Дело №
УИД 24RS0031-01-2022-000725-45
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2022 года пгт. Курагино Красноярского края
Курагинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Васильевой П.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Березиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к Сильченко Александру Анатольевичу об устранении нарушений требований лесного законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Краевое государственное казенное учреждение «Лесная охрана» (далее по тексту – КГКУ «Лесная охрана») обратилось в суд с исковым заявлением к Сильченко А.А. об устранении нарушения лесного законодательства. Свои требования мотивирует тем, что в результате проверки сообщения о нарушении лесного законодательства, поступившего из КГБУ «Кизирское лесничество», установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. между министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице краевого государственного бюджетного учреждения «Кизирское лесничество» (далее – КГБУ «Кизирское лесничество») и Сильченко А.А. заключен договор купли – продажи лесных насаждений №, согласно которому КГБУ «Кизирское лесничество» передало Сильченко А.А. лесные насаждения площадью 0,16 га, объемом 20,0 куб.м., предназначенные для заготовки древесины в целях отопления жилого дома, жилого помещения в многоквартирном жилом доме, расположенные: <адрес> <адрес>.
Заготовка древесины Сильченко А.А. осуществлялась в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.. По окончании заготовки древесины по вышеназванному договору, в соответствии с пунктом 3 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их поведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», ДД.ММ.ГГГГ лесничим Кошурниковского участкового лесничества КГБУ «Кизирское лесничество» ФИО4 произведен осмотр мест рубок расположенных в <адрес> (далее – лесной участок), в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: загрязнение лесов выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное негативное воздействие на площади 0,16 га, что является нарушением требований пунктов 9, 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
По результатам осмотра составлены: абрис с указанием места нарушения, сообщение о результатах осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГг. № б/н, сообщение о нарушении требований лесного законодательства от ДД.ММ.ГГГГг., в которых зафиксирован факт нарушения лесного законодательства.
Государственным инспектором Томащук Е.П. в отношении Сильченко А.А. составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГг. № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, за что постановлением от ДД.ММ.ГГГГг. № ответчик Сильченко А.А. был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 1500 рублей, который ответчиком оплачен.
Истец просит обязать Сильченко А.А. произвести очистку мест рубок в лесном участке по адресу: <адрес> га в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения по настоящему гражданскому делу.
Представитель истца КГКУ «Лесная охрана», надлежащим образом и своевременно (почтовым уведомлением, полученным ДД.ММ.ГГГГг.) извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Сильченко А.А., надлежащим образом и своевременно (почтовым уведомлением, полученным лично ДД.ММ.ГГГГг.) извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки и их уважительности суд не уведомил, не ходатайствовал об отложении слушания по делу, возражений по иску и доказательств их подтверждающих суду не предоставил.
При указанных обстоятельствах и с согласия истца, суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица КГБУ «Кизирское лесничество» (далее – КГБУ «Кизирское лесничество»), надлежащим образом и своевременно (почтовым уведомлением, полученным ДД.ММ.ГГГГг.) извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки и их уважительности, суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении дела, возражений по иску и доказательств их подтверждающих суду не представил.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положения ч.ч.3,5 ст. 167 ГПК РФ суд полагал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы искового заявления, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно статье 96 ЛК РФ федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.
КГКУ «Лесная охрана» создано для исполнения государственных функций и в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Учредителя в области лесных отношений. Учредителем является Красноярский край, функции и полномочия Учредителя осуществляет Министерство лесного хозяйства Красноярского края, что подтверждается Уставом истца.
Согласно пункту 1.4 Устава КГКУ «Лесная охрана» для достижения целей своей деятельности вправе быть истцом и ответчиком в арбитражном, третейском судах, судах общей юрисдикции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4.1 Устава Учреждение осуществляет предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, в КГКУ «Лесная охрана» из краевого государственного бюджетного учреждения «Кизирское лесничество» поступило сообщение о нарушении лесного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГг. между министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице краевого государственного бюджетного учреждения «Кизирское лесничество» (далее – КГБУ «Кизирское лесничество») и Сильченко А.А. заключен договор купли – продажи лесных насаждений №, согласно которому КГБУ « Кизирское лесничество» передает Сильченко А.А. лесные насаждения площадью 0,16 га, объемом 20,0 куб.м., предназначенные для заготовки древесины в целях отопления жилого дома, жилого помещения в многоквартирном жилом доме, расположенные: <адрес> <адрес>.
Заготовка древесины Сильченко А.А. осуществляется в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг..
