Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-5032/2023 от 28.03.2023

Судья: Болочагин В.Ю. Гр.д. № 33-5032/2023

Номер дела в суде 1 инстанции № 2-3977/2022        

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 мая 2023 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Черкуновой Л.В.,

судей – Ивановой Е.Н., Житниковой О.В.,

с участием прокурора Атяскиной О.А.,

при помощнике судьи – Бирюковой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Поповой Валентины Алексеевны в лице представителя Кузнецова А.В. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 18 ноября 2022 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований отказать».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия

установила:

Попова Валентина Алексеевна обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области» о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную компенсацию, взыскании задолженности за предыдущий период.

В обоснование иска указано, что она является вдовой Попова Ю.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ Попов Ю.В. был призван на военные сборы и в период с 7 июля 1987 г. по 9 сентября 1987 г. участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, вследствие чего ему в 1997 г. установлена <данные изъяты> инвалидности. 9 декабря 2002 г. ему была установлена <данные изъяты> инвалидности. Факт её нахождения на иждивении у Попова Ю.В. установлен решением суда. Она вправе получать с момента смерти мужа пенсию по случаю потери кормильца. Указанная пенсия с 1 февраля 2007 г. составляла 2 070, 20 рублей. Вместо пенсии по потере кормильца ей назначили пенсию по случаю производственной травмы для гражданских лиц, ей ежемесячно недоплачивали 776,32 рублей с 1 февраля 2007 г. по 31 марта 2007 г., за период с 1 февраля 2007 г. по 30 июня 2022 г. ей недоплатили 608 035,54 рублей. В силу того, что она являлась единственным нетрудоспособным членом семьи Попова Ю.В., находившимся на его иждивении, ей полагается ежемесячная денежная компенсация в размере 50% от ежемесячной денежной компенсации для инвалида I группы в размере 5 640,33 рублей с 1 февраля 2007 г. Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Самары от 11 декабря 2007 г. с 1 декабря 2007 г. ей назначена ежемесячная денежная компенсация в размере 5 499, 76 рублей. Задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации за период с 1 июня 2020 г. по 30 июня 2022 г. составляет 100 385 рублей 12 копеек.

С учетом уточненных исковых требований истец просила суд признать за истцом право и обязать ГУ – Отделение Пенсионного фонда России по Самарской области назначить ей ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную ч. 2 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1, с 1 октября 2022 г. в размере 14 433,18 рублей за счет бюджета с последующей индексацией,

пенсию по случаю потери кормильца вследствие военной травмы, предусмотренную п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1, с 1 октября 2022 г. в размере 13 849,62 рублей с последующей индексацией,

взыскать с ГУ – Отделение Пенсионного фонда России по Самарской области недоплаченную ежемесячную денежную компенсацию за период с 15 января 2007 г. по 30 сентября 2022 г. в размере 46 541,52 рубля, недоплаченную пенсию по случаю потери кормильца за период с 12 января 2007 г. по 30 сентября 2022 г. в размере 567 588,59 рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

С 01 января 2023 г. изменено наименование ответчика на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области.

В апелляционной жалобе Попова В.А. в лице представителя Кузнецова А.В. просит решение отменить, указывая на те же доводы, которые являлись основанием обращения в суд с иском.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Кузнецов А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Иные лица не явились, извещены.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Статьей 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены меры по возмещению вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также членов их семей.

Пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 этого закона, гарантирована ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и установлен размер такой компенсации в зависимости от группы инвалидности. Для инвалидов I группы - 5 000 рублей.

В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится государственными органами, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений следует, что в случае смерти граждан, признанных инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, имеют нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении указанных граждан.

Судом установлено, что истица являлась супругой Попова Ю.В., что подтверждается свидетельством о заключении брака.

Попов Ю.В. умер 12 января 2007 г., что подтверждается свидетельством о смерти II-EP .

Согласно справке, представленной военным комиссаром Советского и Железнодорожного районов г. Самара Самарской области, Попов Ю.В. в период с 07 июля 1987 г. по 09 сентября 1987 г. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При жизни Попов В.Ю. был признан инвалидом <данные изъяты>, инвалидность признана связанной с радиационным воздействием.

Истица является инвалидом II группы согласно справке сер. МСЭ-2011 .

15 января 2007 г. Попова В.А. обратилась с заявлением в Управление социального обеспечения и защиты населения Администрации Советского района г. Самары о назначении ей ежемесячной денежной компенсации в размере половины от той, что выплачивалась Попову Ю.В.

Решением Советского районного суда г. Самары от 14 мая 2007 г. установлен факт нахождения истца на иждивении Попова Ю.В.

25 мая 2007 г. истцу назначена компенсация в размере 4 508 рублей 09 копеек в месяц.

Решением Советского районного суда г. Самары от 11 декабря 2007 г. размер выплачиваемой истцу компенсации изменён до 5 499,75 рублей в месяц, установленная пп.15 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 2000 г. базовая величина компенсации инвалиду I группы в 5 000 рублей была проиндексирована за период 2001-2004 гг. на основе индекса роста величины прожиточного минимума в Самарской области со ссылкой на постановление Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 г. №11-П. За период 2005-2007 гг. индексация проведена на основе нормативно установленных коэффициентов.

В последующем органы, осуществлявшие в разное время выплату истцу ежемесячной денежной компенсации, производили ежегодную индексацию её размера в соответствии с нормативно установленными Правительством РФ коэффициентами.

В настоящее время размер выплачиваемой истцу ежемесячной денежной компенсации составляет 14 073,47 рубля. Этот размер равен величине ежемесячной денежной компенсации, установленной решением Советского районного суда г. Самары от 11 декабря 2007 г., проиндексированной с применением вышеприведённых коэффициентов.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Поповой В.А. о пересмотре размера ежемесячной денежной компенсации, суд первой инстанции исходил из того, что размер компенсации рассчитан учреждением социального обеспечения верно, представленный истцом альтернативный расчёт размера ежемесячной денежной компенсации отличен от правильного расчёта тем, что истец применяет при ежегодной индексации размера компенсации не нормативно установленные Правительством РФ коэффициенты, а индекс роста величины прожиточного минимума в Самарской области.

Судом первой инстанции также отмечено, что ссылка на постановление Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 г. № 11-П, как на основание для индексации выплат пропорционально изменению величины прожиточного минимума в Самарской области, не может быть принята во внимание, поскольку механизм индексации установлен законодательно после принятия указанного акта органа конституционного контроля и, в свою очередь, не признавался не соответствующим Конституции РФ.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на законе, в связи с чем являются правильными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что решение Советского районного суда г. Самары от 11 декабря 2007 г. в полной мере права истца не восстановило, судом неверно произведен расчет индексации, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку направлены на ревизию вступившего в законную силу решения суда, пересмотр которого путем подачи нового иска не допускается. Своим правом на обжалования состоявшегося судебного акта истец не воспользовалась.

Вопреки доводам жалобы, оснований для применения в расчетах величины прожиточного минимума в Самарской области, не имеется, поскольку после 2004 г. порядок выплаты ЕДК, ее индексации определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте): супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, членам семей граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере: пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.

Потерей кормильца вследствие военной травмы считается его смерть, наступившая вследствие причин, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, согласно которым инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.

Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года пенсия по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, назначается в следующем размере:

детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери - 250 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона (на каждого ребенка);

другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца - 125 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.

В соответствии с п. 40 Приказа Минтруда России от 04 августа 2021 N 538н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", для назначения пенсии по случаю потери кормильца из числа граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 37, 38 настоящего перечня, для подтверждения условий, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", необходимы документы (сведения):

а) подтверждающие, что умерший кормилец получил или перенес лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы (подпункты 1, 11 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");

б) подтверждающие, что умерший кормилец признавался инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункты 2, 11 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");

в) подтверждающие, что умерший кормилец принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (подпункты 3, 11 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");

г) подтверждающие, что умерший кормилец пострадал в результате других радиационных или техногенных катастроф (подпункт 12 пункта 1 статьи 10, пункт 3 статьи 17 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");

д) о трудовом стаже умершего кормильца (пункт 4 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Причина смерти бывших военнослужащих вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, подтверждается заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии (п. 105).

Аналогичные требования к оформлению документов, необходимых для установления страховой пенсии, содержались и в Приказе Минтруда России от 28 ноября 2014г. №958н.

В соответствии с Приказом Минтруда России от 04 июля 2022 N 389н "Об утверждении формы и порядка заполнения протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина" причину смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусмотрено предоставление семье умершего мер социальной поддержки, устанавливает бюро медико-социальной экспертизы.

Разрешая требования истца о пересмотре размера назначенной ей пенсии в связи с потерей кормильца, суд установил, что указанное требование уже являлось предметом судебного рассмотрения, руководствовался положениями п.2 ст.61 ГПК РФ, определяющими, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Так, решением Октябрьского районного суда г. Самары от 7 октября 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27 декабря 2016 г. по спору с участием тех же лиц, установлено, что Поповой В.А. назначена пенсия по случаю потери кормильца в размере 125 % социальной пенсии. Обращаясь в суд, Попова В.А. просила увеличить размер её пенсии до 200 % социальной пенсии, рассчитав её размер до уровня пенсии в связи с потерей кормильца как вследствие военной травмы. Указанными судебными актами в удовлетворении требований Поповой В.А. отказано на том основании, что Поповой В.А. не представлен документ, подтверждающий причину смерти супруга в результате военной травмы.

Суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для прекращения производства по делу, поскольку истцом заявлен иной период для перерасчета, что свидетельствует об ином предмете.

Установив приведенные обстоятельства, а также учитывая, что на дату разрешения спора причина смерти Попова Ю.В. не была связана с военной травмой, суд обоснованно постановил решение об отказе в иске в указанной части.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на решения Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 г. № 11-П, от 20 октября 2010 г. № 18-П, от 4 октября 2005 г. № 364-О и от 01 ноября 2012 года № 1993-О о наличии судебной ошибки, поскольку не требуется подтверждения причинной связи смерти инвалида Попова Ю.В. с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, с аварией на ЧАЭС, основаны на ошибочном толковании норм права. Кроме того данные акты Конституционного Суда РФ спорный вопрос не разрешают.

Судебная коллегия считает необходимым отметить, что как и ранее представителем истца является Кузнецов А.В., который настаивает на том, что пенсия по случаю потери кормильца должна быть назначена Поповой В.А. в размере 200 % социальной пенсии независимо от причины смерти кормильца. На этом основании истцу дважды судом отказано в перерасчете пенсии, что не способствует защите нарушенного права истца.

В этой связи судебная коллегия считает необходимым разъяснить Поповой В.А., что она вправе обратиться в учреждение медико-социальной экспертизы по вопросу установления причины смерти Попова Ю.В. вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, и в случае получения такого заключения обратиться к ответчику за перерасчетом пенсии.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судом первой инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Самары 18 ноября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Поповой Валентины Алексеевны в лице представителя Кузнецова А.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

33-5032/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура Ленинского района г. Самары
Попова В.А.
Ответчики
ГУ ОПФ Российской Федерации по Самарской области
Другие
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Кузнецов А.В.
ГКУ СО "ГУСЗН Самарского округа"
Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области
Управление социального обслуживания и защиты населения Администрации Советского района г. Самары
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
28.03.2023[Гр.] Передача дела судье
25.04.2023[Гр.] Судебное заседание
30.05.2023[Гр.] Судебное заседание
19.06.2023[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2023[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее