Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-522/2022 ~ М-461/2022 от 16.09.2022

      Дело № 2-522/2022

22RS0045-01-2022-000588-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

          

с. Смоленское          29 ноября 2022 года.

Смоленский районный суд Алтайского края, в составе

председательствующего судьи Седойкиной А.В.,

при секретаре судебного заседания Петухове А.С.,

с участием помощника прокурора Павловой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смоленского района Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Коммунальному муниципальному предприятию «Баланс» о признании незаконным бездействий и возложении обязанности совершить действие

установил:

<адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском, просил суд признать незаконным бездействие КМП «Баланс», выразившееся в ненадлежащей подготовке к отопительному сезону и не проведением ремонтных работ зданий котельных КМП «Баланс» расположенных по адресу: <адрес>; а также в виду отсутствия резервного источника электроэнергии, кроме того, просили обязать КМП «Баланс» устранить нарушения целостности кирпичной кладки стен зданий котельных, расположенных по адресу <адрес>В <адрес>; <адрес>; обязать КМП «Баланс» обеспечить наличие резервного источника электроэнергии, в целях одновременной работы котельной «ПМК», расположенной по адресу <адрес>Л строение 2, и котельной «Школа », расположенной по адресу <адрес>, при отключении 15 линии ВЛ 10 кВ.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Смоленского района была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что на территории <адрес> имеется коммунальное муниципальное предприятие «Баланс» (далее - КМП «Баланс»). КМП «Баланс» зарегистрировано по адресу <адрес>, для достижения уставных целей осуществляет деятельность по распределению воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод, зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1182225030790, состоит на учете в налоговом органе, ему присвоен идентификационный номер налогоплательщика 2212201974653. Таким образом, источником формирования имущества КМП «Баланс» является, в том числе, прибыль, полученная в результате вышеуказанной деятельности. В ходе проверки, прокуратурой Смоленского района установлено, что по договору от ДД.ММ.ГГГГ за КМП «Баланс» закреплено муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения, однако отсутствуют расчеты допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов; порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органом местного самоуправления отсутствует (подп. 11 п.13 гл. III Правил оценки).

По результатам проверки установлено, что здание котельной расположенное по адресу <адрес>А находится в неисправном состоянии, так кирпичная кладка несущей стены здания выпадает. Кроме того, в неисправном состоянии находится здание котельной расположенной в <адрес>, также по причине выпадения кладки несущей стены здания.

Согласно п. п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ , для электроприемников второй категории предусмотрено обязательное наличие двух независимых взаимно резервирующих источников электропитания.

КМП «Баланс» на основании договора безвозмездного пользования, заключенного с администрацией Смоленского района и использует дизель-генераторную установку «Азимут» АД- 150С - Т400-РКМ11, мощностью 150 кВт. Котельная «ПМК» и котельная «Школа » подключены к электроэнергии от комплексных трансформаторных подстанций (КТП) 33-15- 4 и 33-15-30. Источниками электроэнергии для работы данных котельный являются: 33 подстанция 110 кВ «Смоленское» и 15 линия В Л 10 кВ. В случае отключения линии В Л 10 кВ, обе котельные перестанут функционировать.

Таким образом, наличие у КМП «Баланс» 1 резервного источника электроэнергии является недостаточным, в связи с чем возникает реальная угроза жизнеобеспечения населения <адрес>, нарушения работы объектов социальной инфраструктуры, в том числе деятельности МБОУ «Смоленская СОШ ». Вышеуказанное является нарушением законодательства в жилищно- коммунальной сфере при подготовке к отопительному периоду, в связи с чем прокурор Смоленского района Алтайского края обратился с настоящим исковым заявлением в суд.

