Дело № 5-53/2019 | |
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е о назначении административного наказания | |
18 декабря 2019 года |
город Онега |
Судья Онежского городского суда Архангельской области Карелина С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Онега- Водоканал», ИНН ..., ОГРН ..., КПП ..., находящегося по адресу: <Адрес> <Адрес>
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Онега – Водоканал» (далее – ООО «Онега-ВК») совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), то есть несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
Управлением Росприроднадзора по Архангельской области по согласованию с Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой, на основании распоряжения от 03.09.2019 № 134-р в период с 09 сентября по 04 октября 2019 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Онега – ВК» по объекту негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС) «Канализационные очистные сооружения ООО «Онега-ВК» (далее – КОС).
По результатам проведенной проверки составлен акт от 04.10.2019 № 132-134/2-2019.
В ходе проверки установлено, что ООО «Онега-ВК» фактически осуществляет эксплуатацию канализационных очистных сооружений г. Онега (КОС) по адресу: <Адрес>
10.09.2019 государственными инспекторами проведен осмотр территории КОС г. Онеги. В результате осмотра установлено, что ООО «Онега-ВК» при накоплении отходов производства и потребления нарушаются требования природоохранного законодательства, что приводит к захламлению территории объекта и загрязнению окружающей среды, чем нарушаются требования ч.1 и ч.2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.2 ст. 11, ч.1 и ч.3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно при осмотре контейнерной площадки установлено, что металлический контейнер установлен прямо на земле, без твердого покрытия, крышка отсутствует, в момент осмотра в контейнере зафиксированы бытовые отходы, часть отходов расположена на земле, рядом с контейнером; при осмотре зафиксирован сброс отходов в почву, согласно заключению специалиста от 24.09.2019 года в контейнере размещены отходы 4 класса опасности. При осмотре вокруг отстойников зафиксированы отходы от зачистки КОС, отходы образуются при очистке открытых поверхностей отстойников от мусора, растительных остатков. Отходы были размещены на земле, без какого-либо покрытия на почву.
Представитель Северного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Защитник юридическое лицо - ООО «Онега - ВК» Емельянов Р.С. с вменяемым правонарушением не согласился, подержал доводы представленных возражений. Просил прекратить производство по делу, в случае признания общества виновным в совершении правонарушения ходатайствовал о замене административного штрафа на предупреждение либо просил признать правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием, либо назначить наказание в виде административного штрафа менее минимального размера.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ дело рассмотрено при данной явке.
Исследовав и проверив материалы дела в полном объеме, выслушав защитника юридического лица, нахожу вину ООО «Онега-ВК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, установленной.
В соответствии с ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 42 Конституции РФ гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду и среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
В силу пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
Согласно статье 1 Закона об отходах отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона об отходах юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно ч.1 и ч.3 ст. 13.4 Закона об отходах, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Как следует из статьи 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, и вина ООО «Онега – ВК» в его совершении, подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № 06-02-168/2019 от 14.11.2019; копией предписания № 132-134/2-2019 об устранении выявленных нарушений обязательных требований; копией акта проверки № 132-134/2-2019 от 04.10.2019; сообщением от 09.10.2019; копией акта осмотра территории от 10.09.2019 с фототаблицами; копией заключения по результатам проведения лабораторных исследований, измерений, испытаний от 24.09.2019 № 42; копиями протоколов результатов измерений; копиями актов отбора проб отходов; данными учета в области обращения с отходами ООО «Онега-ВК»; копией уведомления о проведении внеплановой выездной проверки от 05.09.2019; копией распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 03.09.2019; копией решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 04.09.2019; копией постановления о наделении ООО «Онега- ВК» статусом гарантированной организации № 238 от 21.03.2014; копией договора аренды № 2-2014 от 10.01.2014 с актом приема – передачи от 19.09.2019; копией акта осмотра территории № 22-115пр/2019 от 11.07.2019; копией декларации о воздействии на окружающую среду.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Имеющиеся в материалах дела доказательства получены в установленном законом порядке, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении и являются достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности ООО «Онега – Водоканал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Онега- ВК» не приняло всех зависящих мер по обеспечению соблюдения обязательных экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Таким образом, ООО «Онега- ВК» допустило несанкционированное размещение отходов производства и потребления на земельном участке по адресу: <Адрес>. Указанный земельный участок не является объектом размещения отходов, который включен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Довод защитника юридического лица о том, что ООО «Онега-ВК» не является лицом, эксплуатирующим КОС, следовательно, не является лицом, действия которого могут оказывать какое-либо негативное воздействие на окружающую среду, а так как собственником КОС является МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и земельным отношениям» администрации МО «Онежский муниципальный район», то данное лицо в силу п. 1 ст. 290 ГК РФ, являясь в спорный период собственником КОС, и несет ответственность как за ненадлежащую эксплуатацию КОС, так и за принятие мер, исключающих в эксплуатации данного объекта каких-либо негативных воздействий на окружающую среду, является несостоятельным.
Постановлением администрации МО «Онежский муниципальный район» № 238 от 21.03.2014 ООО «Онега-ВК» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение МО «Онежское».
Согласно письму администрации МО «Онежский муниципальный район» от 06.08.2019 № 4741, до истечения срока договора аренды, 29.12.2018 ООО «Онега-Водоканал» обратилось в администрацию МО «Онежский муниципальный район» с предложением о заключении концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения. Дата подписания концессионного соглашения в настоящий момент не определена.
Актом приема – передачи от 19.03.2019 арендуемое имущество было возвращено арендодателю, при этом, ООО «Онега-ВК» не утратило статус гарантирующей организации, которая в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О водоснабжении и водоотведении" обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
Согласно письму администрации МО «Онежский муниципальный район» от 06.08.2019 № 4741, на период процедуры заключения концессионного соглашения функции гарантирующей организации исполняет ООО «Онега-Водоканал»
Постановлением Агенства по тарифам и ценам Архангельской области от 30.11.2018 № 69-в/14 ООО «Онега-ВК» утверждены тарифы на услуги водоотведения на территории МО «Онежское» МО «Онежский муниципальный район» на период действия по 31.12.2023, при этом весь объем принятых сточных вод за указанный период учитывается как объем принятых сточных вод на очистные сооружения организации.
Письмом от 09.09.2019 № 1423 ООО «Онега-ВК» подтверждает, что как гарантирующая организация до момента заключения концессионного соглашения обеспечивает холодное водоснабжение и (или) водоотведение. При этом, в части водоотведения ООО «Онега-ВК» выполняет только прием и транспортировку сточных вод от потребителей до канализационных очистных сооружений
В силу п.2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О водоснабжении и водоотведении", водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Согласно п. 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.
ООО «Онега-ВК» поставлены на учет в системе государственной регистрации объектов негативного воздействия на окружающую среду на федеральный уровень Канализационные очистные сооружения ООО «Онега- ВК», расположенные по адресу: <Адрес> <Адрес> (код объекта 11-0129-001730-П; категория объекта – II; категория риска – значительная).
ООО «Онега-ВК» 04.04.2019 (т.е. после возврата арендуемого имущества арендодателю, согласно акту приема - передачи от 19.03.2019) в Управление Росприроднадзора по Архангельской области представлена декларация о воздействии на окружающую среду для объекта НВОС – Канализационные очистные сооружения ООО «Онега-ВК».
Таким образом, ООО «Онега-ВК» фактически осуществляет эксплуатацию канализационных очистных сооружений г. Онеги.
Долговременная незавершенность реконструкции КОС (завершить которую (реконструкцию) ООО «Онега-ВК» самостоятельно, без поддержки органов государственной и муниципальной власти не может), не освобождает ООО «Онега-ВК» от обязанности соблюдать правила при обращении с отходами производства и потребления при эксплуатации КОС.
С учетом вышеизложенного, суд квалифицирует деяние, совершенное ООО «Онега – ВК» по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В рассматриваемом случае характер совершенного ООО «Онега-ВК» административного правонарушения с точки зрения его социальной опасности не позволяет отнести его к категории малозначительных, поскольку оно посягает на охраняемые законом общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования, содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Кроме того, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, является формальным, и наступление ответственности за совершение такого правонарушения не связано с наступлением вредных последствий. Административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда. Наступление вредных последствий не является обязательным признаком объективной стороны данного правонарушения, и отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения.
Таким образом, учитывая характер допущенного правонарушения, конкретные обстоятельства дела, оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным и освобождения ООО «Онега- ВК» от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Смягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица – ООО «Онега – ВК» обстоятельств, не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для освобождения ООО «Онега – ВК» от административной ответственности, по делу не имеется.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное наказание в виде административного приостановления деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей и только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
При назначении административного наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность и считает, что необходимо назначить наказание в виде административного штрафа, поскольку данный вид наказания в данном случае достаточен для обеспечения достижения цели административного наказания.
В соответствии с ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 ст. 3.4. КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Не соблюдения требования в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, ООО «Онега-ВК» создавало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, а также окружающей среде, в связи с чем ООО «Онега-ВК» не может быть назначено наказание в виде предупреждения.
При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении защитник ООО «Онега - ВК» Емельянов Р.С. просил снизить размер штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1. ст. 8.2 КоАП РФ, учитывая материальное положение предприятия, а также отсутствие наступления вредных последствий.
Согласно ч. 3.2. ст. 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства дела, имущественное и финансовое положение юридического лица, социальную значимость юридического лица, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, признавая совокупность данных обстоятельств исключительной, прихожу к выводу о том, что наложение административного штрафа в установленных санкцией ст. 8.2 КоАП РФ пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение имущественных прав и интересов ООО «Онега – ВК».
В связи с этим, учитывая положения ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, полагаю возможным снизить размер назначенного административного штрафа до 50 000 рублей.
Данное наказание по своему виду согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Онега – Водоканал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.
Реквизиты для оплаты административного штрафа:
получатель платежа - ИНН 2901127831, КПП 290101001, УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Северное межрегиональное управление Росприроднадзора), ОКТМО 11701000, № счета 40101810500000010003, Отделение Архангельск г. Архангельск, БИК 041117001, КБК 04811625050016000140, УИН 0.
Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 статьи ст. 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В случае неуплаты штрафа в установленные ст. 32.2 КоАП РФ сроки, лицо, не уплатившее штраф, может быть подвергнуто административному наказанию по ст. 20.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня его получения или вручения через Онежский городской суд, либо непосредственно в суд, уполномоченный рассматривать жалобу – Архангельский областной суд.
Судья подпись С.Ю. Карелина
<данные изъяты>