Председательствующий: Строкова С.А.
Дело № 7р-147/2020
19RS0008-01-2020-000248-72
РЕШЕНИЕ
23 сентября 2020 года г. Абакан
Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Майнагашевой С.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Машкова В.В. на решение Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 22 июля 2020 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя министра финансов Республики Хакасия № 84/2020 от 22 мая 2020 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ главы Новомарьясовского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия Машкова Владимира Владимировича.
Огласив жалобу, заслушав Машкова В.В. и его защитника Верина Д.В., поддержавших жалобу, прокурора Колмогорову Т.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя министра финансов Республики № 84/2020 от 22 мая 2020 года глава Новомарьясовского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия Машков В.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 22 июля 2020 года указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, Машков В.В. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление административного органа и решение суда отменить, производство по делу прекратить ввиду малозначительности административного правонарушения, ограничившись устным замечанием. Не соглашается с произведенной судом оценкой доказательств. Считает необоснованным вывод суда о том, что им (Машковым В.В.) не были предприняты достаточные меры для исполнения обязательств по контрактам, поскольку в материалах дела имеются копии писем в адрес главы Орджоникидзевского района от 12 ноября, 5 декабря 2019 года и 14 января, 12 мая 2020 года с просьбой об оказании финансовой помощи в погашении образовавшейся задолженности, а также 12 мая 2020 года в министерство финансов Республики Хакасия. Обращает внимание на то, что суд не учел пребывание его в должности главы Новомарьясовского сельсовета с 17 сентября 2029 года. Не соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным, поскольку права субъектов предпринимательской деятельности не нарушены, за время просрочки выполнения обязательств со стороны подрядчиков претензии не поступали, в настоящее время основная часть задолженности погашена, назначенное наказание не соразмерно характеру административного правонарушения.
В возражениях на жалобу и.о.прокурора Орджоникидзевского района полагает доводы жалобы несостоятельными, просит постановление заместителя министра финансов Республики № 84/2020 от 22 мая 2020 года и решение суда оставить без изменения, жалобу Машкова В.В. – без удовлетворения.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы жалобы, Верховный Суд Республики Хакасия полагает решение суда законным и обоснованным.
В силу ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
Как следует из положений ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок) в контракт включаются обязательные условия, в том числе о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Согласно ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Выводы суда первой инстанции о несоблюдении главой Новомарьясовского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия Машковым В.В. приведенных требований закона, что выразилось в нарушении сроков и порядка оплаты подрядных работ по договору № 3 от 6 сентября 2019 года, заключенному администрацией Новомарьясовского сельсовета Орджоникидзевского района с ООО «Строй Вектор Инвест», и по договору № 19 от 14 октября 2019 года, заключенному администрацией Новомарьясовского сельсовета Орджоникидзевского района с ООО «Минусинская СПМК «Ремсельбурвод», подтверждаются совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела.
К числу таких доказательств суд обоснованно отнес, в том числе результаты проведенной прокуратурой Орджоникидзевского района проверки исполнения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при исполнении администрацией Новомарьясовского сельсовета Орджоникидзевского района обязательств по муниципальным контрактам. В ходе проверки установлено, что администрация Новомарьясовского сельсовета Орджоникидзевского района заключила с ООО «Строй Вектор Инвест» договор подряда № 3 от 6 сентября 2019 года на выполнение работ по установке ворот и облицовке фасада здания гаража с. Новомарьясово. В соответствии с условиями договора цена договора составила 250 560 рублей, срок выполнения работ - 1 месяц с момента заключения договора (п. 3.1), оплата за выполненные работы осуществляется заказчиком путем перечисления в безналичном порядке денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 10 календарных дней после предоставления счета-фактуры, форм КС-2, КС-3 (п. 2.2). Подрядчик в предусмотренный договором срок выполнил работы, акт о приемке выполненных работ подписан 12 сентября 2019 года, однако администрацией Новомарьясовского сельского совета в полном объеме оплата не произведена и по состоянию на 21 апреля 2020 года задолженность составляла 150 560 руб. Также установлен факт неоплаты администрацией Новомарьясовского сельского совета работ по договору № 19 от 14 октября 2019 года, заключенному администрацией Новомарьясовского сельсовета Орджоникидзевского района с ООО «Минусинская СПМК «Ремсельбурвод» на выполнение работ по капитальному ремонту водонапорной башни д. Горюново (утепление и обшивка). В соответствии с условиями договора цена договора составила 299 442 рублей, срок выполнения работ - 10 календарных дней с момента заключения договора (п.3.1), оплата за выполненные работ осуществляется заказчиком путем перечисления в безналичном порядке денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 30 календарных дней после предоставления счета-фактуры, форм КС-2, КС-3 (п. 2.2). Подрядчик в предусмотренный договором срок выполнил работы, акт о приемке выполненных работ подписан 21 октября 2019 года, однако администрацией Новомарьясовского сельского совета в полном объеме оплата не произведена и по состоянию на 21 апреля 2020 года задолженность составила 149 442 руб. Таким образом, проверкой выявлено нарушение установленных требований Закона о контрактной системе в сфере закупок, что выразилось, в том числе в неоплате в установленный срок работ по договорам подряда, в том числе, по договору № 3 от 6 сентября 2019 года, заключенному администрацией Новомарьясовского сельсовета Орджоникидзевского района с ООО «Строй Вектор Инвест», и по договору № 19 от 14 октября 2019 года, заключенному администрацией Новомарьясовского сельсовета Орджоникидзевского района с ООО «Минусинская СПМК «Ремсельбурвод». В акте проверки от 21.04.2020 года отражены, в том числе приведенные сведения. Поскольку проверка произведена в соответствии с положениями п. 2 ст. 1, ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», данный акт обоснованно расценен допустимым доказательством.
Указанные в акте проверки и в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении обстоятельства, подтверждены в том числе: договором подряда № 3 от 6 сентября 2019 года, заключенным администрацией Новомарьясовского сельсовета Орджоникидзевского района с ООО «Строй Вектор Инвест» (л.д. 101-103), актом о приемке выполненных работ от 12 сентября 2019 года (л.д. 104-105), договором подряда № 19 от 14 октября 2019 года, заключенным администрацией Новомарьясовского сельсовета Орджоникидзевского района с ООО «Минусинская СПМК «Ремсельбурвод» (л.д. 106-108), актом о приемке выполненных работ от 21 октября 2019 года (л.д. 109-110).
Обстоятельства, приведенные в акте проверки, и нарушение сроков оплаты работ по договорам подряда Машковым В.В. в ходе производства по делу не оспаривались.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Орджоникидзевского района Республики Хакасия № 178/844-4 от 9 сентября 2019 года Машков В.В. признан избранным главой Новомарьясовского сельского совета Орджоникидзевского района Республики Хакасия (л.д. 42-43), распоряжением № 55-рк от 17 сентября 2019 года Машков В.В. вступил в указанную должность с 17 сентября 2019 года (л.д. 44).
Оценив исследованные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции установил, что главой муниципального образования Новомарьясовский сельский совет Орджоникидзевского района Машковым В.В. ненадлежащим образом исполнены служебные обязанности по соблюдению требований Закона о контрактной системе в сфере закупок, нарушены сроки и порядок оплаты работ по договору № 3 от 6 сентября 2019 года, заключенному администрацией Новомарьясовского сельсовета Орджоникидзевского района с ООО «Строй Вектор Инвест», по договору № 19 от 14 октября 2019 года, заключенному администрацией Новомарьясовского сельсовета Орджоникидзевского района с ООО «Минусинская СПМК «Ремсельбурвод», и мотивировал свои выводы о том, что у административного органа имелись доказательства и достаточные данные для установления его вины в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ. Оснований не согласиться с аргументированными выводами суда не усматривается.
Доводы Машкова В.В. о невиновности в связи с тем, что им предпринимались своевременные и исчерпывающие меры для исполнения обязательств перед подрядчиками и должность главы Новомарьясовского сельского совета он занимает с 17.09.2019, несостоятельны.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено нарушение требований Закона о контрактной системе в сфере закупок, что выразилось, помимо указанных нарушений, в неоплате в установленный срок работ по договорам с ООО «Абаканкоммунпроект» на выполнение проектных работ № 12-19 от 12.02.2019 (л.д. 81-84) и № 13-19 от 15.02.2019 (л.д.88-91), по договору на выполнение кадастровых работ с ООО «Азимут» № 21 от 22.07.2019 (л.д. 95-98).
Рассматривая дело об административном правонарушении, должностное лицо органа административной юрисдикции исключило из события административного правонарушения вышеприведенные эпизоды - нарушение срока и порядка оплаты работ по договорам с ООО «Абаканкоммунпроект» № 12-19 от 12.02.2019, № 13-19 от 15.02.2019, по договору с ООО «Азимут» № 21 от 22.07.2019, что согласуется с положениями ст. 29.7 КоАП РФ, в силу которых порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, возлагает в частности на орган административной юрисдикции обязанность установить фактические обстоятельства дела и произвести юридическую оценку деяния.
Таким образом, Машков В.В. привлечен административным органом к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ за нарушение срока оплаты по двум договорам подряда: № 3 от 06.09.2019 с ООО «Строй Вектор Инвест» и № 19 от 14.10.2019 с ООО «Минусинская СПМК «Ремсельбурвод» (л.д. 6-10).
Выводы суда о законности и обоснованности привлечения Машкова В.В. к административной ответственности за это деяния сомнений не вызывают, Машков В.В. вступил в должность главы Новомарьясовского сельского совета с 17 сентября 2019 года, по договору с ООО «Строй Вектор Инвест» 22 сентября 2019 года оплата не была произведена. Договор подряда с ООО «Минусинская СПМК «Ремсельбурвод» был подписан 14 октября 2019 года именно Машковым В.В., при наличии уже имеющейся задолженности перед ООО «Строй Вектор Инвест» по оплате подрядных работ, и оплата работ установленный срок не была произведена, более того указанная оплата по договорам не производилась длительное время и на период проверки 21.04.2020 года также не произведена.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных ч. 2 названной статьи, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (п. 5 ч. 4 ст. 36).
Согласно ст. 41 Устава муниципального образования Новомарьясовский сельский совет Орджоникидзевского района Республики Хакасия, принятого решением Совета депутатов муниципального образования Новомарьясовский сельский совет Орджоникидзевского района Республики Хакасия 19 января 2006 года № 2 глава поселения действует от имени поселения без доверенности в отношениях с участием граждан и организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, органов государственной власти и органов местного самоуправления других муниципальных образований (п. 1), к его полномочиям относится осуществление функции главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета поселения (п. 25).
Так как Машков В.В. являлся представителем власти с 17.09.2019 года и был наделен в установленном законом порядке распорядительными полномочиями, именно на него с указанной даты были возложены обязанности соблюдения требований Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупок администрацией Новомарьясовского сельского совета.
Из имеющихся в деле доказательств, в том числе и предоставленных Машковым В.В. не следует, что заключение приведенных выше договоров, в частности, и от 14.10.2019 было вызвано действительной необходимостью. Таким образом, ссылки, содержащиеся в жалобе, о том, что неоплата по договорам подряда произошла ввиду недостаточности денежных средств, со ссылкой на копии писем в адрес главы администрации Орджоникидзевского района и министерства финансов Республики Хакасия, не свидетельствуют о принятии должностным лицом Машковым В.В. достаточных мер для исполнения обязательств по контрактам и о соблюдении требований Закона о контрактной системе в сфере закупок, поскольку, в том числе и с учетом положений п. 5 ст.10 ГК РФ, устанавливающей презумпцию добросовестности участников гражданских правоотношений и разумность их действий, глава сельского совета обязан был обеспечить исполнение обязательства администрации Новомарьясовского сельсовета.
Исследованными судом первой инстанции доказательствами подтверждается нарушение сроков оплаты заказчиком оказанных подрядчиками работ, не вызванное какими-либо объективными причинами, исключительными обстоятельствами.
Из материалов дела следует, что наказание Машкову В.В. было назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и для прекращения производства по делу ввиду малозначительности содеянного не имеется.
Указанный довод являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции. Суд первой инстанции верно принял во внимание характер совершенного правонарушения, степень выраженности объективной стороны правонарушения - не единичный случай неоплаты договоров в установленный срок, длительность неисполнения обязательств (более 6 месяцев), значительность неоплаченных сумм и учитывая несоблюдение лицом, привлекаемым к административной ответственности требований законодательства о сроках и порядке оплаты работ для муниципальных нужд, что умаляет авторитет муниципального органа, осуществляющего закупки, обязанного соблюдать требования закона при их осуществлении, обоснованно не усмотрел в деянии признаков малозначительности.
Доводы жалобы об отсутствии вредных последствий или угрозы их наступления, противоречат материалам дела. Из материалов дела следует, что подрядчик, выполнивший работы, длительное время не получал оплаты результата работ. Кроме того, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей. Негативные последствия правонарушения выражались и в нарушении принципов контрактной системы в сфере закупок, в том числе и принципа профессионализма заказчика.
Исключительных обстоятельств, воспрепятствовавших надлежащим образом выполнить установленную законом обязанность и способных послужить основанием для вывода о малозначительности, не имеется.
Как видно из жалобы, ее доводы не свидетельствуют о допущенных судом существенных нарушениях процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, т.к. направлены на переоценку доказательств, послуживших основанием для выводов об отсутствии малозначительности содеянного, оценка которых произведена в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Рассмотрение дела произведено с соблюдением всех принципов судопроизводства, нарушений судом первой инстанции требований ст. 24.1 и ст. 26.1 КоАП РФ не допущено.
Судебный акт сомнений в своей законности не вызывает и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
решение Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 22 июля 2020 года по настоящему делу в отношении главы Новомарьясовского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия Машкова Владимира Владимировича оставить без изменения, а жалобу Машкова В.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Хакасия Г.А. Когай