дело №2-148/2023
УИД 44RS0004-01-2023-000034-58
Мотивированное решение
изготовлено 11 апреля 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 апреля 2023 года г. Мантурово
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Хасаншиной Е.С.,
с участием помощника Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области Лебедевой Д.П., представителя ответчика Белова В.М., представителя третьих лиц Грачевской О.Н., при секретаре Кудряшовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению физкультурно-оздоровительный комплекс «Спартак» городского округа город Мантурово Костромской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне,
У С Т А Н О В И Л:
В Мантуровский районный суд обратился Мантуровский межрайонный прокурор Костромской области в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному учреждению физкультурно-оздоровительный комплекс «Спартак» городского округа город Мантурово Костромской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне.
В обоснование исковых требований указал, что Мантуровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне в деятельности муниципального бюджетного учреждения физкультурно-оздоровительный комплекс «Спартак» городского округа город Мантурово Костромской области. В ходе проверки установлено, что в здании МБУ ФОК «Спартак», расположенном по адресу: [адрес], имеется защитное сооружение гражданской обороны, а именно противорадиационное укрытие (далее - ПРУ). Здание по вышеуказанному адресу 26.12.2012г. передано Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации г.о.г. Мантурово Костромской области на праве оперативного управления МБУ ФОК «Спартак». Комиссией, созданной постановлением администрации г.о.г. Мантурово Костромской области от 22.06.2021 №222, 18.11.2022 проведено обследование вышеуказанного ПРУ, о чем составлен соответствующий акт. Комиссией предложено исключить ПРУ из журнала учета ЗС ГО в связи с отсутствием элементов инженерно-технического оборудования, а также отсутствия потребности в укрытии населения. Проверкой, проведенной межрайонной прокуратурой, установлено, что в ПРУ, расположенном в здании МБУ ФОК «Спартак» по адресу: [адрес], отсутствует фильтровентиляционное оборудование, автономное электроснабжение, помещение санитарных узлов, тамбур-шлюз, тамбуры, защитно-герметические двери. Восстановление указанного инженерно-технического оборудования экономически нецелесообразно. При этом в течение длительного времени каких-либо мер, направленных на восстановление надлежащего технического состояния указанного ЗС ГО, не принимается. На территории г.о.г. Мантурово организации, отнесенные к первой или второй категории по гражданской обороне, для которых необходимо создание ПРУ, отсутствуют. Таким образом, имеются основания для изменения типа ЗС ГО, расположенного в здании МБУ ФОК «Спартак» по адресу: [адрес], с ПРУ на укрытие. Вместе с тем до настоящего времени руководством МБУ ФОК «Спартак» мер к созданию комиссии в целях подготовки документации для изменения типа ЗС ГО, а также подготовке документации для согласования изменения типа ЗС ГО и ее направлению в ГУ МЧС России по Костромской области не принято. Бездействие МБУ ФОК «Спартак», связанное с непринятием мер по подготовке документации на изменение типа ЗС ГО, нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности укрытия в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании помощник Мантуровского межрайонного прокурора Лебедева Д.П. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика МБУ ФОК «Спартак» городского округа город Мантурово Костромской области Белов В.М. в судебном заседании иск признал в полном объеме (л.д.63).
Определением суда от 23.03.2023г. в качестве третьего лица привлечена Администрация г.о.г Мантурово (л.д.60).
Представитель третьих лиц Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами и Администрации г.о.г. Мантурово Грачевская О.Н. в судебном заседании не возражала против признания иска ответчиком.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, стороны вправе окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд считает необходимым принять признание иска представителем ответчика МБУ ФОК «Спартак» городского округа город Мантурово Костромской области Беловым В.М., поскольку данное признание не противоречит закону и не нарушает чьих-либо интересов и соответствует интересам истца.
Наличие оснований для удовлетворения иска, кроме признания иска ответчиком, подтверждается так же материалами дела.
В порядке ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в защиту прав граждан неопределенного круга лиц, а также публичных интересов.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Федерации й законы.
В силу ст.2 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ) основными задачами в области гражданской обороны являются обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Согласно ст.7 Закона № 28-ФЗ федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение.
В силу п. 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, противорадиационные укрытия создаются для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне; для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
В соответствии с п. 3.2.11 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (далее - Правила), инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
Согласно п. 2.5 Правил с учета снимаются защитные сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно.
В соответствие с п. 2.6 Правил в целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО (изменения типа ЗС ГО) создается комиссия решением соответствующего должностного лица, в частности, руководителем организации - в отношении ЗС ГО, закрепленных за данными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
Пунктом 2.8 Правил установлено, что комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО (изменению типа ЗС ГО), оценивает готовность ЗС ГО к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО или акт об изменении типа ЗС ГО, или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО (изменении типа данного ЗС ГО).
В силу п. 2.9 Правил к акту о снятии с учета ЗС ГО (изменении типа ЗС ГО) прилагаются: паспорт ЗС ГО; выписка из реестра федерального имущества (собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований); копия свидетельства о государственной регистрации права собственности; техническое заключение о состоянии ЗС ГО по рекомендуемому образцу согласно приложению № 21 (прилагается в случае утраты расчетных защитных свойств, ограждающих и несущих строительных конструкций ЗС ГО); рекомендации по использованию помещения и земельного участка, полученного в результате снятия с учета ЗС ГО (прилагается при снятии с учета ЗС ГО); особое мнение отдельных членов комиссии (при наличии).
В соответствии с п.2.10 Правил до утверждения акты о снятии с учета ЗС ГО (изменении типа ЗС ГО) с прилагаемой документацией направляются на согласование в МЧС России.
Согласно решению Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами и Администрации г.о.г. Мантурово «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления» от 26.01.2022г. и свидетельства о государственной регистрации права от 09.09.2013г., здание спортзала по адресу: [адрес], закреплено за МБУ ФОК «Спартак» на праве оперативного управления (л.д.9-10).
Как следует из технического паспорта здания, инвентаризационной карточки защитного сооружения гражданской обороны от 09.04.2014г., акта инвентаризации от 01.09.2017г. и учетной карточки защитного сооружения гражданской обороны от 15.11.2006г., в данном здании спортзала находится защитное сооружение гражданской обороны – противорадиационное укрытие (л.д.11-15).
Комиссией, назначенной постановлением администрации г.о.г. Мантурово Костромской области от 22.06.2021г. №222, 18.11.2022г. проведено обследование вышеуказанного ПРУ, о чем составлен соответствующий акт. Комиссией предложено исключить ПРУ из журнала учета ЗС ГО в связи с отсутствием элементов инженерно-технического оборудования, а также отсутствия потребности в укрытии населения (л.д.16).
По результатам проверки, проведенной Мантуровской межрайонной прокуратурой, установлено, что в ПРУ, расположенном в здании МБУ ФОК «Спартак» по адресу: [адрес], отсутствует фильтровентиляционное оборудование, автономное электроснабжение, помещение санитарных узлов, тамбур-шлюз, тамбуры, защитно-герметические двери. Восстановление указанного инженерно-технического оборудования экономически нецелесообразно. При этом в течение длительного времени каких-либо мер, направленных на восстановление надлежащего технического состояния указанного ЗС ГО, не принимается. На территории г.о.г. Мантурово организации, отнесенные к первой или второй категории по гражданской обороне, для которых необходимо создание ПРУ, отсутствуют. Таким образом, имеются основания для изменения типа ЗС ГО, расположенного в здании МБУ ФОК «Спартак» по адресу: [адрес], с ПРУ на укрытие. До настоящего времени руководством МБУ ФОК «Спартак» мер к созданию комиссии в целях подготовки документации для изменения типа ЗС ГО, а также подготовке документации для согласования изменения типа ЗС ГО и ее направлению в ГУ МЧС России по Костромской области не принято.
Принимая во внимание, что бездействие МБУ ФОК «Спартак», связанное с непринятием мер по подготовке документации на изменение типа ЗС ГО, нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности укрытия в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок для исполнения данной обязанности, суд исходит из характера проведения необходимых процедур, временных и материальных затрат, необходимых для их выполнения, полагает достаточным и разумным срок до 01.06.2023 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению физкультурно-оздоровительный комплекс «Спартак» городского округа город Мантурово Костромской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение физкультурно- оздоровительный комплекс «Спартак» городского округа город Мантурово Костромской области в срок до 01.06.2023 года принять меры к созданию комиссии в целях подготовки документации для изменения типа защитного сооружения гражданской обороны, а также подготовке документации для согласования изменения типа защитного сооружения гражданской обороны, а также ее направлению в ГУ МЧС России по Костромской области, в отношении противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: [адрес].
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий