Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-781/2021 ~ М-466/2021 от 01.04.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июня 2021 года Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панковой М.А.,

при секретаре судебного заседания Носовой О.В.,

с участием прокурора Мирошниченко Е.В.,

административного истца Филюк Е.В.,

представителя Думы г.о. Самары Плотникова А.Ю.,

представителя Департамента градостроительства г.о. Самары Беришвили В.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-781/2021 по административному иску Сизиковой Кристины Александровны об оспаривании в части Генерального пана городского округа Самара, утвержденного решение Думы г.о.Самара от 20.03.2008 года № 539 в редакции решения Думы г.о.Самара от 07.02.2012 года № 181,

У С Т А Н О В И Л:

    Сизикова К.А. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением с последующими уточнениями и дополнениями, в котором просила признать недействующим Генеральный план городского округа Самары, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 в редакции решения Думы г.о.Самара от 07.02.2012 года № 181 в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

    Свои требования мотивировала тем, что она является собственником указанного выше земельного участка, на котором был расположен жилой дом, в настоящее время дом снесен, административный истец имеет намерения построить новый жилой дом. Часть земельного участка отнесена к территории общего пользования и обозначена красными линиями. Установление красных линий на принадлежащем Сизиковой К.А. земельном участке нарушает ее права и законные интересы, поскольку лишает возможности в полной мере осуществлять права владения и пользования земельным участком, производить строительство жилого дома.

    В судебном заседании представитель административного истца по доверенности от 26.03.2021 года Филюк Е.В. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель Думы городского округа Самары по доверенности от 28.09.2020 года № 02-д Плотников А.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что решение принято в соответствии с нормами вышестоящего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя. Часть спорного земельного участка принадлежит территории общего пользования. Красные линии впервые были отобраны на схеме № 1 «Основной чертеж. Проектное решение» Генерального плана городского округа Самары, утверждённого решением думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539. Решением Думы г.о.Самара № 181 красные линии были перенесены на схему № 5 «Схема границ инженерной и транспортной инфраструктуры». Расположение красных линий на спорной территории не изменялось. Таким образом, красные линии установлены до введения в действие Градостроительного кодекса РФ и до настоящего времени не изменялись. Учитывая, что изменение красных линий в отношении спорного земельного участка не планировалось, оснований для разработки проекта планировки территории, у органов местного самоуправления не имелось.

    Представитель градостроительства городского округа Самары по доверенности от 10.03.2021 года № Д05-22/34 Беришвили В.Р. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что при разработке проектных решений Генерального плана городского округа Самара использовалась следующая документация: «Схема магистралей городского и внешнего транспорта» по Генеральному плану г.Куйбышева, утвержденному в 1986 году, «Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта» 1993 года. Часть земельного участка расположена на территории общего пользования – в границах красных линий Измайловского переулка. Красные линии отражены нормативно в приложении № 5 Генерального плана. Установление на спорном земельном участке красных линий обозначают границы фактически существующей улицы. Земельный участок истца был поставлен на кадастровый учет после утверждения Генерального плана г.о.Самара, до этого он не существовал как объект гражданских прав.

     Представители Администрации г.о. Самары, Глава г.о. Самары, привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

    Глава городского округа Самара представил письменные возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований поддерживая позицию административного ответчика.     

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования следует удовлетворить, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

    Установлено, что решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 утверждён Генеральный план городского округа Самары с последующим внесением в него изменений.

    Документ официально опубликован в издании «Самарская Газета», № 59(3852), 03 апреля 2008 (карты и схемы), № 64(3857), 10 апреля 2008 года.

    Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции, официально опубликован и по процедуре его принятия не оспаривается.

    Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

    Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    Согласно подпункту «б» пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

    В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьёй 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. К таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.

    Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и ( или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), которые утверждаются в составе проекта планировки территории ( подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности, по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования ( пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).

    Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого решения Думы г.о. Самары регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года № 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года № 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

    Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории ( пункт 4 раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).

    При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могли обозначаться на документах генерального плана.

    Действующий с 9 июня 2017 года порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и ( или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года № 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории.

    Из материалов дела следует, что Сизикова К.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 300 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: Самарская область, г.о.Самара, Советский район, ул. Промышленности, дом 261 А.

Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 28.08.2003 года.

Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано на имя Сизиковой К.А. на основании договора купли-продажи от 12.12.2019 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 19.12.2019 года.

    Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, на указанном земельном участке был расположен жилой дом, площадью 59,2 кв.м., объект недвижимости снят с кадастрового учета 09.07.2020 года.

    Согласно распоряжению Департамента градостроительства г.о.Самара от 25.08.2020 года № РД-972, Сизиковой К.А. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности, в связи с нахождением частично в границах территории общего пользования.

    Согласно сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самары, часть земельного участка с кадастровым номером расположена в граница красных линий Измайловского переулка.

    Красные линии были исключены из схемы № 1 «Основной чертеж. Проектное решение» Генерального плана г.о. Самары, утверждённого решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539, и нанесены на схему № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» Генерального плана г.о. Самары в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года № 181.

     Таким образом, поскольку статьей 23 ГрК РФ не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий, требования административного истца об оспаривании утвержденного решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 Генерального плана г.о. Самары заявлены обоснованно.

     Доводы административного ответчика о том, что изначально красные линии были определены в составе Генерального плата г.Куйбышева, утвержденного постановлением Совета министров РСФСР от 01.06.1987 года № 226 и потом переносились без изменений в схемы, а также о том, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет позже утверждения красных линий, не имеют правового значения для рассмотрения данного спора.

    Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Генеральный план г.о. Самары, утвержденный решением думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года № 181, в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером следует признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Сизиковой Кристины Александровны об оспаривании в части Генерального пана городского округа Самара, утвержденного решение Думы г.о.Самара от 20.03.2008 года № 539 в редакции решения Думы г.о.Самара от 07.02.2012 года № 181 удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план г.о. Самары, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года № 181, в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером , площадью 300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете «Самарская Газета» в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу или по истечении установленного срока в ближайшем номере указанного издания.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 01.07.2021 года.

Председательствующий:                    М.А.Панкова

3а-781/2021 ~ М-466/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
Сизикова К.А.
Ответчики
Дума г.о.Самара
Глава г.о.Самара
Другие
Департамент градостроительства г.о.Самара
Администрация г.о. Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
01.04.2021Регистрация административного искового заявления
02.04.2021Передача материалов судье
02.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2021Подготовка дела (собеседование)
21.04.2021Рассмотрение дела начато с начала
21.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.05.2021Предварительное судебное заседание
04.06.2021Предварительное судебное заседание
18.06.2021Судебное заседание
01.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее