УИД 63RS0020-01-2022-000803-98
Судья Кощеева И.А. дело № 33-4019/2023
№ 2-602/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 апреля 2023 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шельпук О.С.,
судей Бредихина А.В., Мартемьяновой С.В.,
при секретаре Нугайбековой Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Коновалова А.Н. на решение Отрадненского городского суда Самарской области от 21 октября 2022 года, которым постановлено:
«В удовлетворении искового заявления Коновалова А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> (паспорт №, выданный ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, код подразделения №, зарегистрированный по адресу: <адрес>) к Администрации городского округа Отрадный Самарской области, ИНН 6340000496, ОГРН 1026303208876, об обязании ликвидировать контейнерную площадку, расположенную напротив <адрес> - отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Бредихина А.В., пояснения истца Коновалова А.Н. в поддержание доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коновалов А.Н. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Отрадный Самарской области о ликвидации контейнерной площадки.
В обоснование своих исковых требований указал, что является собственником дома № по <адрес>. Напротив его дома по <адрес> расположена контейнерная мусорная площадка, которая установлена с нарушением правил и требований норм действующего законодательства РФ. Расстояние от контейнера до окон его дома составляет 17 метров, что является нарушением п. 4 главы 2 Санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21. Спорная контейнерная площадка имеет твердое бетонное покрытие, но в связи с отсутствием уклона, талые и дождевые сточные воды текут на его участок под ближайшее строение. Данные жидкие отходы распространяют неприятный запах и привлекают насекомых и грызунов. На указанной контейнерной площадке помимо ТКО местные жители, а также проезжающие дачники размещают крупногабаритный мусор, строительный мусор, опавшую листву, ветки и прочие отходы. В связи с тем, что контейнерная площадка не имеет бункер для сбора прочих отходов, в том числе КГО (не ТКО), а также не имеет надлежащее ограждение, данный мусор попадает на его участок, листва разлетается, ветки (так как их накладывают кучами) падают через забор, что является нарушением пункта 3 главы 2 СанПин 2.1.3684-21. Контейнерная площадка размещена с отсутствием надлежащих путей доступа к ней. Площадка фактически располагается на перекрестке дорог, что влечет возникновение опасной дорожно-транспортной ситуации. Для того, чтобы к ней подойти люди, зачастую, вынуждены идти по проезжей части, что уже приводило к ДТП, в том числе с участием пешехода. Выброшенный мусор, не являющийся ТКО, а именно ветки, сухая трава, опавшая листва, старые заборы и т.д. создает пожароопасную ситуацию, а так как контейнерная площадка практически вплотную прилегает к забору и постройкам, то велика вероятность возникновение пожара и на его (истца) участке. В период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время он неоднократно обращался во все ответственные инстанции о переносе контейнерной площадки, но получал отказы, контейнерная площадка так и остается на своем месте, что нарушает его права. ДД.ММ.ГГГГ Отрадненским городским судом принято решение по гражданскому делу № по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном к Администрации городского округа Отрадный Самарской области об устранении нарушений санитарного законодательства. Согласно решению суда Администрация должна была устранить все выявленные нарушения санитарного законодательства, но до сих пор решение суда в полном объеме так и не исполнила.
Ссылаясь на изложенное, истец Коновалов А.Н. просил суд обязать Администрацию городского округа Отрадный Самарской области ликвидировать контейнерную площадку, расположенную напротив <адрес>.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании истец Коновалов А.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, явку представителей не обеспечили, об уважительности причин неявки не сообщили.
В силу статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, в порядке, предусмотренным статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Коновалов А.Н. является собственником дома № по <адрес>.
Администрация г.о. Отрадный, являясь органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представляет интересы населения всего муниципального образования, поскольку местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Законодательством определено, что участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.
Постановлением Администрации г.о. Отрадный Самарской области «Об утверждении дислокации мест временного размещения контейнерных площадок на внутриквартальных территориях многоквартирных домов и мест временной установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов на территории индивидуальных, жилых домов» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена дислокация мест временного размещения контейнерных площадок для сбора твёрдых бытовых отходов и мусора на внутриквартальных территориях многоквартирных и индивидуальных домов. Контроль за выполнением данного постановления возложен на руководителя Управления жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения Администрации городского округа Селивёрстову С.А.
Данным постановлением утверждено размещение контейнерной площадки на территории индивидуального сектора на пересечение улиц <адрес> и <адрес> (рекомендуемое количество контейнеров на площадке – 2 шт., площадь контейнерной площадки 8 кв.м), о чем свидетельствует пункт 34.
Постановлением Администрации г.о. Отрадный Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Отрадный от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении дислокации мест временного размещения контейнерных площадок на внутриквартальных территориях многоквартирных домов и мест временной установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов на территории индивидуальных жилых домов» внесены изменения, в частности, в отношении контейнерной площадки на территории индивидуальных домов на пересечение улиц <адрес> и <адрес> (рекомендуемое количество контейнеров на площадке – 1 шт., площадь контейнерной площадки 4 кв.м) (пункт 31).
