Судья Александрова Е.А.                 Дело № 7-329/2023

                            

РЕШЕНИЕ

27 сентября 2023 года                         город Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Храпова А.А. на решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 16 мая 2023 года,

                установил:

постановлением № Т-13 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Курилова А.В. от 24 января 2023 года Акционерное общество «Новосибирское карьероуправление» (далее – АО «Новосибирское карьероуправление» или Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с жалобой в районный суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ.

Решением судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 16 мая 2023 года постановление должностного лица изменено с назначением административного наказания в виде предупреждения.

На указанное постановление и.о. Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Храповым А.А. подан протест, в котором он просит отменить вынесенное решение суда, направить материалы дела на новое рассмотрение.

В обоснование протеста указывает, что положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ распространяются на правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и не могут быть применены к правонарушениям, выявленным при осуществлении прокурорского надзора.

Протест подан в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, препятствий для его рассмотрения не имеется.

Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, заслушав прокурора Вакорина М.О., защитника Ходыкина С.И., прихожу к следующему.

Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов и установлено судьей районного суда, Новосибирской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения АО «Новосибирское карьероуправление» требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

В ходе проверки установлено, что АО «Новосибирское карьероуправление» при осуществлении хозяйственной деятельности эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (). При этом допускается нарушение сроков внесения авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Ежеквартальный авансовый платеж за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по указанному объекту за второй квартал 2022 года в установленный законом срок не внесен.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения АО «Новосибирское карьероуправление» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.

Решением судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 16 мая 2023 года постановление административного органа было изменено. Назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей заменено на предупреждение, в остальной части оставлено без изменения.

Между тем состоявшееся по делу решение законным признать нельзя ввиду нарушения при решении вопроса о замене административного штрафа предупреждением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.Из буквального содержания части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ следует, что наказание в виде административного штрафа может быть заменено на предупреждение только при наличии совокупности приведенных в этой норме условий.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Из системного толкования положений статьи 129 Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 17.02.2015 № 2-П), осуществляемая прокуратурой Российской Федерации функция надзора за исполнением законов является самостоятельной (обособленной) формой реализации контрольной функции государства, в рамках которой обеспечивается – путем своевременного и оперативного реагирования органов прокуратуры на ставшие известными факты нарушения субъектами права законов различной отраслевой принадлежности – неукоснительное соблюдение Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории России, в том числе теми государственными органами, на которые возложены функции ведомственного государственного контроля (надзора).

Учитывая особый правовой статус прокуратуры и ее функции, определяющие обособленность прокуратуры от иных государственных органов, прокурорский надзор выделен в особый вид государственного надзора.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в целях настоящего закона определен как деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Согласно пункта 7 части 3 статьи 1 указанного Федерального закона прокурорский надзор к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится.

Исследуемое правонарушение выявлено Новосибирским межрайонным природоохранным прокурором в ходе проведенной им проверки в соответствии с положениями Закона РФ от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а не в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Изменяя постановление должностного лица, судья не учел данное обстоятельство, а также не учел отсутствие совокупности всех условий для применения наказания в виде предупреждения. Необходимость внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду подтверждает наличие у организации эксплуатируемых объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, что само по себе свидетельствует о наличии потенциальной угрозы состоянию окружающей среды и здоровью людей.

Допущенное судьей нарушение предусмотренных статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правил назначения наказания является существенным, имеет фундаментальный, принципиальный характер, повлияло на исход дела и привело к неправильному его разрешению. Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

При этом следует иметь в виду, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, составляет один год.

Исходя из положений указанных норм, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу и направление дела на новое рассмотрение невозможно.

При таких обстоятельствах, решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 16 мая 2023 года подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

    

            решил:

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 16 ░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░              ░.░. ░░░░░░

7-329/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Истцы
Новосибирская межрегиональная природоохранная прокуратура
Ответчики
АО "Новосибирское карьероуправление"
Другие
Венжина Ольга Валерьевна
Суд
Новосибирский областной суд
Судья
Конева Юлия Александровна
Дело на сайте суда
oblsud--nsk.sudrf.ru
28.07.2023Материалы переданы в производство судье
19.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее