Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
02 октября 2023 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего судьи Калиматовой З.М.,
при секретаре Ганижевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Амерханова Аслан-Гирея Магомедовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании действий незаконными и назначении страховой пенсии по старости,
установил:
Амерханов А.М. 30.09.2021г. обратился с заявлением в ГУ – ОПФР по РИ о назначении пенсии по старости по достижении возраста, установленного законом, поскольку он достиг возраста выхода на пенсию.
По имеющимся документам и сведениям ИЛС ЗЛ Амерханов Аслан-Гирей Магомедович имеет следующие периоды трудовой деятельности:
- с 22.06.1976г. по 19.04.1978г. в Совхозе «Назрановский» в качестве разнорабочего;
- с 21.04.1978г. по 15.05.1980г. служба в армии;
- с ДД.ММ.ГГГГ по 27.08.1991г. в Плиевском ХПП в качестве слесаря;
- с 03.09.1991г. по 18.12.2001г. в ПОЖКХ <адрес> в качестве слесаря, водителя;
- с 01.01.2004г. по 05.04.2005г. Управление организации деятельности мировых судей;
- с 01.01.2009г. по 30.09.2011г. в ООО «Раян»;
- с 01.07.2017г. по 31.12.2017г. в ГБУ Дворец спорта «Магас».
- с 20.07.2020г. по 19.10.2020г. период получения пособий по БР.
Решением ГУ-ОПФР по РИ ему было отказано в назначении пенсии по ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях» № от 28.12.2013г., по причине того, что на основании имеющихся документов и сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица, Амерханову Аслану-Гирей Магомедовичу для назначения страховой пенсии по старости возможно засчитать в страховой стаж следующие периоды: в Управлении по организации деятельности мировых судей Республики Ингушетия с 01.01.2004г. по 05.04.2005г., в ООО «Раян» с 01.01.2009г. по 30.09.2011г. Просит признать действия ГУ – ОПФР по РИ незаконными и обязать назначить страховую пенсию по старости.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились.
Исследовав и изучив доказательства, установлено следующее.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемым решением и действиями ответчика, истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду того, что права на назначение страховой пенсии по старости отсутствует, на основании имеющихся документов и сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица, для назначения страховой пенсии по старости возможно засчитать в страховой стаж следующие периоды:
- в Управлении по организации деятельности мировых судей Республики Ингушетия: с 01.01.2004г. по 05.04.2005г.
- в ООО «Раян»: с 01.01.2009г. по 30.09.2011г.
Суд не может согласиться с позицией ответчика, поскольку нарушения закона, допущенные со стороны работодателя, не могут являться основанием для ущемления пенсионных прав истцов.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013г. N 400-Ф3"О страховых пенсиях "(далее - Закон).
Согласно ст. 11 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Периода работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ " Об обязательном пенсионном страховании в РФ
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Закона.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона).
На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», пункта 4 статьи 30, в стаж включается служба в Вооружённых Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединённых Вооружённых Силах Содружества Независимых Государств, Вооружённых Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
В соответствии со ст. 14 Закона при подсчете страхового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального(персонифицированного) учета и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федераций, после регистрации сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьями 8 и 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что сведения индивидуального (персонифицированного учета) в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса РФ). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
В силу ч. 1 ст. 14 Закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В силу ст. 66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
В соответствии с положениями п. 11 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В соответствии с Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина. являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции). Все равны перед законом и судом (ст. 19 Конституции). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту (ст.39 Конституции). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.59 Конституции).
Согласно ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» № от 28.12.2013г. с ДД.ММ.ГГГГ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Закону №400-ФЗ). Вместе с тем, гражданам, указанным в 4.1 ст.8 Закона №400-ФЗ и в соответствии с ч.З ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее Закон №-Ф3), и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Закону № 400-ФЗ, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков. Таким образом, женщинам 1965 года рождения страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст.8 Закона № 400-ФЗ может быть установлена при достижении возраста 56 лет 6 месяцев при выполнении условий, предусмотренных Законом № 400-ФЗ (наличие не менее 12 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 21,0 (в 2021 году)).
В соответствии со ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Для назначения пенсии по старости в соответствии с Законом № 400-ФЗ, Перечнем документов, необходимых для установления пенсии, утвержденным Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н, Административным регламентом от ДД.ММ.ГГГГ №п (далее Административный регламент №п), к заявлению гражданина, обратившегося за назначением страховой пенсии по старости, должны быть приложены документы, в частности о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Действующим законодательством обязанность по предоставлению документов о стаже и заработной плате, необходимых для назначения пенсии, возложена на заявителя (п. 22 Административного регламента №п, ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
Согласно ч. 1, 2 ст. 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателем или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ. Периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно Постановление Правления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ N 246-п "Об утверждении Порядка корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до ДД.ММ.ГГГГ, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации" и согласно Постановления Правления Пенсионного фонда России от ДД.ММ.ГГГГ N 519п “Об утверждении Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет”.
При выявлении неполноты (недостоверности) сведений, представленных страхователем, который на момент проведения проверки ликвидирован или его деятельность прекращена по причинам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет осуществляется территориальным органом ПФР по месту регистрации страхователя в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка. При выявлении неполноты (недостоверности) сведений по результатам проведенной территориальным органом ПФР проверки в отношении сведений, представленных страхователем, осуществляющим деятельность, территориальный орган ПФР по месту регистрации страхователя: 1.направляет уведомление страхователю; 2. производит внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (на основании сведений, представленных страхователем в целях устранения имеющихся расхождений) в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка (Пункт 17, 18).
Доказательств направления каких-либо запросов с целью принятия всех исчерпывающих мер для устранения сомнений по возникшим вопросам, в том числе и по надлежащему оформлению трудовой книжки истца, ответчиками, не лишенными права предоставлять соответствующие доказательства в суд первой инстанции не представлено, тогда как действующим законодательством предусмотрено принятие пенсионным органом решений об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов и обязательность принятия всех исчерпывающих мер для установления юридических фактов, являющихся необходимыми для установления пенсии.
Надлежащее ведение и оформление трудовой книжки является обязанностью работодателя и ненадлежащее исполнение последним своих обязанностей не может являться основанием для лишения работника гарантированного государством соответствующего пенсионного обеспечения.
Такое правовое регулирование, как следует из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, отвечает сути социального правового государства и основывается на конституционных принципах правовой определённости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
При вышеизложенных обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Амерханова Аслан-Гирея Магомедовича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании действий незаконными и назначении страховой пенсии по старости удовлетворить.
Признать незаконными действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, выразившиеся в отказе в выплате страховой пенсии по старости Амерханову Аслан-Гирею Магомедовичу.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> назначить страховую пенсию по старости Амерханову Аслан-Гирею Магомедовичу с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> засчитать Амерханову Аслан-Гирею Магомедовичу периоды работы:
- с 22.06.1976г. по 19.04.1978г. в Совхозе «Назрановский» в качестве разнорабочего;
- с 21.04.1978г. по 15.05.1980г. служба в армии;
- с ДД.ММ.ГГГГ по 27.08.1991г. в Плиевском ХПП в качестве слесаря;
- с 03.09.1991г. по 18.12.2001г. в ПОЖКХ <адрес> в качестве слесаря, водителя;
- с 01.01.2004г. по 05.04.2005г. Управление организации деятельности мировых судей;
- с 01.01.2009г. по 30.09.2011г. в ООО «Раян»;
- с 01.07.2017г. по 31.12.2017г. в ГБУ Дворец спорта «Магас»;
- с 20.07.2020г. по 19.10.2020г. период получения пособий по безработице;
- заработную плату по справке № от 14.04.1992г.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Ингушетия в течении одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья
Магасского районного суда З.М. Калиматова