Дело № 2-277/2020
44RS003-01-2020-000257-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2020 года г. Шарья
Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Шушкова Д.Н., с участием помощника Шарьинского межрайонного прокурора Поляшовой М.Н., при секретаре Курмашевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарьинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шекшемского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Шарьинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (уточненным при рассмотрении дела) к администрации Шекшемского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области о возложении обязанности в срок до 01 сентября 2020 года обустроить в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями на территории Шекшемского сельского поселения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, а именно: оборудовать ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок, расположенных по адресам: ул. Первомайская п. Шекшема (в районе д. 26 ул. Первомайская), ул. Заводская п. Шекшема (в районе железнодорожного переезда).
В обоснование заявленных требований указано, что Шарьинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Шекшемского сельского поселения требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства.
По результатам проведенной проверки в деятельности администрации выявлены отдельные нарушения положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления», Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также требований иных нормативно-правовых актов.
Проведенная проверка показала, что администрацией Шекшемского сельского поселения Шарьинского муниципального района не принято исчерпывающих мер по надлежащему оборудованию площадок (мест) накопления твердых коммунальных отходов.
Администрацией ведется Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Шекшемского сельского поселения, утвержден Постановлением администрации Шекшемского сельского поселения от 28.01.2019 г. № 5 «О создании мест (площадок) накопления ТКО на территории Шекшемского сельского поселения Шарьинского муниципального района».
В перечень мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов входят следующие контейнерные площадки, расположенные по адресам: ул. Первомайская п. Шекшема (в районе д. 26 ул. Первомайская), № 3 Реестра, отсутствует ограждение; ул. Заводская п. Шекшема (в районе ж/д переезда), № 10 Реестра, отсутствует ограждение.
С целью установления допущенных нарушений межрайонным прокурором 11.09.2019 года в адрес главы администрации Шекшемского сельского поселения вносилось представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого допущенные нарушения устранены частично.
Конкретный перечень лиц, чьи права нарушены в результате ненадлежащего оборудования площадок (мест) накопления твердых коммунальных отходов определить не представляется возможным, в связи с тем, что деятельность по складированию твердых коммунальных отходов в контейнеры на специальных площадках осуществляют, как местные жители, так и приезжие граждане, а также организации. Из этого следует, что бездействием органа местного самоуправления не соблюдаются права неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник Шарьинского межрайонного прокурора Поляшова М.Н. уточненные исковые требования поддержала по тем же основаниям.
Дело рассматривается без участия представителя ответчика, уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, просившего о рассмотрении дела без участия представителя.
Выслушав пояснения прокурора, изучив материалы дела, суд считает, что требования Шарьинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в сентябре 2019 года Шарьинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения администрацией Шекшемского сельского поселения требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства.
11.09.2019 года по результатам проверки заместителем Шарьинского межрайонного прокурора в адрес главы Шекшемского сельского поселения вынесено представление № 11-2019 об устранении нарушений законодательства при организации муниципального контроля, об отходах производства и потребления (л.д. 6-7).
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, п. 15 ст. 7 Устава муниципального образования Шекшемского сельского поселения Шарьинского муниципального района к вопросам местного значения поселения относится, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 8 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4 ст. 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ).
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 г. N 1039, определено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 года N 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Согласно п. 1.2 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 № 20, предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с содержанием, обслуживанием территорий муниципальных образований, а также с обращением отходов на территориях муниципальных образований.
Пунктом 2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 установлено, что на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Указанные СанПиН и ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливают, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными, иными требованиями. Организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим законом.
На основании изложенного, к полномочиям администрации Шекшемского сельского поселения Шарьинского муниципального района относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением главы Шекшемского сельского поселения № 5 от 28.01.2019 года «О создании мест (площадок) накопления ТКО на территории Шекшемского сельского поселения Шарьинского муниципального района» утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Шекшемского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области
В перечень мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов входят контейнерные площадки, расположенные по адресам: ул. Первомайская п. Шекшема (в районе д. 26 ул. Первомайская), ул. Заводская п. Шекшема (в районе ж/д переезда), у которых в настоящее время отсутствует ограждение (л.д. 12,13,15).
В связи с непринятием администрацией Шекшемского сельского поселения надлежащих мер в области обращения с твердыми коммунальными отходами, нарушаются права граждан, проживающих на территории поселения, на благоприятную среду обитания.
На основании изложенного, суд находит требования Шарьинского межрайонного прокурора законными и обоснованными.
Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, учитывая все обстоятельства дела, считает срок для устранения недостатков - до 01 сентября 2020 года, достаточным для устранения выявленных нарушений действующего законодательства и считает необходимым установить ответчику данный срок для исполнения решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно п. 2 ст. 333.20 НК РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату.
С учетом финансового положения ответчика, финансируемым из бюджета, суд считает возможным освободить его от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Шекшемского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области в срок до 01 сентября 2020 года обустроить в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями на территории Шекшемского сельского поселения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, а именно: оборудовать ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок, расположенных по адресам: ул. Первомайская п. Шекшема (в районе д. 26 ул. Первомайская), ул. Заводская п. Шекшема (в районе железнодорожного переезда).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шарьинский районный суд.
Председательствующий: Д.Н. Шушков
Решение вступило в законную силу 26.05.2020 г.