№ 2 -311/2022
25RS0009-01-2022-000616-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04.05.2022 г. Лесозаводск
Лесозаводский районный суд Приморского края в составе
председательствующего судьи Вечерской Г.Н.,
при секретаре судебного заседания Сабановой М.П.,
с участием представителя истца Стрельниковой Е.Н.,
представителя ответчика директора МОБУ «СОШ № 3 Лесозаводского городского округа» Токарской Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. Лесозаводского межрайонного прокурора Щербань Е.И. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Лесозаводского городского округа, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3 Лесозаводского городского округа» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Лесозаводского межрайонного прокурора обратился в суд с вышеуказанным иском.
В судебном заседании представитель истца Стрельникова Е.Н., уточнив требования в порядке ст. 39 ГПК, просит обязать администрацию Лесозаводского городского округа в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, осуществить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности объекта (территории) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 Лесозаводского городского округа» (МОБУ «СОШ № 3 Лесозаводского городского округа»); обязать МОБУ «СОШ № 3 Лесозаводского городского округа» в течение 3 месяцев со дня осуществления финансирования расходов администрацией Лесозаводского городского округа, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности объекта (территории) МОБУ «СОШ № 4 Лесозаводского городского округа», оснастить здание, расположенное по адресу: г. Лесозаводск Приморского края, ул. Вокзальная, д. 76; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В обоснование уточненных требований указала на то, что по результатам проведенной проверки исполнения требований законодательства в сфере противодействия терроризму и антитеррористической защищенности образовательных учреждений было установлено нарушение «Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 (далее - Требования) на территории МОБУ «СОШ № 3 Лесозаводского городского округа». В нарушение пп. «б» п. 25 Требований, не организованы мероприятия по обеспечению охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. В ходе проверок в течении 2021 года, установлено, что меры, принимаемые должностными лицами органов местного самоуправления в сфере образовательной деятельности по усилению безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования не достаточны, из ответа, представленного администрацией Лесозаводского городского округа следует, что недостаточность бюджета городского округа не позволяет выполнить все необходимые мероприятия, предусмотренные паспортом безопасности. При этом, администрацией Лесозаводского городского округа не принято надлежащих мер к обеспечению МОБУ «СОШ № 3 Лесозаводского городского округа» денежными средствами на указанные мероприятия.
Представитель ответчика – МОБУ «СОШ № 3 Лесозаводского городского округа» Токарская Т.А. с уточненными исковыми требованиями согласилась.
Представитель ответчика – администрации Лесозаводского городского округа в судебное заседание не явился.
До начала рассмотрения дела по существу, представитель ответчика Батыгина Я.Г., действующая на основании доверенности, представила письменные возражения, в соответствии с которыми, администрация Лесозаводского городского округа с заявленными требованиями не согласна. Так, 15.09.2020 издано постановление администрации Лесозаводского городского округа № 1177, в котором утверждена программа «Развитие образования Лесозаводского городского округа» на 2021-2027 г.г.» Решением Думы Лесозаводского городского округа от 23.12.2021 № 386-НПА утвержден бюджет городского округа на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов, в соответствии с которым установлено, что дефицит бюджета составляет 21 208 000 рублей. Требуемые мероприятия, по финансированию которых указано в иске, не отражены в бюджете и не предусмотрены муниципальной программой на 2021-2027 г.г. Кроме того, у администрации Лесозаводского городского округа образовалась задолженность по исполнению порядка 40 вступивших в законную силу решений судов на сумму около 650 000 000 рублей. Таким образом, средства в бюджете у администрации Лесозаводского городского округа отсутствуют. Кроме того, испрашиваемый срок – 6 месяцев не исполним для администрации, вместе с тем, администрация готова включить мероприятия в муниципальную программу для исполнения в 2023 году.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, приходит к следующему.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» следует, что под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона 06.03.2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Согласно ст. 13 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (п.1); в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (п.2).
В силу положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8, 9 ч. 2 ст. 41).
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п. 2, 15 ч. 3 ст. 28).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч. 6 ст. 28).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п.п. 3,5 ч. 1 ст. 9).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Согласно п.п. «б», п. 25 данных требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что в результате проведенной Лесозаводской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения требований закона в сфере противодействия терроризму и антитеррористической защищенности образовательных учреждений установлено, что в МОБУ «СОШ № 3 Лесозаводского городского округа» в нарушение требований подпунктов «б» пункта 25 Требований не обеспечено соблюдение следующего мероприятия: не осуществляется охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Также установлено, что администрацией Лесозаводского городского округа не принято достаточное количество мер к обеспечению МОБУ «СОШ № 3 Лесозаводского городского округа» финансированием на проведение антитеррористической защищенности учебного заведения требованиям закона.
Приведенные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, а именно: результатами проверки, в которых содержится сообщение администрации Лесозаводского городского округа от 29.10.2021 № 03-7512 о предоставлении информации о выполненных мероприятиях, предусмотренных паспортом безопасности, в том числе в МОБУ «СОШ № 3 Лесозаводского городского округа» (оборудована тревожная сигнализация, ручные металлоискатели). Так же указано на то, что доходная часть бюджета не позволила обеспечить лимиты финансирования на обеспечение антитеррористической защищенности объектов образования в полном объеме, вследствие чего часть мероприятий, предусмотренных паспортом безопасности, не была реализована, администрацией принимаются меры к привлечению средств из иных источников, в том числе привлечение внебюджетных средств.
По смыслу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиками, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств соблюдения в здании школы требований подпунктов «б» п. 25 Требований, кроме того, представитель школы в судебном заседании требования, в отношении МОБУ «СОШ № 3 Лесозаводского городского округа» признала, а потому суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, в том числе и к ответчику администрации Лесозаводского городского округа.
Доводы представителя администрации Лесозаводского городского округа о необоснованности требований в части возложения обязанности произвести финансирование спорных мероприятий в здании школы, суд находит неубедительными.
В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 этого Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Одновременно с этим п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из взаимосвязанного содержания этих норм следует, что на администрацию города как орган местного самоуправления возложена самостоятельная обязанность принимать необходимые меры в целях профилактики терроризма, в том числе, меры по оснащению переданных подведомственным образовательным учреждениям зданий необходимым в этих целях оборудованием.
По смыслу ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансирование деятельности по выполнению муниципального заказа на оказание образовательных услуг МОБУ «СОШ № 3 Лесозаводского городского округа» должен осуществлять орган местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении на администрацию Лесозаводского городского округа осуществить финансирование соответствующих мероприятий в переданном МОБУ «СОШ № 3 Лесозаводского городского округа» здании, заявлены обоснованно.
Вопреки доводам администрации Лесозаводского городского округа, действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями. Отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора об исполнении предусмотренной законом обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. Лесозаводского межрайонного прокурора Щербань Е.И. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Лесозаводского городского округа, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3 Лесозаводского городского округа» о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать администрацию Лесозаводского городского округа в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, осуществить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности объекта (территории) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 Лесозаводского городского округа» (МОБУ «СОШ № 3 Лесозаводского городского округа»)
Обязать МОБУ «СОШ № 3 Лесозаводского городского округа» в течение 3 месяцев со дня осуществления финансирования расходов администрацией Лесозаводского городского округа, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности объекта (территории) МОБУ «СОШ № 4 Лесозаводского городского округа», оснастить здание, расположенное по адресу: г. Лесозаводск Приморского края, ул. Вокзальная, д. 76; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение 1 месяца со дня изготовления в окончательной форме через Лесозаводский районный суд.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 11.05.2022.
Судья Г.Н. Вечерская