УИД:11RS0002-01-2024-000593-07
Дело № 2-1159/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воркута 9 апреля 2024 г.
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Комиссаровой Е.С.,
при секретаре Басаргиной О.И.,
с представителя истца Черниогло С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скакуновой Ларисы Александровны к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» об отмене решения, возложении обязанности восстановить в списке лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата за пределами районов Крайнего Севера,
установил:
Скакунова Л.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее администрация МО ГО «Воркута») об отмене решения общественной комиссии по жилищным вопросам от 23 декабря 2022 г. о снятии её с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты с датой постановки на учёт 7 мая 2014 г. по категории «пенсионеры», возложении обязанности восстановить в списке лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья с датой постановки на учёт с 7 мая 2014 г. по категории «пенсионеры».
В обоснование заявленных требований истец указала, что с 22 марта 1988 г. она работала на предприятиях г. Воркуты, 7 мая 1997 г. обратилась с заявлением в администрацию г. Воркуты о постановке её на учёт на получение жилищных субсидий, 12 мая 1997 г. решением жилищной комиссии она была включена в очередь на получение жилищных субсидий по категории «работающие», впоследствии ежегодно она являлась в администрацию и подтверждала свою нуждаемость в переселении из районов Крайнего Севера. 7 мая 2014 г. она вышла на пенсию, в связи с чем, обратилась в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением о переводе её из очереди по категории «работающие» в очередь по категории «пенсионеры»,8 мая 2014 г. решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» она была переведена в очередь по категории «пенсионеры» с датой подачи заявления 7 мая 2014 г. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 23 декабря 2022 г. она снята с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты по причине того, что на дату её первоначального обращения 7 апреля 1997 г. у неё отсутствовал необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с чем она не согласна, поскольку если бы при проверке документов при первоначальном обращении с заявлением о постановке на учёт 12 апреля 1997 г. жилищная комиссия установила отсутствие у неё необходимого стажа, она обратилась бы с таким заявлением через год в апреле 1998 г. (выработав десятилетний стаж), в связи с чем, снятие её с очереди 23 декабря 2022 г. является незаконным и необоснованным (л.д. 4-6).
Ответчиком и третьем лицом Минстроем Республики Коми представлены возражения, в которых они указали, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 23 декабря 2022 г. истец снята с учёта граждан, с датой постановки на учёт 7 мая 2014 г. по категории «пенсионеры» в связи с отсутствием права состоять на данном учёте (отсутствие необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на дату постановки на учёт, менее 10 лет), так как из трудовой книжки следует, что стаж её работы в районах Крайнего Севера на дату постановки на учёт 12 мая 1997 г. составлял 9 лет, в связи с чем, она не приобрела право состоять на данном учёте (л.д. 48-49, 51).
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец, ответчик, третье лицо Минстрой Республики Коми, каждый, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, представители ответчика и третьего лица просили о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 112-114, 49, 51).
При таких обстоятельствах, дело рассмотрено в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, пенсионное дело Скакуновой Л.А. № 106609 суд приходит к следующему.
Порядок предоставления субсидий за счёт средств федерального бюджета регламентируется Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Федеральный закон № 125-ФЗ) и правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153.
Положениями ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрено, что право на получение жилищных субсидий сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счёт средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учёте по улучшению жилищных условий (абз. 4 п. 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утверждённого Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. № 1278; абз. 3 п. 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 937; ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 августа 1996 г. «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году»).
Таким образом, право на жилищную субсидию сохранено действующим законодательством за гражданами, вставшими на жилищный учёт до принятия Федерального закона № 125-ФЗ, имеющими соответствующий стаж не менее 10 лет и продолжающими стоять на данном учёте, поскольку до вступления в силу указанного федерального закона не успели реализовать своё право на улучшение жилищных условий.
В соответствии со ст.ст. 3, 8, 10 Федерального закона № 125-ФЗ, постановка на учёт граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учёт и учёту граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Законом Республики Коми от 1 декабря 2015 г. № 115 РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями» установлено, что приём и проверка документов, предусмотренных законодательством, от граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счёт средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов; постановка на учёт граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на получение субсидии (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счёт средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов, осуществляется в Республике Коми органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
На территории МО ГО «Воркута» указанные полномочия осуществляет администрация МО ГО «Воркута».
12 мая 1997 г. Скакунова Л.А. обратилась в администрацию г. Воркуты с заявлением о постановке её на очередь на получение жилья за пределами г. Воркуты (л.д. 61).
В период нахождения в очереди Скакунова Л.А. подтверждала право состоять в ней, предоставляя в администрацию МО ГО «Воркута» соответствующие документы 18 апреля 2007 г. справку о составе семьи, трудовую книжку, квартирную карточку, паспорт, заявление о включении в состав участников подпрограммы и о выделении государственного жилищного сертификата, 25 марта 2008 г., 7 апреля 2009 г., 11 мая 2010 г., 24 мая 2011 г., 15 февраля 2012 г., 6 февраля 2013 г. заявления о выделении государственного жилищного сертификата (л.д. 53-60, 62-70, 73).
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости подтверждается отсутствие у Скакуновой Л.А. права собственности на объекты недвижимости за пределами районов Крайнего Севера (л.д. 108-109).
Согласно копии пенсионного удостоверения Скакуновой Л.А. с 27 ноября 2013 г. назначена пенсия по старости (л.д. 76).
7 мая 2014 г. Скакуновой Л.А. подано заявление в администрацию МО ГО «Воркута» о переводе её из категории «работающие» в категорию «пенсионеры», с датой подачи заявления (л.д. 75).
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» (протокол от 8 мая 2014 г. № 15), утверждённым постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 19 мая 2014 г. № 765 Скакунова Л.А. переведена из категории «работающие» в категорию «пенсионеры» с датой подачи заявления 7 мая 2014 г. (л.д. 77, 78-81).
После перевода очереди в категорию «пенсионеры» Скакунова Л.А. подтверждала право состоять в ней, предоставив в администрацию МО ГО «Воркута» 5 июня 2020 г. заявление о предоставлении ей сертификата для проживания в г. Ижевске на одного человека, а также копии трудовой книжки, паспорта, поквартирных карточек, справки о составе семьи (л.д. 83, 84-97).
В период с 5 апреля 1988 г. по 16 января 2001 г. Скакунова Л.А. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, с 6 марта 2001 г. по 20 февраля 2004 г. по адресу: <адрес>, с 25 февраля 2004 г. по настоящее время по адресу: <адрес> (л.д. 19, 20, 21).
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» (протокол от 23 декабря 2022 г. № 48), утверждённым постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 26 декабря 2022 г. № 1482 Скакунова Л.А. снята с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, с датой постановки на учёт 7 мая 2014 г. по категории «пенсионеры», в связи с отсутствием на дату постановки на учёт необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям не менее 10 лет (л.д. 101, 102-106).
Каких-либо других оснований для снятия истца с учёта, кроме отсутствия стажа работы в районах Крайнего Севера, не указано.
На дату подачи истцом заявления о постановке её на учёт по категории «работающие» (12 мая 1997 г.) условия предоставления, а также порядок получения и размер жилищных субсидий, предоставляемых за счёт средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулировались Положением о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 937, из абз. 3 п. 3 которого следует, что за счёт средств федерального бюджета субсидия предоставляется (в пределах предусмотренных объёмов) лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет.
Из приведённого следует, что для постановки Скакуновой Л.А. на учёт на основании абз. 3 п. 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 937 законные основания отсутствовали, поскольку по состоянию на 12 мая 1997 г. у неё отсутствовал необходимый по закону стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 10 лет, продолжительность стажа работы её работы в районах Крайнего Севера составляла 9 лет 21 день.
Как следует из трудовой книжки Скакуновой Л.А., с 22 марта 1988 г. по 3 мая 1992 г. она работала в Воркутинской фабрике индпошива и ремонта одежды, с 4 мая 1992 г. по 17 ноября 1992 г. в малом предприятии «Белка» г. Воркуты, с 21 декабря 1992 г. по 30 сентября 1994 г. в детском саду № 26 «Маячок» г. Воркуты, с 1 октября 1994 г. по 23 апреля 1996 г. в детском саду № 26 Воркутинского ГОРОНО, с 24 апреля 1996 г. по 30 апреля 1998 г. в детском саду № 75 «Ромашка» администрации п. Цементнозаводский г. Воркуты (л.д. 7-11).
Действующим законодательством не предусмотрена возможность производить подсчёт стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для признания права на получение жилищной субсидии в том же порядке, что и для целей пенсионного обеспечения, следовательно, стаж работ в районах Крайнего Севера приобретён Скакуновой Л.А. 21 апреля 1998 г., то есть на момент снятия её с учёта (23 декабря 2022 г.) она имела необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (10 лет), действий, направленных на необоснованное получение субсидии не предпринимала, заведомо ложных сведений не предоставляла.
При этом суд учитывает, что постановка истца на учёт для получения жилищной субсидии стала возможной в результате ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами органов местного самоуправления, которые на протяжении более 24 лет подтверждали право истца состоять на учёте и получать жилищную субсидию, вследствие чего Скакунова Л.А. лишилась возможности встать на учёт при достижении необходимо стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При таких обстоятельствах, иск о возложении на администрацию МО ГО «Воркута» обязанности восстановить Скакунову Л.А. в очереди на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «пенсионеры» с даты постановки на учёт 7 мая 2014 г. по категории «пенсионеры» подлежит удовлетворению.
Разрешая требования Скакуновой Л.А. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам (протокол № 48 от 23 декабря 2022 г., утверждённый постановлением от 26 декабря 2022 г. № 1482) о снятии её с учёта граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты с датой постановки на учёт 7 мая 2014 г. по категории «пенсионеры» суд приходит к выводу о том, что оно не подлежит удовлетворению, поскольку на дату первоначальной постановки на учёт (12 мая 1997 г.) по категории «работающие» у неё отсутствовал необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на дату постановки на учёт, менее 10 лет. При таких обстоятельствах, решение суда о признании за истцом права на получение социальной выплаты и восстановлении её в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей полностью восстанавливает права истца.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Скакуновой Ларисы Александровны (паспорт ...) к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН 1103023523) удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» восстановить Скакунову Ларису Александровну в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учёт 7 мая 2014 г. по категории «пенсионеры».
В остальной части в удовлетворении иска Скакуновой Ларисы Александровны к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (11 апреля 2024 г.).
Председательствующий Е.С.Комиссарова