По окончании заготовки древесины по вышеназванному договору, в соответствии с пунктом 3 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их поведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», ДД.ММ.ГГГГг. лесничим Кошурниковского участкового лесничества КГБУ «Кизирское лесничество» ФИО4 произведен осмотр мест рубок расположенных в <адрес>, <адрес>, в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: загрязнение лесов выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное негативное воздействие на площади 0,16 га, что является нарушением требований пунктов 9, 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), согласно которому при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
По результатам осмотра составлены: абрис с указанием места нарушения, сообщение о результатах осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, сообщение о нарушении требований лесного законодательства от ДД.ММ.ГГГГг., в которых зафиксирован факт нарушения лесного законодательства.
Ответчиком Сильченко А.А. не оспорены вышеприведенные обстоятельства, доказательств, свидетельствующих об очистке данного лесного участка, суду не представлено.
Согласно пункту 9 Правил пожарной безопасности, запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными, иными отходами и мусором.
Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в лесах устанавливает, что при проведении рубок лесных насаждений, одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно подпункту «в» пункта 15 Договора Сильченко А.А. обязался соблюдать Правила заготовки древесины.
В результате нарушения требований лесного законодательства Сильченко А.А. причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 478, 92 руб., что подтверждается расчетом ущерба за нарушение требований лесного законодательства в области использования лесов и расчетно-технологической картой на 2019 года (далее – РТК).
Государственным инспектором Томащук Е.П. в отношении Сильченко А.А. составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГг. № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГг. № Сильченко А.А. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 1500 рублей, штраф ответчиком оплачен.
Истец, ссылаясь на неисполнения ответчиком обязательств по договору купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГг., требует принудительного возложения обязанности на ответчика по проведению очистки места рубки от порубочных остатков.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права
и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации называет договоры и сделки.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно статье 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, в том числе в результате ее уничтожения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Статья 99 ЛК РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 100 ЛК РФ возмещение вреда, причиненного лесам, и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства осуществляется добровольно или в судебном порядке.
Таким образом, нормы статей 77,78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают полное возмещение вреда.
В соответствии со статьей 1 ЛК РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Согласно статье 5 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Статьей 8 ЛК РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 4 статьи 30 ЛК РФ граждане вправе заготавливать древесину для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 8 Договора очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины следующим образом: сбором порубочных останков в кучи и валы с оставлением на месте для перегнивания в следующие сроки: с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг..
В соответствии с подпунктом «в» пункта 15 Договора Сильченко А.А. обязан соблюдать Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, Правила ухода за лесами, утвержденные приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, утвержденные приказом Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно части 1 статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров.
Согласно части 3 статьи 53 ЛК РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с пунктом 26 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Очистка лесосек является заключительной стадией лесозаготовок и важным лесохозяйственным требованием.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Засорение лесов представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.
Представленным суду в материалах дела актом зафиксировано допущенное ответчиком нарушение, выраженное в захламление порубочными остатками вырубленной лесосеки.
Схемой местоположения захламления мест рубок порубочными остатками зафиксированы результаты замеров, произведенных на местности, направление линий замеров, в масштабе отмечена площадь захламления участка.
Доказательства невозможности соблюдения ответчиком Правил пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в ходе проверки не представлены.
В судебном заседании установлено и ответчиком не доказано об обратном, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены – порубочные остатки не убраны, что влечет нарушение ответчиком надлежащего состояния территории лесосеки, выраженное в виде ее захламления, и не позволяющее проведению работ по лесовосстановительным и иным лесохозяйственным мероприятиям.
При таких обстоятельствах, в нарушение требований вышеприведенных нормативно-правовых актов на лесном участке по адресу: <адрес> <адрес> не выполнена очистка лесосеки от порубочных остатков на площади 0, 16 га и с учетом того обстоятельства, что все права и обязанности по договору купли-продажи лесных насаждений перешли к Сильченко А.А., суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований о возложении на Сильченко А.А. обязанности устранить выявленные нарушения лесного законодательства. При этом учитывая, что захламление лесов порубочными остатками, представляющее собой один из видов загрязнения, способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды применительно к требованиям санитарных и противопожарных правил, что также препятствует созданию условий для восстановления лесного фонда, суд приходит к выводу, что срок, определенный истцом для выполнения работ по очистке места рубки - три месяца со дня вступления решения суда в законную силу - отвечает принципам разумности, является достаточным для осуществления необходимых действий.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, ст. 233 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» удовлетворить.
Возложить обязанность на Сильченко Александра Анатольевича произвести очистку мест рубок в лесном участке по адресу: <адрес> в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения.
Разъяснить Сильченко А.А. его право в семидневный срок, со дня получения копии заочного решения, обратиться в суд с заявлением об отмене этого решения и его пересмотре, с указанием обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, а также обстоятельств и доказательств, которые могут повлиять на содержание решение суда.
Решение может быть также обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы в Курагинский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий П.В. Васильева
Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2022г.
Судья Курагинского районного суда П.В. Васильева