В ходе рассмотрения дела истец отказался от исковых требований в части признания незаконным бездействия КМП «Баланс», выразившихся в не проведении ремонтных работ зданий котельных КМП «Баланс» в <адрес>В; в <адрес> и об обязании КМП «Баланс» устранить нарушения целостности кирпичной кладки стен зданий котельных, расположенных по вышеуказанному адресу.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ от истца прокурора Смоленского района Алтайского края был принят отказ от иска в части требований к КМП «Баланс» в не проведении ремонтных работ зданий котельных КМП «Баланс» в <адрес>В; в <адрес> и об обязании КМП «Баланс» устранить нарушения целостности кирпичной кладки стен зданий котельных, расположенных по вышеуказанному адресу, и прекращено производство по делу в данной части. Продолжено производство по иску прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к Коммунальному муниципальному предприятию «Баланс» об обязании КМП «Баланс» обеспечить наличие резервного источника электроэнергии, в целях одновременной работы котельной «ПМК», расположенной по адресу: <адрес>Л, строение 2 и котельной «Школа », расположенной по адресу: <адрес>, при отключении 15 линии ВЛ 10кВ.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, в обоснование ссылалась на доводы указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика КМП «Баланс», в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, сведений об уважительности причин не явки в суд не представил, не просил об отложении судебного заседания. Согласно отзыва на исковое заявление, указывал, что в связи с отсутствием на предприятии необходимого количества резервных источников электропитания по причине тяжелого финансового положения (длительного нахождения в банкротстве до апреля 2022), в рамках подготовки к отопительному сезону 2022-2023, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию района направлена табличная заявка по форме, установленной указанием <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ /П/7122, где былауказана потребность в резервных источниках электропитания. Итоговая информация, в том числе и по другим объектам района, включенным в перечень социально-значимых и критически важных для жизнеобеспечения, направлена главой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> электронной почтой в адрес: daa@sgp22.ru. До удовлетворения заявки, в целях обеспечения бесперебойной работы котельных, предприятием планируется использовать ДГУ «Азимут» АД-150С-Т400-РКМ11. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ на имя главы <адрес> направлено ходатайство о выделении финансирования на приобретение резервных источников питания на объектах КМП «Баланс». В соответствии с приказом по предприятию от ДД.ММ.ГГГГ разработаны и действуют в настоящее время, меры по организации резервного электропитания на котельных в случае «веерного отключения» электроэнергии на двух и более котельных. Данное мероприятие согласовано с инспектором «Ростехнадзора» ФИО3 После получения электрогенерирующих установок из <адрес> все котельные предприятия будут укомплектованы резервными источниками электропитания. Считают, что КМП «Баланс» предприняты все возможные меры, в рамках имеющегося финансирования производства, по подготовке к отопительному сезону, что подтверждается паспортом готовности к отопительному периоду 2022-2023 г.г., в том числе на территории Верх-Обского и Кировского сельсоветов, выданным Сибирским управлением Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44).

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объём своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещённого в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

С учётом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещённых о дате и месте судебного заседания, с вынесением решения.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, изучив материалы гражданского дела, представленные доказательства в их совокупности, разрешая дело в пределах заявленных требований, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от ДД.ММ.ГГГГ каждому гарантируется право на справедливое судебное разбирательство. В соответствии с практикой Европейского суда право на справедливое разбирательство начинается с обеспечения свободного доступа к правосудию.

В силу ст. 13 названной Конвенции каждый имеет право на эффективное средство государственной защиты. В Российской Федерации данная норма международного права реализуется, в том числе, через ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации, согласно которой государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в том числе о защите нарушенных социальных прав.

Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

Нормами ч. 5 ст. 20 Законом № 190-ФЗ определено, что теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны, в том числе, организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей, осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии, обеспечивать, качество теплоносителей, обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

На основании ст. 6 Закона № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1 ч. 1 ст. 6); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (п. 4 ч. 1 ст. 6).

Из ч. 2 ст. 20 названного закона следует, что проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Положениями ст. 50, 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципальной собственности в соответствии с порядком, утвержденным Правительством РФ.

В соответствии с п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение имуществом.

В судебном заседании было установлено, что прокуратурой Смоленского района Алтайского края, была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора КМП «Баланс» было направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ (л.д.7-10).

ДД.ММ.ГГГГ директором КМП «Баланс» в адрес прокуратуры Смоленского района Алтайского края был направлен ответ на представление об устранении нарушений законодательства, согласно которого по причине убыточности и тяжелого финансового положения теплового комплекса, КМП «Баланс» не имеет возможности приобрести резервные источники электроснабжения для каждой котельной, однако ДД.ММ.ГГГГ администрация Смоленского района Алтайского края передала в безвозмездное пользование дизель-генераторную установку, которая в случае необходимости транспортируется к обесточенной котельной (л.д.12). Дополнительным соглашением к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ переданное имущество - дизель генераторная установка «Азимут» АД -150С-Т400-РКМ11, балансовой стоимостью 985 000,00 руб., была включена в перечень имущества, прилагаемый к договору, основное средство, являющееся муниципальной собственностью МО «<адрес>» (л.д.14).

Согласно акта проверки помощника прокурора Смоленского района Алтайского края ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что в случае отключения линии ВЛ 10 кВ, обе котельные перестанут функционировать. Таким образом, наличие у КМП «Баланс» 1 резервного источника электроэнергии является недостаточным, в связи с чем возникает угроза жизнеобеспечения населения <адрес>, нарушения объектов социальной инфраструктуры, в том числе деятельности МБОУ «Смоленская СОШ » (л.д.29).

В силу пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16, пункта 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения, муниципального, городского округа относится организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ).

К вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе: организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (пункты 4 и 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1, части 1.1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов (на территории сельских поселений, расположенных на территории муниципальных районов) по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

На основании частей 4 и 5 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ предусмотрена проверка готовности к отопительному сезону, как муниципальных образований, так и теплоснабжающих (теплосетевых) организаций, которые обязаны: обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ определено, что под надежностью теплоснабжения следует понимать характеристику состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.

Подпунктами "а", "г", "д", "ж" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют: подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

Согласно пункту 47 Правил полного и (или) частичного ограничений режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в случае возникновения внерегламентных отключений ограничение режима потребления является следствием повреждения линий электропередачи и (или) оборудования, в том числе в результате стихийных явлений. Для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем технологической или аварийной брони (в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии) задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.

Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила) предусмотрено, что в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории: первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения; второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей; третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

Электроприемники первой и второй категорий должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (пункты ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Правил).

Суд оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, а именно: нахождение котельной в собственности МО «<адрес>» а также фактическое отсутствие на котельной, осуществляющей снабжение тепловой энергией МБОУ «Смоленская «СОШ » необходимых резервных источников электроснабжения, способных обеспечить бесперебойную работу данного объекта теплоснабжения населенного пункта, что может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций и нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Смоленского района Алтайского края. Отсутствие финансирования в бюджете не может служить основанием к отказу в финансировании работ по приобретению резервного источника электроэнергии, что в последующем может за собой повлечь полное приостановление деятельности образовательного учреждения, а именно МБОУ «Смоленская СОШ ».

Кроме того, ни администрацией Смоленского района Алтайского края, ни КМП «Баланс» не представлено допустимых доказательств того, что в настоящее время указанные нарушения устранены в полном объеме.

Представленные до судебного заседания заявки об участии в аукционе (л.д.169), не свидетельствует, о том, что в настоящее время ответчиком были устранены заявленные требования прокурора.

Кроме того, ответчиком в порядке подготовки к судебному заседанию и в судебном заседании, факт отсутствия резервного источника электроэнергии, не оспорен.

Уважительных причин, по которым устранить нарушения невозможно, ответчиком суду так же не представлено. Отсутствие финансирования и средств в бюджете сельсовета, не может являться уважительной причиной несоблюдения требований действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования об обязании КМП «Баланс» обеспечить наличие резервного источника электроэнергии, в целях одновременной работы котельной «ПМК», расположенной по адресу: <адрес>Л, строение 2 и котельной «Школа », расположенной по адресу: <адрес>, при отключении 15 линии ВЛ 10кВ., законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Нарушение сроков обращения с иском в суд, не установлено.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В данном случае суд полагает целесообразным установить срок для исполнения решения суда, в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Исковые требования прокурора Смоленского района Алтайского края удовлетворить.

Обязать Коммунальное муниципальное предприятие «Баланс» (ИНН 2271006200, ОГРН 1182225030790) обеспечить наличие резервного источника электроэнергии, в целях одновременной работы котельной «ПМК», расположенной по адресу <адрес>Л строение 2, и котельной «Школа », расположенной по адресу <адрес>, при отключении 15 линии ВЛ 10 кВ, не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Алтайский краевой суд, через Смоленский районный суд Алтайского края в течение месяца

Судья          А.В. Седойкина             

2-522/2022 ~ М-461/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Смоленского района Алтайского края
Ответчики
КМП Баланс
Другие
Администрация Смоленского района
Сибирское Управление Ростехнадзора
Суд
Смоленский районный суд Алтайского края
Судья
Седойкина А.В.
Дело на странице суда
smolensky--alt.sudrf.ru
16.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.09.2022Передача материалов судье
16.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Судебное заседание
03.11.2022Судебное заседание
29.11.2022Судебное заседание
29.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2022Судебное заседание
29.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2023Дело оформлено
10.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее