5-1338/2022
11MS0039-01-2022-004751-67
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Печорский городской суд Республики Коми
в составе судьи Васевчик Е.П.
при секретаре судебного заседания Кожевиной Н.В.
с участием представителя административного органа Печорской транспортной прокуратуры Иванова А.Н.
с участием представителей лица, привлекаемого к административной ответственности, ФБУ «Администрация «Печораводпуть» Маевской Ю.Э., Коряковцева Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в ********** 12 сентября 2022 года дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.20 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ФБУ «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей»,
установил:
**.**.** в отношении юридического лица ФБУ «Администрация «Печораводпуть» заместителем Печорского транспортного прокурора Еремеевым А.М. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, за сбор, транспортировку и обезвреживание отходов I-IV классов опасности для осуществления своей деятельности без лицензии.
В судебном заседании представитель административного органа Печорской транспортной прокуратуры Иванов А.Н. настаивал на привлечении ФБУ «Администрация «Печораводпуть» к административной ответственности, указав о возможности замены административного штрафа на предупреждение в соответствие со ст.4.1.1 КоАП РФ.
Представители лица, привлекаемого к административной ответственности, ФБУ «Администрация «Печораводпуть» - Маевская Ю.Э., Коряковцев Л.В. факт правонарушения не отрицали, также указали, что, по их мнению, деятельность в области обращения с отходами организацией не осуществляется, т.к. жидкие фракции не подпадают под определение отходов производства и потребления, установленного Федеральным законом №89-ФЗ, их следует считать сточными водами и лицензия на обращение с отходами не требуется.
Заслушав пояснения участников производства, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности юридическими лицами, регулируются Федеральным законом №99-ФЗ от **.**.** «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Критерии определения лицензируемых видов деятельности определены статьей 2 указанного Федерального закона, в соответствии с которой лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Согласно части 3 статьи 2 данного федерального закона к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Пунктом 30 частью 1 статьи 12 федерального закона №99-ФЗ от **.**.** установлено, что сбор, транспортировка и обезвреживание отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
В статье 1 Федерального закона от **.**.** № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» используется понятие «отходы производства и потребления» - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями на пять классов опасности.
В ст. 14 федерального закона №89-ФЗ установлены также требования к обращению с отходами I-V классов опасности.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от **.**.** №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ст. 39 данного федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 51 федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4.1 федерального закона от **.**.** №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы
Так, ч.1 и 3 ст.14 федерального закона №89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Также, на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
В силу частей 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.1 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Данная статья направлена на защиту граждан при осуществлении некоторых видов деятельности, связанных в основном с охраной здоровья граждан и охраной окружающей среды, с охраной культурных ценностей, осуществлением образовательной деятельности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ФБУ «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей» сведений о сборе, транспортировки и обезвреживанию отходов I-IV классов опасности не имеется.
Согласно пп. 36 и 46 п. 3.4 Устава ФБУ «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей» вид приносящий доход деятельности, осуществляемые администрацией по договорам с физическими и юридическими лицами на возмездной основе: оказание услуг по выполнению мероприятий, направленных на ликвидацию последствий и ущерба, создавших препятствия и угрозу безопасности судоходства и ухудшению экологической ситуации, возникших в результате виновных действий юридических и физических лиц на внутренних водных путях (установка боновых заграждений, сбор и транспортировка разбившихся нефтепродуктов); оказание услуг по приему и очистке сточных вод.
Установлено, что на праве собственности ФБУ «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей» владеет и использует несамоходную очистительную станцию для сбора и хранения хозфекальных и подсланевых вод с Твсп>60°С, «СВ-209», идентификационный номер П-02- 440 1979г. постройки проекта № Р133/ПЭОС-15.
Так, Печорской транспортной прокуратурой установлено, что организация ФБУ «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей» осуществляет сбор, хранение и переработку следующих отходов:
- воды подсланевые и/или льяльные с содержанием нефти и нефтепродуктов 15% и более код ФККО 9 11 100 01 31 3, 3 класса опасности;
- воды подсланевые и/или льяльные с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15 % код ФККО 9 11 100 01 31 4, 4 класса опасности;
- фекальные отходы судов и прочих плавучих средств код ФККО 7 32 114 51 30 4, 4 класса опасности.
В процессе деятельности несамоходной очистительной станции образуются отходы от работы судовых двигателей внутреннего сгорания: воды подсланевые и/или льяльные с содержанием нефти и нефтепродуктов 15% и менее 15%, фекальные отходы судов и прочих плавучих средств.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии в действиях ФБУ «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей» события и состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.
В нарушение требований законодательства ФБУ «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей», используя несамоходную очистительную станцию для сбора и хранения хозфекальных и подсланевых вод с судов внутреннего водного транспорта, осуществляет сбор, транспортировку и обезвреживание отходов I-IV классов опасности для осуществления своей деятельности без лицензии.
Представители ФБУ «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей» суду пояснили, что собранные с судов нефтесодержащие подсланевые и хозяйственно-фекальные сточные воды проходят на станции очистки процесс технологической обработки, включающий механическую очистку, реагентную коагуляцию, флотацию и обеззараживание озоном. После проведенной очистки на договорной основе со специализированной организацией осуществляется производственный контроль за показателями ПДК загрязняющих веществ в пробах очищенной сточной воды путем проведения химического анализа. По результатам химического анализа проб очищенной сточной воды на соответствие ПДК, очищенная сточная вода по договору водоотведения с МУП «Горводоканал» удаляется в централизованную систему водоотведения. Отходы, образованные после очистки сточных вод с судов (осадок очистки нефтесодержащих сточных вод – в виде отходов синтетических и полусинтетических отработанных масел III класса опасности), передаются организациям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Транспортирование данных отходов вне границ земельного участка, принадлежащего ФБУ «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей», не осуществляется. Их вывоз осуществляет специализированная организация на договорной основе.
Согласно Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от **.**.** №... «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», в блок 9 включены отходы при выполнении прочих видов деятельности, не вошедшие в блоки 1 - 3, 6 – 8 (за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты).
ФБУ «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей» считает, что если жидкие фракции со станции очистки ОСНВ-Ю/4 удаляются путем передачи очищенной сточной воды в систему водоотведения, с последующим сбросом очищенной сточной воды в водный объект, в соответствии с договором водоотведения, деятельность в области обращения с отходами в организации не осуществляется, т.к. такие жидкие фракции не попадают под определение отходов производства и потребления, установленного Федеральным законом №89-ФЗ, их следует считать сточными водами, и обращение с ними регулируется нормами водного законодательства, ввиду чего лицензия на обращение с отходами не требуется. Их первичная очистка и переработка осуществляется на судне (территории) администрации и перевозится (транспортируется) до места дислокации судна (местонахождения администрации) по внутренним водным путям Печорского бассейна, находящимся в сфере деятельности администрации.
Данные доводы судом не принимаются, поскольку процесс обращения с жидкими фракциями, не изменяет правовой природы данного вещества, как отхода, а свидетельствует о дальнейшем обращении с ним – утилизации.
При этом, ФБУ «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей» в своем отзыве, не отрицая вину в совершении административного правонарушения, просила заменить административный штраф на предупреждение.
В соответствии с частью 1 статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В данном случае, вынесением в отношении должностного лица постановления о назначении административного наказания, рассмотрением административного дела в суде достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ.
Согласно части 3.5 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
С учетом изложенного, учитывая принимаемые юридическим лицом меры к устранению допущенного нарушения, прихожу к выводу о том, что само по себе совершенное деяние не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества и государства и имеется совокупность необходимых условий для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9, ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Юридическое лицо ФБУ «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей» (ИНН/КПП 1105003145/110501001, ОГРН 10201100875377, адрес: Республика Коми, **********, пгт.Путеец, **********) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание с учетом положений ч.1 ст. 4.1.1. КоАП РФ, в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд.
Судья Е.П. Васевчик
В полном объеме постановление изготовлено 13.09.2022