Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2023 года город Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края
под председательством судьи Трошковой Л.Ф.,
при секретаре судебного заседания Королевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алимовой М.М. к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии,
у с т а н о в и л:
Алимова М.М. обратилась с иском к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии. В обоснование иска указала, что 28 декабря 2018 года она (истец) обратилась в УПФ РФ по г. Чайковскому с заявлением о назначении пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 21 мая 2019 года ей (истцу) было отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью специального стажа. Специальный стаж на 31 декабря 2019 года составил 26 лет 09 месяцев 25 дней. Период работы с 02 марта 2004 года по 31 мая 2017 года в качестве <данные изъяты> включен в специальный стаж в календарном исчислении. С решением она (истец) не согласна по следующим основаниям в соответствии пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах. Психиатрическое отделение находится в больничном комплексе «Энергия», а это сельская местность, в связи с чем она (истец) считает, что период работы с 02 марта 2006 года по 31 мая 2017 года в качестве <данные изъяты> должен быть включен в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца. Истец просит обязать ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца периоды работы: с 02 марта 2004 года по 31 мая 2017 года в качестве <данные изъяты>, назначить пенсию с момента возникновения права.
Истец – Алимова М.М., в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.
Представитель ответчика – Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю, в судебное заседание не явился, в адресованных суду возражениях указал на не согласие с исковыми требованиями.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска, исходя из следующего.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, защита гражданских прав осуществляется путем признания права ( ст.ст.8, 12 ГК РФ).
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ст. 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8).
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи (пункт 20 части 1 статьи 30).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 28 декабря 2018 года Алимова М.М. обратилась в ГУ-Отделение Пенсионного фонда в г. Чайковском Пермского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пункту 20 части 1 статьи 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ-Отделение Пенсионного фонда в г. Чайковском Пермского края (межрайонное) № от 21 мая 2019 года в досрочном назначении пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. В специальный стаж Алимовой М.М. в том числе включен спорный период с 02 марта 2004 года по 31 мая 2017 года(13-02-09 с учетом 21 дня курсов повышения квалификации) в качестве <данные изъяты> (л.д. 5-6).
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца периодов работы Алимовой М.Я.: с 02 марта 2004 года по 31 мая 2017 года в качестве <данные изъяты>, суд исходит из следующего.
Согласно справке, уточняющей характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости на соответствующих видах работ Алимова М.М. работа в <данные изъяты> (л.д. 7-8)
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 (ред. от 28.05.2019) «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление № 1066).
Пунктом 1 постановления № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления №1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и Правила исчисления этого стажа.
В утвержденном данным Постановлением Списке предусмотрена должность «врач-психиатр». Согласно пункта 6 указанных Правил, в стаж работы засчитывается на общих основаниях работа в должностях, указанных в списке, в частности, в врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Исходя из положений подпункта "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и три месяца.
Истец просит о включении спорных периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении (один год за один год и три месяца) указывая на то, что лечебная деятельность в спорный период осуществлялась ей в сельской местности.
Согласно приказа начальника Управления Здравоохранения от 07 февраля 2002 года №4 во исполнения приказа Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 года №377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения» приказано с 01 января 2002 года производить доплату в размере 25% к окладу специалистам Чайковской психиатрической больницы, работающих в сельской местности в условиях больничного комплекса «Энергия».
Б/к «Энергия» расположено в Ваньковском сельском поселении на территории Чайковского городского округа, что подтверждается справкой №725 от 22 октября 2015 года выданной администрацией Ваньковского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края.
Таким образом, судом установлен факт расположения структурного подразделения ГБУЗ ПК «Краевая психиатрическая больница №6» - Б/к «Энергия» в сельской местности, в связи с чем требование истца о льготном исчислении стажа работы в должности лаборанта, фельдшера (один год за один год и три месяца) подлежит удовлетворению.
С учетом зачтенного ответчиком стажа и включенных настоящим решением оспариваемых периодов работы Алимовой М.М. необходимый 30-летний стаж лечебной деятельности истцом был выработан на 20 мая 2020 года.
Согласно Приложению № 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в 2020 году у лиц, приобретших специальный стаж работы, возраст выхода на пенсию возникает не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Как следует из положений пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Из вышеуказанных норм материального права следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью указанной категории граждан считается отложенным, но не более чем на 18 месяцев со дня возникновения такого права у граждан, которые приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии в 2020 году.
При этом днем возникновения права на назначение пенсии является день наступления совокупности условий, указанных в пункте 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а именно, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, специального стажа не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах (условия возникновения права на пенсию), а также условий, указанных в части 1.1 статьи 30 этого же закона, о сроке назначения пенсии.
Таким образом, с учетом того, что Алимова М.М. выработала необходимый стаж 30 летний стаж как лицо, осуществлявшее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения 20 мая 2020 года, следовательно, она имеет право на назначение пенсии с учетом изменений внесенных в Закон № 400-ФЗ (отсроченное право) с момента возникновения права на нее, то есть с 20 ноября 2021 года (20 мая 2020 + 18 месяцев), в связи, с чем требования Алимовой М.М. о назначении пенсии подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
р е ш и л:
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН №) включить Алимовой М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС <данные изъяты>) в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца периоды работы:
- с 02 марта 2004 года по 31 мая 2017 года в качестве <данные изъяты>.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН №) назначить Алимовой М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС 050-773-263 49) пенсию с 20 ноября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: