УИД 38RS0***-35
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 мая 2023 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Старниковой Ю.Ю.,
при секретаре судебного заседания Бурда Н.Н.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Крашковец О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-349/2023 по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Дорофееву Дмитрию Александровичу о возложении обязанности предоставить в территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству отчет об использовании лесов,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой района по результатам надзора за исполнением лесного законодательства, предусматривающего порядок предоставления в органы государственной власти отчетной документации по вопросам использования лесов, при использовании гражданами лесов по договора купли-продажи лесных насаждений, заключенных с министерством лесного комплекса Иркутской области, выявлены отдельные нарушения требований закона.
15.11.2022 между министерством лесного комплекса Иркутской области в лице начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству (далее - Управление) и Дорофеевым Дмитрием Александровичем заключен договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан № 243-22, по условиям которого покупателю в собственность передаются лесные насаждения в объеме 31 м3 в целях отопления.
Предметом настоящего договора являются лесные насаждения с местоположением: Иркутская область, Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Технический участок № 4, квартал 72, выдел 4, лесосека 1, делянка 5.
В соответствии с актом приема-передачи лесных насаждений Дорофеевым Д.А. приняты лесные насаждения в объеме 31 м3. С характеристикой и объемом древесины лесных насаждений, подлежащих заготовке, и со схемой расположения лесных насаждений он ознакомлен.
Пунктом 7 договора № 243-22 от 15.11.2022 определены сроки и условия вывоза древесины, согласно которым вывозка древесины осуществляется в течение срока действия договора после учета заготовленной древесины представителями лесничества в срок до 31.01.2023.
Пунктом 23 договора № 243-22 от 15.11.2022 установлен срок действия договора купли-продажи лесных насаждений - с 15.11.2022 по 31.01.2023.
Установлено, что в нарушение ч.1 ст.49 Лесного кодекса РФ, требований приказа Минприроды России от 21.08.2017 № 451 Дорофеев Д.А. отчет об использовании лесов и прилагаемые в соответствии с п.4 Приложения № 3 к приказу Минприроды России от 21.08.2017 № 451 в обязательном порядке к нему материалы по договору купли-продажи лесных насаждений № 243-22 от 15.11.2022 до настоящего времени в Управление не представила, что подтверждается информацией Управления.
Таким образом, Дорофеевым Д.А. нарушен порядок представления отчетности, установленные приказом Минприроды России от 21.08.2017 № 451.
Установленные нарушения требований закона препятствуют надлежащему исполнению органом исполнительной власти возложенных на него функций по осуществлению контроля за выполнением лицами, использующими леса, условий соответствующих договоров, повышению качества и эффективности мероприятий, направленных на защиту, охрану лесов от пожаров, что не способствует достижению целей, предусмотренных лесным законодательством - сохранение полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Прокурор просит обязать Дорофеева Д.А. в срок не позднее 1 месяца со дня вынесения решения суда предоставить в территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству отчет об использовании лесов с прилагаемыми к отчету материалами в соответствии с п.4 Приложения № 3 к приказу Минприроды России от 21.08.2017 № 451 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме», по договору купли-продажи лесных насаждений №243-22 от 15.11.2022.
В судебном заседании представитель истца, помощник прокурора Братского района Иркутской области, Крашковец О.А., поддержала исковые требования в полном объеме.
Ответчик Дорофеев Д.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, заявлений, ходатайств, в том числе об отложении судебного заседания, не поступало.
Суд полагает возможным с учетом мнения представителя истца рассмотреть дело в отсутствие ответчика на основании ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе подавать исковые заявления в интересах неопределенного круга лиц в случае наличия угрозы нарушения их прав и законных интересов.
Неопределенный круг лиц - такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Судом установлено по представленным материалам гражданского дела и не оспорено лицами, участвующими в деле, что Министерство лесного комплекса Иркутской области в лице начальника Братского лесничества Политчука В.С., действующего на основании Положения (продавец), передало Дорофееву Дмитрию Александровичу (покупатель) на основании договора купли-продажи лесных насаждений № 243-22 от 15.11.2022, лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности в собственность покупателю для заготовки древесины по адресу: Иркутская область, Братское лесничество Тарминское участковое лесничество, Технический участок № 4, кв. № 72, выдел 4, лесосека №1, делянка № 5 на площади лесосеки 0,2000 га объемом 31 м3 на срок с 15.11.2022 по 31.01.2023.
Согласно представленным сведениям Территориального Управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству Дорофеевым Д.А. по состоянию на момент рассмотрения настоящего гражданского дела отчет об использовании лесов по форме 1-ИЛ со снимком дистанционного зондирования не предоставил.
В силу положений ч. 1 ст.49 Лесного кодекса РФ гражданами, осуществляющими использование лесов, представляется отчет об использовании лесов в органы государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с ч.2 ст. 49 Лесного кодекса РФ в отчете об использовании лесов содержится информация об объеме заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, о видовом (породном) и сортиментном составе древесины и другая информация.
Перечень информации, включаемой в отчет об использовании лесов, порядок фиксации этой информации, форма и порядок представления отчета об использовании лесов, а также требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме установлены приказом Минприроды России от 21.08.2017 № 451 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формат) отчета об использовании лесов в электронной форме» (далее - Приказ Минприроды России от 21.08.2017 № 451).
В соответствии с Приложением №1 к приказу Минприроды России от 21.08.2017 № 451 в отчете об использовании лесов должна приводиться информация о фактических объемах осуществляемого использования лесов, нарастающим итогом с начала года по состоянию на конец отчетного периода. Информация о фактических объемах использования лесов должна приводиться в единицах измерения, указанных в форме отчета об использовании лесов.
Согласно п.2 Приложения №3 к Приказу Минприроды России от 21.08.2017 № 451 отчет должен представляться ежегодно, не позднее 10 января года, следующего за отчетным.
Согласно п.4 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по организации использования лесов, их защиты, воспроизводства.
Реализация переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, определенных статьей 83 Лесного кодекса РФ, в проверяемом периоде осуществляется министерством лесного комплекса Иркутской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 №909-пп министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные подразделения (управления) министерства, обладающие правами юридического лица.
В соответствии с п.1 Положения о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 06.10.2017 № 90-мпр, Управление является территориальным подразделением министерства лесного комплекса Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В соответствии с обозначенным Положением Управление в соответствии с возложенной на него задачей в пределах земель лесного фонда Братского лесничества осуществляет контроль за выполнением лицами, использующими леса, условий соответствующих договоров, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
Таким образом, в соответствии с задачами, возложенными на государственные органы управления лесным хозяйством, указанные органы обеспечивают соблюдение всеми владельцами лесного фонда, лесопользователями, другими предприятиями, организациями и учреждениями, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, а также гражданами установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством.
При этом государственному контролю подлежат перечисленные ниже сведения, которые содержатся в отчетах об использовании лесов и на основании которых такие отчеты формируются: достоверность отчетных данных об использовании лесов; соблюдение лесопользователями обязанностей, предусмотренных законодательством и гражданско-правовым договором; использование лесозаготовителями выделенного им лесосечного фонда; сравнение выхода деловой древесины в отведенном лесосечном фонде и фактически заготовленной древесины; причины допускаемых нарушений, меры по их профилактике и пресечению.
Согласно ст.1 Лесного кодекса РФ, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечения охраны и защиты лесов.
Понятие леса определено ст.5 Лесного кодекса РФ, согласно которой использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются, исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли щ значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой статус.
Несоблюдение требований законодательства приводит к нарушению интересов Российской Федерации, которые заключаются в неисполнении требования о соблюдении всеми без исключения Конституции РФ и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено ст.ст. 4, 15 Конституции РФ.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и, тем самым, неисполнение требований лесного законодательства, приводит к нарушению интересов Российской Федерации, как собственника лесного фонда.
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств дела, характера нарушенных прав неопределенного круга лиц, важности защищаемых отношений, объема необходимых к выполнению работ, принимая во внимание срок исполнения, установленный законом, суд полагает разумным и достаточным в срок в течение одного месяца, с момента вступления решения суда в законную силу, возложить обязанность на Дорофеева Дмитрия Александровича предоставить в территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству отчет об использовании лесов с прилагаемыми к отчету материалами в соответствии с п.4 Приложения № 3 к приказу Минприроды России от 21.08.2017 № 451 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме», по договору купли-продажи лесных насаждений №243-22 от 15.11.2022.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу Дорофеева Дмитрия Александровича (паспорт ***) предоставить в территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству отчет об использовании лесов с прилагаемыми к отчету материалами в соответствии с п.4 Приложения № 3 к приказу Минприроды России от 21.08.2017 № 451 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме», по договору купли-продажи лесных насаждений №243-22 от 15.11.2022.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Ю. Старникова
Мотивированное решение изготовлено 12.05.2023.