Постановлением Администрации г.о. Отрадный Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Отрадный от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении дислокации мест временного размещения контейнерных площадок на внутриквартальных территориях многоквартирных домов и мест временной установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов на территории индивидуальных жилых домов» внесены изменения только в раздел Дислокации «Внутриквартальные территории многоквартирных домов».
ДД.ММ.ГГГГ Коновалов А.Н. обратился в Управление Роспотребнадзора по Самарской области о переносе контейнерной площадки на территории индивидуального сектора на пересечение улиц <адрес> и <адрес>.
После проведения осмотра данной контейнерной площадки, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в <адрес> обратилось в суд с иском к Администрации городского округа Отрадный Самарской области об устранении нарушений санитарного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном к Администрации городского округа Отрадный Самарской области об устранении нарушений санитарного законодательства принято следующее судебное решение:
«Обязать Администрацию городского округа Отрадный Самарской области соблюсти требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при размещении контейнерной площадки в районе <адрес>:
- при размещении контейнерной площадки обеспечить расстояние от контейнерной и специальной площадок до индивидуальных жилых домов (в отношении <адрес>), детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи не менее 20 метров, но не более 100 метров;
- на контейнерной и специальной площадке предусмотреть необходимое количество мусоросборников (контейнеров и бункеров) в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО;
- обеспечить места накопления ТКО твердым (асфальтовое, бетонное) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальную площадку подъездным путем, твердым (асфальтовое, бетонное) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра в срок до ДД.ММ.ГГГГ года».
ДД.ММ.ГГГГ ОСП г. Отрадного УФССП по Самарской области было возбуждено исполнительное производство №-ИП. Предмет исполнения: Решение Отрадненского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №.
В результате выполненных работ по исполнению решения суда от ДД.ММ.ГГГГ расстояние от индивидуального жилого дома № по <адрес> до контейнерной площадки составило 17,5 метров.
После выполнения работ по исполнению решению суда от ДД.ММ.ГГГГ Управление жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения г.о. Отрадный Самарской области направило в адрес Управления Роспотребнадзора по Самарской области запрос на согласование установки спорной мусорной контейнерной площадки.
ДД.ММ.ГГГГ Управление Роспотребнадзора по Самарской области выдано заключение от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно данному заключению, Управление Роспотребнадзора по Самарской области был рассмотрен запрос Управления жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения г.о. Отрадный Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ вх. № и представленных к запросу материалов и документов Комитета по управлению имуществом г.о. Отрадный Самарской области (сведения о собственнике места (площадки) накопления ГКО) в том числе: заявка о санитарно-эпидемиологическом заключении на место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов; схема размещения места (площадки) накопления ГКО; описание расстояния до жилых домов, детских площадок, оборудования контейнерной площадки, количество контейнеров и их объем, письмо Комитета по управлению имуществом г.о. Отрадный Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что место (площадки) нахождения накопления твердых коммунальных отходов предполагается разместить <адрес>; географические координаты: №): кадастровый №. Контейнерная площадка площадью 5,0 кв.м. (1 контейнер объемом 0,75 м) с твердым (асфальтобетон) покрытием, имеющей уклон для отведения талых и дождевых сточных вод, с ограждением (профлист) с навесом, имеющая подъездной путь для автотранспорта. Расстояние от контейнеров до жилых зданий не менее 15 м, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом более 20 м., расстояние до медицинских учреждений более 25 м. Водовод на расстоянии 10 м. отсутствует.
По итогам рассмотрения заявки дано заключение, что планируемая площадка для сбора отходов ТКО соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе санитарным правилам СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». СанПиН 2.1.4.11 10-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ окончено производством, т.к. требования исполнительного документа выполнены в полном объеме. Исполнение судебного решения подтверждено заключением Управления Роспотребнадзора по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.ст. 8, 13, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правилами благоустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, суд первой инстанции, установив, что размещение спорной контейнерной площадки на территории индивидуального сектора соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего порядок организации площадок (мест) накопления ТКО, и, что оборудовать контейнерную площадку в иных местах не представляется возможным из-за плотности застройки, а её ликвидация повлечёт за собой нарушение прав других граждан, пришел к выводу о необоснованности заявленного Коноваловым А.Н. иска.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным судом, и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно положениям ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения городских округов относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
В соответствии с пунктом 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункту 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, предусматривают, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
При этом, допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в данном пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.
Таким образом, можно сделать вывод, что суд первой инстанции верно применил нормы права, регулирующие организацию контейнерных площадок на расстоянии до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок.
Так, заключением Управления Роспотребнадзора по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № было установлено, что расстояние от контейнеров до жилых зданий составляет не менее 15 м, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом более 20 м, расстояние до медицинских учреждений более 25 м, что не противоречит требованиям санитарных правил.
Апелляционная жалоба сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, сводятся к несогласию с оценкой доказательств и не содержат указаний на факты, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения. Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы в судебном решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, оцененных судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и оснований для признания их неправильными не имеется.
Судебная коллегия полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, основания для отмены принятого по делу судебного решения, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Отрадненского городского суда Самарской области от 21 октября 2022 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Коновалова А.Н. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 24.04.2023.