Дело №5-392/2020
Постановление
г. Глазов 06 июля 2020 года
Судья Глазовского районного суда Удмуртской Республики Чупина Е.П.,
С участием лица привлекаемого к административной ответственности Перминова М.Ю.,
Помощника прокурора Максимова Н.С.,
рассмотрев материалы по ст. 8.2 ч.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ в отношении Индивидуального предпринимателя Перминова М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения г.Глазов, место регистрации и проживания <адрес>, ОГРНИП 305183733600028, ранее к административной ответственности не привлекался,
Установила:
В ходе проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Глазовской межрайонной прокуратурой, выявлено, что ИП Перминовым М.Ю. в нарушении ст. 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, производится накопление и хранение отходов на пилораме расположенной по адресу г.Глазов, от северо-восточного угла административного здания№2 по <адрес> для обслуживания здания лес.производства, образующихся в процессе производства с нарушением требований СанПИН, а именно отходы деревообработки скапливаются в местах, не оборудованных защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров, площадка, где происходит накопление, не имеет искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, т.е. отходы складируются на почве, т.е. ИП Перминов М.Ю. совершил административное правонарушения предусмотренное ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
В судебном заседании Перминов М.Ю. с протоколом согласился, пояснил, что действительно в ходе производства образуются отходы в виде коры деревьев, опилок и реек, которые он использует в качестве топлива в своей котельной. Не оспаривает, что в момент проверки складирование данных отходов производилось без какой-либо организации. В настоящий момент организует складирование данных отходов у котельной с целью их последующего использования в производстве - сжигания. Просит учесть экономическую ситуацию, которая образовалась в связи с введением режима самоизоляции в связи с коронавирусом.
Помощник прокурора Максимов Н.С. постановление поддержал, считает возможным при назначении наказания учесть, что ИП Перминов М.Ю. отнесет к категории микропредприятий.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ИП Перминова М.Ю. составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным составлять постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 8.2 ч.1 КоАП РФ.
Согласно, выписки из ЕГРИП Перминов М.Ю. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ОРНИП 305183733600028, основной вид деятельности распиловка и строгание древесины.
Как следует из материалов дела на основании решение о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.6, ст. 21 федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре РФ», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка деятельности ИП Перминова М.Ю. на предмет соблюдения требований законодательства об охране, защите, использовании, воспроизводстве лесов и обороте древесины, трудового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, законодательства о пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. Выявленные нарушения зафиксированы в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из анализа диспозиции указанной нормы следует, что объективная сторона данного правонарушения представляет собой деяние (действие или бездействие), заключающееся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Состав правонарушения, квалифицируемого по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, является формальным, и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон об отходах производства и потребления) отходы производства и потребления - это остатки сырья материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 39 указанного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Названные лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 3.7. "СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Факт осуществления деятельности в области с обращения отходов, а именно накопление, использование, образующихся в процессе деревообработки отходов, ИП Перминовым М.Ю. не оспаривается.
Факт совершения административного правонарушения ИП Перминовым М.Ю. подтверждается следующими доказательствами: постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2-4); решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.5); объяснениями Перминова М.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ и в судебном заседании (л.д.7); актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей (л.д.8-10); выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.05.2016о принадлежащем на праве собственности Перминову М.Ю. нежилого помещения по адресу г.Глазов территория ТЭЦ-2 (л.д.11-12); сведениями о фактическом использовании земельного участка под объектом недвижимости и размере арендных платежей (л.д.13-18, 26-29).
Доказательств, принятия ИП М.Ю. необходимых и достаточных мер по соблюдению требований действующего законодательства и недопущению административного правонарушения в материалах дела не имеется.
Доказательств невозможности исполнения требований действующего законодательства по независящим от ИП Перминова М.Ю. обстоятельствам суду не представлено.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ИП Перминова М.Ю. вины в совершении административного правонарушения и о наличии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 ч.1 КоАП РФ.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ИП, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Как было указано выше, вменяемое ИП Перминову М.Ю. административное правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным). Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, как малозначительное, не представлено. Принятие мер к устранению выявленного нарушения не свидетельствует о его малозначительности.
Учитывая изложенное, основания расценивать совершенное ИП Перминовым М.Ю. правонарушение, как малозначительное, отсутствуют.
В качестве обстоятельства смягчающего административную ответственность судом учитывается то, что ранее ИП к административной ответственности не привлекался, им приняты меры к добровольному прекращению противоправного поведения, вину признал.
Обстоятельств отягчающих административную ответственность судом не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Доказательств того, что неорганизованное складирование отходов деревообработки, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, административным органом не представлено.
Как следует из материалов дела, Перминовым М.Ю. правонарушение совершено впервые, согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ИП Перминов М.Ю. относится к категории «микропредприятие», отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественный ущерб, проверка проводилась на основании решения о проведении проверки.
Тем самым имеются правовые основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, т.е. для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23.1, 29.1 – 29.11 КоАП РФ,
Постановил:
Признать Индивидуального предпринимателя Перминова М.Ю. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть наказанию в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Глазовский районный суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Чупина Е.П.