Дело № 12-669/2023
УИД: 59RS0004-01-2023-001829-21
РЕШЕНИЕ
28 апреля 2023 года г. Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Полевщиков А.В., с участием заявителя Симоновой Е.С., рассмотрев жалобу Симоновой Е.С. на постановление № 750 от 28.03.2023г. административной комиссии Ленинского района города Перми (далее - административная комиссия) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 6.04.2015 «Об административных правонарушениях в Пермском крае» в отношении Симоновой Е.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии № 750 от 28.03.2023 г. Симонова Е.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 6.04.2015 «Об административных правонарушениях в Пермском крае», ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей.
Симонова Е.С. признана виновной в том, что 11.02.2023 г. совершила поездку в трамвае маршрута № 7, номер вагона 086, без приобретения билета, тем самым допустила безбилетный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования, что было выявлено в ходе проверки сотрудниками контрольно-ревизионной службы МКУ «Гортранс» 11.02.2023 г. в 13 час. 51 мин. по адресу г. Пермь, ул. Петропавловская, на остановочном пункте «ул. Борчанинова» в направлении конечного пункта «станция Пермь-2».
Не согласившись с указанным постановлением, Симонова Е.С. обжаловала его в суд, просит отменить. В жалобе заявитель указала, что по состоянию здоровья не могла присутствовать на заседании административной комиссии 28.03.2023 г., о чем указала в ходатайстве об отложении рассмотрения дела, однако данное ходатайство не было рассмотрено; полагает, что административная комиссия нарушила ее право на защиту, предусмотренное ст. 25.1 КоАП РФ.
Административная комиссия извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, своего представителя в судебное заседание не направила. В суд поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя административной комиссии.
В судебном заседании Симонова Е.С. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам и дополнительно пояснила, что 14.02.2023 г. в ходе поездки на трамвае № 7 она по технической причине не смогла оплатить поездку при помощи банковской карты, т.к. валидатор показывал сбой; в связи с этим в отношении нее был составлен протокол об административном правонарушении; она желала лично участвовать на заседании административной комиссии при рассмотрении дела об административном правонарушении, чтобы пояснить возникшую ситуацию, представить доказательства; у нее имеется тяжелое заболевание, по поводу которого она периодически проходит стационарное и амбулаторное лечение; 27.03.2023 г. она подала в административную комиссию ходатайство в письменной форме об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенное на 28.03.2023 г.; однако решение по ее ходатайству административная комиссия не приняла, вынесла постановление о привлечении ее к административной ответственности, с которым она не согласна; позже ей поступило письмо от 12.04.2023 г. о том, что ее ходатайство от 27.03.2023 г., якобы, поступило в административную комиссию после рассмотрения дела, поэтому протокол был рассмотрен без ее участия; однако, согласно отметке о регистрации ее ходатайство было принято в администрации Ленинского района г. Перми 27.03.2023 г., т.е. до заседания административной комиссии.
Оценив доводы жалобы, заслушав пояснения заявителя Симоновой Е.С., исследовав обжалуемое постановление, материалы дела об административном правонарушении, а также представленные заявителем документы, в т.ч. сведения о выданных листах нетрудоспособности на имя Симоновой Е.С. на период с 12.01.2023 г. по 17.01.2023 г., с 27.01.2023 г. по 2.02.2023 г., с 23.02.2023 г. по 7.03.2023 г., с 23.03.2023 г. по 24.03.2023 г., с 27.03.2023 г. по 6.04.2023 г., копии заявлений от имени Симоновой Е.С. в административную комиссию Ленинского района г. Перми от 10.03.2023г. и от 27.03.2023 г. о переносе рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенного на 14.03.2023 г. и на 28.03.2023 г. в связи с тяжелым заболеванием с отметкой о регистрации заявления в администрации Ленинского района г. Перми 27.03.2023 г., письма в адрес Симоновой Е.С. первого заместителя главы администрации Ленинского района г. Перми К. от 12.04.2023 г. №-И-296, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлен принцип презумпции невиновности, предусматривающий отсутствие у лица, привлекаемого к административной ответственности, обязанности доказывать свою невиновность.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению как наличие события административного правонарушения, так и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу требований ст. 26.11 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении доказательства подлежат оценке в их совокупности в целях всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, наделено комплексом прав, обеспечивающих возможность осуществлять свою защиту, в том числе, посредством участия в производстве по делу как лично, так и через защитника. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ст. 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
В соответствии со ст. 29.7 КоАП РФ определен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, который предусматривает, в т.ч. необходимость выяснить причины неявки участников производства по делу, рассмотреть заявленные ходатайства, принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Частью 1 статье 8.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 6.04.2015 «Об административных правонарушениях в Пермском крае» установлена административная ответственность за безбилетный проезд, а равно провоз багажа (ручной клади) сверх установленных норм без оплаты в городском пассажирском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения в виде наложения административного штрафа на граждан в размере 2 500 рублей.
Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, в том числе общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, а также общие условия предоставления услуг пассажирам на объектах транспортных инфраструктур определены Федеральным законом от 8.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 8.11.2007 г. № 259-ФЗ билет является перевозочным документом, удостоверяющим заключение договора перевозки пассажира. Согласно ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 8.11.2007 г. № 259-ФЗ, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, допускается использование билетов с указанием части или всех реквизитов в электронном виде.
Согласно п. 6 ст. 20 Федерального закона от 8.11.2007 г. № 259-ФЗ пассажир обязан подтвердить факт оплаты своего проезда в течение всей поездки по требованию работника перевозчика, уполномоченного на осуществление проверки подтверждения оплаты проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади и (или) должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, должностного лица органа местного самоуправления либо должностного лица подведомственного такому органу государственного или муниципального учреждения, уполномоченного на осуществление проверки подтверждения оплаты проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае, если проезд подлежит оплате.
Решением Пермской городской Думы от 24.05.2016 г. № 96 утверждены Правила организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Перми. Согласно п. 3.7 указанных Правил оплата проезда на муниципальных маршрутах может осуществляться по наличному и безналичному расчету с использованием транспортных карт (проездных билетов, льготных проездных документов), бесконтактных банковских карт, в том числе сформированных на электронном устройстве.
В обжалуемом постановлении административной комиссией установлено, что 11.02.2023 г. Симонова Е.С. совершила поездку в трамвае № 7, номер вагона 086, без приобретения билета, тем самым допустила безбилетный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования, что было выявлено в ходе проверки сотрудниками контрольно-ревизионной службы МКУ «Гортранс» 11.02.2023 г. в 13 час. 51 мин. по адресу г. Пермь, ул. Петропавловская, на остановочном пункте «ул. Борчанинова» в направлении конечного пункта «станция Пермь-2».
Обстоятельства административного правонарушения и вина Симоновой Е.С. в его совершении установлены административной комиссией на основании протокола об административном правонарушении от 14.02.2023 г. и акта о выявлении признаков административного правонарушения от 11.02.2023 г., в котором отражены объяснения Симоновой Е.С. о том, что при оплате проезда, в т.ч. через валидатор контролера не сработала электронная карта, наличных денег у нее не было.
Между тем, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении административной комиссией допущено существенное нарушение процессуальных требований, поскольку не было обеспечено право Симоновой Е.С. участвовать в рассмотрении дела лично через защитника, не рассмотрено ходатайство Симоновой Е.С., поступившее в администрацию Ленинского района г. Перми 27.03.2023 г., об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенного на 28.03.2023 г., по причине тяжелого заболевания Симоновой Е.С., чем нарушено право на защиту лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении.
Из содержания обжалуемого постановления и протокола рассмотрения дела об административном правонарушении следует, что Симонова Е.С. была извещена о времени и месте рассмотрения дела административной комиссией, однако не явилась на заседание административной комиссии.
Между тем, в ходе рассмотрения жалобы судьей установлено, что 27.03.2023 г. Симонова Е.С. подала в административную комиссию ходатайство в письменной форме об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенное на 28.03.2023 г., по причине наличия у заявителя тяжелого заболевания, где также указано о желании Симоновой Е.С. лично участвовать в рассмотрении дела. Указанное ходатайство было зарегистрировано 27.03.2023 г., о чем свидетельствует отметка о регистрации в администрации Ленинского района г. Перми.
Однако, как следует из содержания постановления и протокола рассмотрения дела об административном правонарушении ходатайство Симоновой Е.С. не было рассмотрено, решение по нему не принималось.
Из содержания копии письма первого заместителя главы администрации Ленинского района г. Перми К. на имя Симоновой Е.С. от 12.04.2023 г. №-И-296 также следует, что ходатайство Симоновой Е.С. от 27.03.2023 г. об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении не было рассмотрено 28.03.2023 г. (по причине поступления после рассмотрения дела).
Таким образом, дело об административном правонарушении было рассмотрено без участия Симоновой Е.С. в отсутствие предусмотренных ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ оснований, при этом ей не была предоставлена возможность реализовать свое право на защиту, что является существенным процессуальным нарушением.
Между тем, в силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Допущенное нарушение является существенным, повлияло на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела, не может быть устранено при рассмотрении жалобы на постановление.
Указанные обстоятельства не позволяют прийти к выводу о том, что административной комиссией соблюдены требования ст.ст. 1.6, 24.1 КоАП РФ о разрешении дела в соответствии с законом и соблюдении установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности, в связи с чем обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в административный орган, должностному лицу.
Между тем, на момент рассмотрения настоящей жалобы истек срок давности привлечения Симоновой Е.С. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 6.04.2015 «Об административных правонарушениях в Пермском крае», предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, что исключает возможность дальнейшего производства по делу.
Из взаимосвязанных положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ следует, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
Таким образом, судья приходит к выводу о том, что жалоба Симоновой Е.С. подлежит удовлетворению, обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении от 28.03.2023 г. – отмене с прекращением производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Симоновой Е.С. удовлетворить.
Постановление № 750 от 28.03.2023г. административной комиссии Ленинского района города Перми по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 6.04.2015 «Об административных правонарушениях в Пермском крае» в отношении Симоновой Е.С. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Судья (подпись) А.В. Полевщиков
Копия верна. Судья –