администрации Кировского района г. Самары от 19 февраля 1999 г. № 286 «Рассмотрение предложений общественной комиссии по жилищным вопросам» Чугунов В.К., инвалид 2 группы, с составом семьи 4 человека, в том числе: жена – Чугунова Н.П., дочь – Чугунова О.В., дочь – Чугунова Н.В., поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 161-162).

В связи с формированием списка граждан в 2019 году, а также для подтверждения оснований состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, письмом от 15 января 2019 г. № 1-02/2-03-02-1/351 Чугунов В.К. приглашен в Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара в срок до 15 февраля 2019 г., одновременно ему предложено предоставить следующие документы: справку с места жительства с обязательным указанием жилой и общей площади (срок действия -30 дней), копии паспортов или свидетельств о рождении всех совестно зарегистрированных граждан, копии справки ВТЭК об инвалидности и пенсионного удостоверения (л.д. 18).

Поскольку административный истец не явился в указанный срок в Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара, то направлены запросы в ГУ МВД России по Самарской области для подтверждения регистрации в г.о. Самара.

По информации, имеющейся в деле, полученной из ГУ МВД России по Самарской области, а также согласно отметке в паспорте Чугунова В.К., в период с 14 ноября 2016 г. по 14 декабря 2019 г. Чугунов В.К. был постоянно зарегистрирован по адресу<адрес>

Установлено, что 07 февраля 2012 г. между Чугуновой Н.П. (нанимателем) и муниципальным районом Безенчукский в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района <адрес> (наймодателем) заключен договор найма служебного помещения № 18 от 07 февраля 2012 г. (л.д. 11-12).

Согласно указанному договору, совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: ФИО12 (супруг), ФИО9 (дочь), ФИО10 (дочь), ФИО11 (внучка). Служебное помещение предоставляется на период трудовых отношений в ММУ «Безенчукская ЦРБ» в должности медицинской сестры офиса общей практики <адрес> ММУ «Безенчукская ЦРБ».

В связи с чем, 12 января 2012 г. супруге Чугунова В.К.-Чугуновой Н.П., предоставлено служебное жилое помещение - <адрес> расположенная по адресу: <адрес>.

14 октября 2019 г. распоряжением № 2822 первого заместителя главы г.о. Самара Чугунов В.К. исключен из списка инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий по г.о. Самара, на основании пункта 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с выездом на постоянное место жительства в другое муниципальное образование (л.д. 91-93).

15 октября 2019 г. Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара сообщил Чугунову В.К. об исключении его из списка посредством простой почтовой корреспонденцией (л.д. 99).

Разрешая административный спор и удовлетворяя административное исковое заявление, суд исходил из того, что выезд Чугунова В.К. в другое муниципальное образование - <адрес>, являлся временным, и связан с предоставлением его супруге Чугуновой Н.П. на период трудовых отношений в ММУ «Безенчукская ЦРБ» в должности медицинской сестры офиса общей практики с. Переволоки ММУ «Безенчукская ЦРБ» квартиры по договору найма служебного жилого помещения. Также суд пришел к выводу о наличии уважительных причин для восстановления Чугунову В.К. пропущенного процессуального срока обращения в суд с административным исковым заявлением, поскольку о принятом решении административный истец узнал в сентябре 2023 года, когда официально обратился в отдел опеки и попечительства. Доказательств направления Чугунову В.К. оспариваемого решения административным ответчиком суду не представлено, в материалах учетного дела данные сведения отсутствуют, доказательств обратного суду не представлено.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что факт проживания Чугунова В.К. в другом муниципальном образовании подтвержден, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.

Согласно справке администрации сельского поселения Переволоки муниципального района Безенчукский Самарской области Чугунов В.К. проживал по адресу: <адрес> период с 14 ноября 2016 г. по 14 декабря 2019 г. на основании договора-найма служебного жилого помещения от 07 февраля 2012 г. № 18 (л.д. 10).

С 14 декабря 2019 г. Чугунов В.К. зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу, что выезд Чугунова В.К. в <адрес> носил временный характер, до настоящего времени административный истец жильем не обеспечен, иных жилых помещений не приобрел, в связи с чем обоснованно признал обжалуемое распоряжение незаконным.

Также суд первой инстанции отклонил доводы представителя административного ответчика о наличии иных оснований для исключения административного истца из списка лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, поскольку вопрос отсутствия нуждаемости в оспариваемом распоряжении основан на единственной причине: «в связи с выездом на постоянное место жительства в другое муниципальное образование».

Из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзацах 2 им 3 пункта 61 постановления от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", следует, что суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

Приведенные административным ответчиком при рассмотрении административного дела судами первой и апелляционной инстанций, основания, являются иными по отношению к содержанию оспариваемого распоряжения. Соответственно, эти аргументы, исходя из руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, не могли быть приняты районным судом как правовое обоснование законности решения административного ответчика, и также не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что супруге Чугунова В.К. – Чугуновой Н.П. принадлежит жилое помещение, и то, что Чугунов В.К. обеспечен жилой площадью более учетной нормы, не могут быть приняты во внимание, поскольку суд не вправе признать обоснованным оспариваемое распоряжение со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения Департаментом опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара.

При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе доводы о несогласии с выводами суда основаны на неправильном толковании приведенных выше норм материального права.

Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, либо свидетельствующих о нарушении судом при принятии решения норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.

Судебная коллегия считает, что суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального и процессуального права применены правильно. Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости. Решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Следует отметить, что само по себе несогласие автора апелляционной жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.

При указанных обстоятельствах, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Самарского районного суда г. Самары от 19 февраля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара в лице представителя Алехиной Т.Н. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, решение и апелляционное определение могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

33а-6668/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Чугунов В.К.
Ответчики
Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администарции г.о. Самара
Другие
Чугунова Н.П.
Администрация г.о. Самара
Департамент управления имуществом
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
17.04.2024Передача дела судье
21.05.2024Судебное заседание
31.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2024Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее