Дело № 2-306/2022
УИД 24RS0039-01-2022-000415-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 ноября 2022 года с. Новоселово
Новоселовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ермаковой Д.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рудаковым Г.Е.,
с участием истца помощника прокурора Новоселовского района Красноярского края Петровой А.А., представителя администрации Новоселовского района Красноярского края Майорова М.М., главы Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края Лалетиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоселовского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края, администрации Новоселовского района Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новоселовского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением к администрации Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края, администрации Новоселовского района Красноярского края об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района при проведении проверки природоохранного законодательства выявлен факт нахождения на территории Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на расстоянии 700 метров от жилой застройки с.Легостаево, размером № кв.м. Координаты несанкционированного места размещения отходов №. Земельный участок, на котором располагается несанкционированная свалка ТКО, имеет кадастровый № и предоставлен в постоянное бессрочное пользование администрации Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края (свидетельство о государственной регистрации права от 18.04.2011). Площадь свалки ТКО составляет более № кв.м., объем размещения отходов производства и потребления составляет более 5 куб.м. Собственник отходов, размещенных на указанном земельном участке, не установлен. Согласно свидетельству о государственной регистрации прав, разрешенным использованием указанного земельного участка является хранение бытовых отходов. Однако указанный земельный участок не включен в государственный реестр объектов размещения отходов, то есть использование земельного участка для хранения ТКО является незаконным. 10.06.2022 главе района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об отходах производства и потребления. Из ответа главы района следует, что устранение нарушений в данном случае должно производиться путем привлечения лиц, допустивших размещение ТКО, к административной ответственности, что отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений. В ответе также указано на несение органами местного самоуправления обязательств по очистке территорий земельных участков от органических отходов. Данные доводы несостоятельны, поскольку вышеописанные действия не могут способствовать устранению нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления посредством ликвидации несанкционированных свалок. Просит обязать администрацию Новоселовского района Красноярского края и администрацию Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов путем организации сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 24:29:0401001:520, расположенном на расстоянии 700 метров от жилой застройки с.Легостаево, общей площадью № кв.м., имеющем координаты №.
Определением Новоселовского районного суда Красноярского края о принятии искового заявления к производству и подготовке дела к судебному разбирательству от 31.10.2022, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.
Представитель истца - помощник прокурора Новоселовского района Красноярского края Петрова А.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрация Новоселовского района Красноярского края Майоров М.М. (доверенность №54 от 12.01.2022) в судебном заседании исковые требования признал, суду пояснил, что свалка есть, будут ликвидировать. Денежные средства будут выделены. У них с полигоном проблема, истекла лицензия. Полигон мусор сейчас не принимает, мусор придется везти в п.г.т. Балахта. Чтобы получить лицензию надо где-то 3 месяца.
Представитель ответчика - глава администрации Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края Лалетина С.В. (полномочия проверены) в судебном заседании исковые требования признала, суду пояснила, что есть свалка. Они уберут весь мусор, но на большие расстояния будет затратно. Просят отсрочку, трех месяцев после вступления решения суда в законную силу будет достаточно.
Представитель третьего лица Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
На основании положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст.1); Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ст.22).
В соответствии с абзацами 4 и 8 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Согласно п.1 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Согласно п.3 Методологии расчета показателя «Количество несанкционированных свалок отходов», утвержденной Приказом Росприроднадзора от 02.02.2021 N 31, несанкционированная свалка отходов - территория, используемая для размещения отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, но не предназначенная для размещения отходов, и (или) объект размещения отходов, не обустроенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и не включенный в государственный реестр объектов размещения отходов и (или) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, для которых выполняется хотя бы одно из следующих условий: площадь указанных территорий и (или) объекта составляет более 10 кв. метров; объем размещения отходов производства и потребления на указанных территориях и (или) объекте составляет более 5 куб. метров.
Понятие отходов содержится в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; отходы от использования товаров - отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.
Право собственности на отходы, согласно ст. 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления», определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-с), если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу абз.2 п.1 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.Согласно абз.4 п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
По смыслу приведенной нормы в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения (п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131).
На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно ч.2 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.
Согласно ч.2 и ч.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно выписке из Устава Новоселовского района Красноярского края, к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (п.3); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (п.9); участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п.16) (л.д.52-53).
В соответствии с выпиской из Устава Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края к вопросам местного значения сельсовета относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельсовета (п.3); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельсовета (п.19); участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п.24) (л.д.54-55).
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Новоселовского района Красноярского края проверки природоохранного законодательства выявлен факт нахождения на территории Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края несанкционированной свалки на расстоянии 700 м. от жилой застройки с.Легостаево, размером № кв.м. с координатами № на земельном участке с кадастровым номером №.
По результатам данной проверки 10.06.2022 прокуратурой Новоселовского района Красноярского края главе администрации Новоселовского района Красноярского края внесено представление об устранении нарушений законодательства, в том числе об отходах производства и потребления, из которого следует, что в ходе проведения проверки было установлено, что на территории Новоселовского района расположено 27 площадок временного накопления отходов. Органом местного самоуправления не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Указанные площадки в реестр мест (площадок) накопления не внесены. Ликвидация площадок не инициирована. Указанные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении органом местного самоуправления полномочий по осуществлению в пределах района мероприятий по охране земель, природных ресурсов, в том числе мер пожарной безопасности, недопущению загрязнения, деградации, порчи земель и почв, иного негативного воздействия на них. Нарушения в указанной части подлежат устранению посредством ликвидации несанкционированных свалок (л.д.30-32).
23.06.2022 главой Новоселовского района на указанное представление был дан ответ, согласно которому, земельные участки, принадлежащие администрациям поселений Новоселовского района на праве постоянного (бесрочного) пользования, созданы с целью использования населением в качестве площадок для накопления и хранения органических отходов (ботва, ветки, трава и иные, не относящиеся к категории твердых коммунальных отходов (ТКО)). Данные площадки не являются площадками временного накопления ТКО. Размещение гражданами ТКО в границах указанных земельных участков запрещено и фактически является нарушением правил благоустройства территорий поселений. Лица, допустившие размещение ТКО в границах земельного участка наказываются административным штрафом. Администрации поселений Новоселовского района Красноярского края в настоящее время несут бремя содержания указанных земельных участков, путем заключения договоров на оказание услуг по очистке площадки размещения органических отходов (л.д.33-34).
Также из материалов дела следует, что на основании постановлений администрации Новоселовского района Красноярского края № 281 от 14.04.2011 и № 200 от 18.03.2011 земельный участок с кадастровым №, разрешенное использование: для хранения твердых бытовых отходов, общей площадью № кв.м., расположенный в границах участка; почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Новоселовский район, в 700 м. от жилой застройки с.Легостаево принадлежит муниципальному учреждению администрация Легостаевского сельсовет Новоселовского района Красноярского края на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.04.2011 и выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от 26.08.2022 (л.д.20,21-27).
В судебном заседании также установлено, что вышеуказанный земельный участок согласно Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 592 от 25.09.2014 не включен в государственный реестр объектов размещения отходов. В данный реестр включен только полигон ТБО с.Новоселово Новоселовского района Красноярского края.
Также в судебном заседании установлено, что несанкционированная свалка бытовых отходов до настоящего времени не ликвидирована, что подтверждается Актом обследования территории Легостаевского сельсовета от 24.08.2022, составленного помощником прокурора Новоселовского района, при обследовании территории Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края с заместителем главы Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края, согласно которому, установлено значительное количество бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером № с координатами № (л.д.10), фототаблицей, приложенной к Акту обследования территории Легостаевского сельсовета Новоселовского района от 24.08.2022 (л.д.11-14), ответом администрации Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края от 18.10.2022, согласно которому на момент составления ответа несанкционированные свалки ТКО, выявленные при осмотре 24.08.2022 на территории Легостаевского сельсовета не убраны (л.д.29), и не отрицалось представителями ответчиков в ходе судебного разбирательства.
При этом, документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на спорном земельном участке, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе судебного разбирательства установлено нахождение на земельном участке с кадастровым номером № свалки, состоящей из твердых коммунальных отходов, образованных в результате жизнедеятельности населения, расположенной в непосредственной близости от населенного пункта, а также принимая во внимание, что данный земельный участок находится на территории Новоселовского района Красноярского края, к полномочиям администрации муниципального района в силу закона отнесено участие в организации деятельности по ликвидации бытовых отходов на территории соответствующего муниципального района, данный земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования администрации Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края, а также учитывая, что нахождение несанкционированной свалки бытовых отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, предъявленных к администрации Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края, администрации Новоселовского района Красноярского края, о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером № на расстоянии 700 м. от жилой застройки с.Легостаево, общей площадью № кв.м., с координатами №.
Срок, который прокурор просит установить для устранения указанного нарушения законодательства, суд считает разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Новоселовского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края, администрации Новоселовского района Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов,– удовлетворить.
Возложить на администрацию Новоселовского района Красноярского края, администрацию Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном на расстоянии 700 метров от жилой застройки с.Легостаево, общей площадью № кв.м., имеющим координаты №, путем организации сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Новоселовский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.С. Ермакова
В окончательной форме решение суда изготовлено 05.12.2022.