№ 2-203/2020 г.
11RS0020-01-2020-000270-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Лисиенко А.Ю., при секретаре судебного заседания Пирязевой Т.А.,
с участием: представителя истца Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Наговицыной А.А., действующего на основании доверенности,
с уведомлением: представителя ответчика администрации СП «Усть-Вымь»,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми 17 марта 2020 года гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации СП «Усть-Вымь» об обязании в срок до 15.06.2020 г. ликвидировать несакционированную свалку строительных отходов, размещенную на землях населенного пункта в границах земельного участка с кадастровым номером 11:08:4801001:41, расположенного по адресу: Республика Коми Усть-Вымский район с. Усть-Вымь ул. Совхозная участок № 22; место свалки ограничено координатами: Т 1 - N 62°13’33,5” Е 50°23’11,8”; Т 2 - N 62°13’33,21” Е 50°23’10,24”; Т 3 - N 62°13’33,68” Е 50°23’10,32”; Т 4 - N 62°13’33,5” Е 50°23’11,83”; площадь свалки 500 кв.м.; -об обязании администрации СП «Усть-Вымь» в срок до 15.06.2020 г. привести земельный участок с кадастровым номером 11:08:4801001:41 в состояние пригодное для дальнейшего использования его по целевому назначению,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обратилось в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации СП «Усть-Вымь» об обязании в срок до 15.06.2020 г. ликвидировать несакционированную свалку строительных отходов, размещенную на землях населенного пункта в границах земельного участка с кадастровым номером 11:08:4801001:41, расположенного по адресу: Республика Коми Усть-Вымский район с. Усть-Вымь ул. Совхозная участок № 22; место свалки ограничено координатами: Т 1 - N 62°13’33,5” Е 50°23’11,8”; Т 2 - N 62°13’33,21” Е 50°23’10,24”; Т 3 - N 62°13’33,68” Е 50°23’10,32”; Т 4 - N 62°13’33,5” Е 50°23’11,83”; площадь свалки 500 кв.м.; - об обязании администрации СП «Усть-Вымь» в срок до 15.06.2020 г. привести земельный участок с кадастровым номером 11:08:4801001:41 в состояние пригодное для дальнейшего использования его по целевому назначению.
В судебном заседании представитель истца Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Наговицына А.А., заявленные исковые требования, поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации СП «Усть-Вымь» в судебном заседании не участвовал, о месте и времени извещен.
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст.13.2. Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с плановым (рейдовым) заданием от 11 июня 2019 года №34, 11.06.2019 г. с 14 часов 30 минут до 15 часов 30 минут проведено обследование территории сельского поселения «Усть-Вымь» с целью предупреждения, выявления и пресечения несанкционированного природопользования, в т.ч. самовольного пользования водными объектами, самовольной добычи общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ), несанкционированного (самовольного) размещения отходов производства и потребления.
В ходе обследования территории СП «Усть-Вымь» было выявлено следующее. На земельном участке с адресным ориентиром: Усть-Вымский район, с. Усть-Вымь, ул. Совхозная, д. 2 выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления (далее свалка), состоящее из: древесные отходы, отходы от разборки здания, бой кирпича, пластиковые, стеклянные изделия (бутылки, пакеты, упаковочная тара для пищевых продуктов), полиэтиленовые пакеты, бумага и т.п.
Свалка отходов площадью 500 м2 (замеры были произведены измерительной металлической рулеткой Fisco, модификация TR 50/5, КТ 3, Госреестр №67910-17), ограничена координатами: Т1 - N 62°13’33,5” Е 50°23’11,8”, Т2 - N 62°13’33,21” Е 50°23’10,24”, ТЗ - N 62°13’33,68” Е 50°23’10,32”, Т4 - N 62°13’33,5” Е 50°23’11,83”. Свалка строительных отходов образовалась от сноса аварийного многоквартирного одноэтажного жилого дома, раннее располагавшемся на данном земельном участке (д. 2, ул. Совхозная, с. Усть-Вымь).
Земельный участок с кадастровым номером 11:08:4801001:41, на котором несанкционированно размещены отходы производства и потребления по сведениям «Публичной кадастровой карты» (https://pkk5.rosreestr.ru) имеет, категория земель - земли населенного пункта, для размещения объектов здравоохранения. Статус объекта снят с учета, дата снятия с учета 09.01.2019 г.
Постановлением администрации МР «Усть-Вымский» от 19.10.2017 г. № 685 изменен вид разрешённого использования земельного участка и земель населённых пунктов с кадастровым номером 11:08:4801001:41. расположенного по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, с. Усть-Вымь. ул. Совхозная, участок №2, площадь 2500 кв.м, с видом разрешённого использования: «общежитие школа-интернат» на вид разрешенного использования: «Здравоохранение (амбулаторнополиклиническое обслуживание)».
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, (приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 №242) выявленные в ходе обследования отходыможно отнести к следующим наименованиям с соответствующим кодом.
Код отхода |
Наименование |
824911 11 204 |
отходы штукатурки затвердевшей малоопасные |
8 12 201 01 20 5 |
лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий |
8 12 101 01 72 4 |
древесные отходы от сноса и разборки зданий |
8 12 901 01 72 4 |
мусор от сноса и разборки зданий нессортированный |
8 22 201 01 21 5 |
лом бетонных изделий, отходы бетона вкусковой форме |
4 34 199 01 20 5 |
отходы продукции из целлофана незагрязненные |
4 34 991 21 72 5 |
лом и отходы изделий из полиэтилена и полиэтилентерефталата в смеси незагрязненные |
В результате разбирательства по данному делу устав: зден: следующее.
По имеющимся в Усть-Вымском районном отделе по охране окружающей среды сведениям и в средствах массовой информации данным, дом № 1 по ул. Совхозная с. Усть-Вымь попал в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» на 2013 - 2017 годы и подлежит сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации (Постановление Правительства Республики Коми от 12.04.2013 №121), планируемая дата сноса дома согласно программы апрель 2016 г.
По информации администрации СП «Усть-Вымь № 132 от 28.06.2019) работы по сносу аварийного жилого дома № 2 по ул. Совхозная в с. Усть-Вымь проводились частным лицом в июле 2017 года по устной договоренности. Договор на выполнение работ по сносу дома; на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации отходов, образующихся от сноса дома, не заключался, акт приемки выполненных работ не составлялся.
Вопрос о вывозе строительных отходов после работ по сносу дома № 2 по ул. Совхозная в с. Усть-Вымь в период с июля 2017 по июль 2019 не обсуждался и не рассматривался (информация №147 от 11.07.2019).
То есть с июля 2017 года никаких мер со стороны администрации СП «Усть- Вымь» по вывозу строительных отходов, образовавшихся после сноса дома №2 по ул. Совхозная в с. Усть-Вымь, не предпринималось.
Согласно п.9, ч.1, ст.10 Устава сельского поселения «Усть-Вымь» (в редакции от 23.01.2018) к вопросам местного значения поселения относиться утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
В соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования сельского поселения «Усть-Вымь», утвержденными решением Совета сельского поселения «Усть-Вымь» от 21.12.2018 года №67-14/4 на территории сельского поселения «Усть-Вымь» запрещается образовывать несанкционированные свалки мусора; сброс мусора, иных отходов вне специально отведенных для этого мест. Лица, допустившие нарушение Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
В ходе осмотра 18.02.2020 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 11:08:4801001:41, расположенного по адресу: с. Усть-Вымь, ул. Совхозная, дома № 2, несанкционированное складирование строительных отходов не ликвидировано.
В соответствии со ст.З Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона №7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Согласно п.10 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года №190-ФЗ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Снос объекта капитального строительства - это ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей (п.14.4 ст.1 №190-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.55.30 "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 №190-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления. Проект организации работ по сносу объекта капстроительства не требуется, если до 04.08.2018 начаты работы по сносу такого объекта, не связанному с реконструкцией или строительством нового объекта на месте снесенного (ФЗ от 03.08.2018 №340-Ф3).
Снос здания, строения, сооружения либо отдельных конструкций состоит из совокупности мероприятий. Снос (демонтаж) — контролируемая ликвидация здания/сооружения путём разборки и обрушения. Снос считается исключительной мерой, связанной с градостроительными и другими объективными обстоятельствами (высокий физический и моральный износ, аварийное состояние и т.д.).
Производство строительных работ (снос здания) осуществляется в соответствии со сводом правил СП 48.13330.2011, актуализированная редакция СНиП 12-01-2004. Настоящий свод правил распространяется на строительство новых, реконструкцию и утилизацию существующих зданий и сооружений (далее - строительство), на капитальный ремонт эксплуатируемых объектов капитального строительства.
Указанными правилами допускается несколько видов сноса зданий. Работы по утилизации (сносу, демонтажу) зданий и сооружений должны обеспечивать безопасность строителей, населения, окружающей природной среды и инженерной инфраструктуры, в том числе действующих подземных коммуникаций.
Частью 3 ст.55.31 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в процессе сноса объекта капитального строительства принимаются меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, предусматривается устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществляются мероприятия по утилизации строительного мусора.
Аналогичная норма содержится в ч.1 ст.37 Федерального закона №384-Ф3 от 30.12.2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» согласно которой при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Образованные в результате сноса дома №2 по ул. Совхозная в с. Усть-Вымь отходы, относятся к строительным отходам.
Согласно п.3.2 ГОСТ 57678-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 19.09.2017 N 1163-ст) строительные отходы — это отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций.
В силу примечания к вышеназванному пункту в Федеральном классификационном каталоге отходов строительные отходы помещены в разделах классификатора "8 00 000 00 00 0 ОТХОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕМОНТА"
В ходе проведенного 11.06.2019 осмотра установлено, что на земельном участке с кадастровых номеров 11:08:4801001:41 на котором располагался дом №2 в с. Усть- Вымь по улице Совхозная, устроено несанкционированное складирование отходов от сноса и разборки зданий (древесные отходы от разборки здания, лом кирпича и т.п.), образовавшиеся после сноса аварийного жилого объекта: деревянный одноэтажный многоквартирный дом.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду регулируются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года №89-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 и ч.2 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года №89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.51 Закона №7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Кроме того, Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-Ф3 (ч.2 ст.13) обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в целях охраны земель проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В соответствии со ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с ч.1 ст.34 Закона №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации. (ч.4 ст.39 №7-ФЗ).
Несанкционированные свалки причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. В соответствии со ст.З Закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.
Непринятие мер по ликвидации несанкционированных свалок приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почв, загрязнения подземных и поверхностных вод, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов. Кроме того, существование указанных несанкционированных свалок в границах сельского поселения нарушает санитарно-эпидемиологические требования и нормы.
Тем самым нарушаются, гарантированные государством права и законные интересы граждан, проживающих и временно находящихся на территории сельского поселения «Усть-Вымь», то есть неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст.41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения».
В связи с чем, суд считает исковые требования законными и обоснованными, а на администрацию сельского поселения «Усть-Вымь» необходимо возложить обязанность в срок до 15.06.2020 г. ликвидировать несакционированную свалку строительных отходов, размещенную на землях населенного пункта в границах земельного участка с кадастровым номером 11:08:4801001:41, расположенного по адресу: Республика Коми Усть-Вымский район с. Усть-Вымь ул. Совхозная участок № 22; место свалки ограничено координатами: Т 1 - N 62°13’33,5” Е 50°23’11,8”; Т 2 - N 62°13’33,21” Е 50°23’10,24”; Т 3 - N 62°13’33,68” Е 50°23’10,32”; Т 4 - N 62°13’33,5” Е 50°23’11,83”; площадь свалки 500 кв.м.; - обязать администрацию СП «Усть-Вымь» в срок до 15.06.2020 г. привести земельный участок с кадастровым номером 11:08:4801001:41 в состояние пригодное для дальнейшего использования его по целевому назначению.
руководствуясь статьями 12, 56, 193-198ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на администрацию сельского поселения «Усть-Вымь» обязанность в срок до 15.06.2020 г. ликвидировать несакционированную свалку строительных отходов, размещенную на землях населенного пункта в границах земельного участка с кадастровым номером 11:08:4801001:41, расположенного по адресу: Республика Коми Усть-Вымский район с. Усть-Вымь ул. Совхозная участок № 22; место свалки ограничено координатами: Т 1 - N 62°13’33,5” Е 50°23’11,8”; Т 2 - N 62°13’33,21” Е 50°23’10,24”; Т 3 - N 62°13’33,68” Е 50°23’10,32”; Т 4 - N 62°13’33,5” Е 50°23’11,83”; площадь свалки 500 кв.м.; - обязать администрацию СП «Усть-Вымь» в срок до 15.06.2020 г. привести земельный участок с кадастровым номером 11:08:4801001:41 в состояние пригодное для дальнейшего использования его по целевому назначению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в месячный срок со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме.
.........
........ судья - А.Ю. Лисиенко
.........
.........