Дело № 72-1346/2022
УИД: 66RS0002-01-2022-001175-55
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 30 ноября 2022 года жалобу защитника ПАО«Уральский банк реконструкции и развития» (ПАО «УБРиР») Командирова Д.В. на постановление должностного лица Государственной инспекции труда в Свердловской области (далее по тексту Роструда) от 19 июля 2022 года № 66/6-75-22-ИЗ/12-21422-И/57-294 и решение судьи Железнодорожного районного суда г.Екатеринбурга от 07 октября 2022 года №12-602/2022, вынесенные в отношении ПАО «УБРиР» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью3 статьи5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
обжалуемым постановлением должностного лица ПАО «УБРиР» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 110 000 рублей за нарушение трудового законодательства в области прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда.
По результатам рассмотрения жалобы указанное постановление решением судьи районного суда изменено в части объема вмененных нарушений, исключены нарушения по непроведению первичного и повторного инструктажа по технике безопасности в отношении П и нарушение п. 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29, в отношении О, размер назначенного административного наказания в виде штрафа снижен до 55000 рублей, в остальной части оставлено без изменения.
В жалобе защитник ПАО «УБРиР» Командиров Д.В. просит отменить состоявшиеся решения, приводит доводы об их незаконности, указывая на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку у юридического лица в отношении П отсутствовала обязанность в проведении внепланового инструктажа и внеочередной проверке знаний требований охраны труда.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения защитника ПАО «УБРиР» Командирова Д.В., поддержавшего доводы жалобы, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу решений не нахожу.
Частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а абзацем 2 статьи 76 – не допускать до работы не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации указывает, что государственные нормативные требования охраны труда, устанавливающие правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, содержащиеся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого производственного оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
В соответствии с требованиями статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации обучение по охране труда - процесс получения работниками, в том числе руководителями организаций, а также работодателями - индивидуальными предпринимателями знаний, умений, навыков, позволяющих формировать и развивать необходимые компетенции с целью обеспечения безопасности труда, сохранения жизни и здоровья. Работники, в том числе руководители организаций, и работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.
Статья 225 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что все работники, в том числе руководители организации, а также работодатели – индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно п. 2.16, 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29, внеплановый инструктаж и внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций проводятся при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда.
В соответствии с п. 2.3 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 года № 903н, группа I по электробезопасности распространяется на неэлектротехнический персонал (не относящийся к электротехническому и электротехнологическому персоналу). Перечень должностей, рабочих мест, требующих отнесения производственного персонала к группе I по электробезопасности, определяет руководитель организации (обособленного подразделения). Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I по электробезопасности с оформлением в журнале, который должен содержать фамилию, имя, отчество работника, его должность, дату присвоения группы I по электробезопасности, подпись проверяемого и проверяющего. Присвоение группы I по электробезопасности производится путем проведения инструктажа, который должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током.
Пунктом 1.5 Инструкции по охране труда для пользователей персональных электронно-вычислительных машин (ИОТ-14), утвержденной 05 апреля 2019 года Президентом ПАО КБ «УБРиР» №271, к работе на ПЭВМ допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по электробезопасности с присвоением 1 группы по электробезопасности для неэлектрического персонала.
Из материалов дела видно, что в ходе расследования тяжелого несчастного случая, произошедшего 20 декабря 2021 года с главным экспертом по развитию процессов ПАО «УБРиР» П, должностными лицами Роструда выявлены нарушения ПАО «УБРиР» требований охраны труда, что выразилось в допуске ее к трудовой деятельности при введении в действие Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, содержащих требования охраны труда, без проведения внепланового инструктажа и внеочередной проверки знаний требований охраны труда работника, чем нарушены требования пунктов 2.1.6, 3.3 Порядка № 1/29, о чем составлен акт (л.д. 52-58).
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: Приказом Президента ПАО «УБРиР» С от 25 января 2021 года № 47 «Об утверждении перечня профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте» (л.д. 11-13); актом о расследовании тяжелого несчастного случая от 10 февраля 2022 года (л.д. 52-58); актом о несчастном случае на производстве (л.д. 59-64); извещением о тяжелом несчастном случае (л.д. 65); приказом №П-33 от 12 января 2022 года «О создании комиссии по расследованию несчастного случая в ПАО «УБРиР» (л.д.66-69), копией трудового договора (л.д. 70-76); выкопировкой из журнала регистрации инструктажа на рабочем месте (л.д. 77-79); выпиской из протокола от 29 ноября 2019 года заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда (л.д. 89), инструкцией по охране труда для пользователей персональных электронно-вычислительных машин (ИОТ-14) (л.д. 81-870, протоколом опроса пострадавшего при несчастном случае (л.д. 88), должностной инструкцией (л.д. 89-90), выпиской из протокола № 25 от 29 ноября 2019 года (л.д. 92), табелями учета рабочего времени (л.д. 94-96).
По факту выявленных нарушений должностным лицом Роструда в отношении ПАО «УБРиР» составлен протокол об административном правонарушении, отвечающий требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 8-10, 29-34) и вынесено постановление о назначении административного наказания (л.д. 5-7, 17-22).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учреждением не приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом и судьей обоснованно установлена вина ПАО «УБРиР», его действиям по ч. 3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дана верная юридическая оценка.
Административное наказание назначено в размере, предусмотренном санкцией указанного закона, соответствует требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом судьей при рассмотрении жалобы на постановление размер штрафа снижен ниже низшего предела размера наказания, предусмотренного санкцией инкриминируемой статьи.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление должностного лица по делу об административном правонарушении соответствует требованиям части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
При пересмотре дела судьей районного суда дело проверено в соответствии с положениями статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме. Доводам жалобы дана надлежащая правовая оценка.
Доводы жалобы об отсутствии обязанности юридического лица проведения внеочередного инструктажа техники безопасности условий труда и проверки знаний требований охраны труда подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм права. Фактически указанные доводы выражают несогласие с выводами судьи суда первой инстанции, правовых оснований для переоценки которых не установлено, а несогласие с ними заявителя жалобы таковым не является.
Существенного нарушения процессуальных требований при производстве по делу не допущено.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения судьи и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 30.9, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление должностного лица Государственной инспекции труда в Свердловской области от 19 июля 2022 года № 66/6-75-22-ИЗ/12-21422-И/57-294 и решение судьи Железнодорожного районного суда г.Екатеринбурга от 07 октября 2022 года №12-602/2022, вынесенные в отношении ПАО «УБРиР» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью3 статьи5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского
областного суда Н.В. Краснова