Дело №2-3047/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2023 года гор. Махачкала
Советский районный суд г. Махачкалы в составе: председательствующего - судьи Алимова Р.М., при секретаре судебного заседания Имамаликовой С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации ГОсВД «<адрес>» об обязании включить ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилой площади по <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Представитель истца ФИО4 обратился в суд с иском в интересах ФИО2 к Администрации ГОсВД «<адрес>» об обязании включить ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилой площади по <адрес>, указав в обоснование иска, что истец ФИО2 относился к лицам, оставшимся без попечения родителей. Постановлением главы МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ надо истцом была назначена опека.
ДД.ММ.ГГГГ истцом было написано заявление о включения его в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилой площади.
В 2022 году истцом было вновь написано заявление, где он просил сообщить о результате рассмотрения его заявления о постановке на жилищный учет. Истцу сообщили, что в списках, нуждающихся в жилой площади по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей его нет.
Истцом было написано заявление о включение его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и направлены все документы в администрацию <адрес> в 2018 году, что подтверждается материалами дела, при этом о результате рассмотрения его заявления ему направлено не было. В связи, с чем считает, что администрацией <адрес> были нарушены жилищные права истца, предусмотренные законом.
На основании изложенного, просит суд обязать администрацию ГОсВД «<адрес>» включить ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилой площади по <адрес>.
В судебное заседание представитель истца ФИО4 не явился, просил рассмотреть без его участия.
Представитель ответчика Администрации ГосВД «<адрес>» в судебное заседание не явился, возражений не направил.
Суд, на основании ст.233 ГПК РФ суд рассмотрел дело в порядке заочного производства.
Исследовав письменные доказательства по гражданскому делу, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец в несовершеннолетнем возрасте был лишен родительского попечения.
Судом было установлено, что Постановлением главы МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ над истцом была назначена опека.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 вышеназванного федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 3 ст. 8 названного закона порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок утвержден постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ № в список включаются лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Основания для отказа во включении в указанный список, а также основания исключения из списка установлены в п. 3.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к которым относятся случаи: 1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; 2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; 3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации; 4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; 5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
Таким образом, из изложенного следует, что истец на момент подачи в администрацию <адрес> первоначального заявления 2018 года относился к категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Соответственно, истец имел право рассчитывать на обеспечение жилым помещением в <адрес> в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) Верховный суд РФ указал, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что если лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов, то срок обращения с заявлением о постановке на такой учет считается пропущенным по уважительной причине и подлежит восстановлению судом.
С учетом изложенного суд, оценив указанные выше обстоятельства, приходит к выводу о законности требований истца, поскольку данные обстоятельства свидетельствуют об уважительности причин пропуска истцом срока для реализации им своих жилищных прав.
Также судом установлено, что первоначально истец обратился с заявлением о постановке на учет своевременно.
Таким образом, тот факт, что истец до достижения возраста 23 лет не был поставлен на учет в связи с отсутствием документа, подтверждающего факт утраты родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте, не может быть поставлен в вину истцу и отразиться на его правах, гарантированных законом.
В связи с чем, суд находит заявленные требования ФИО2 к Администрации ГОсВД «<адрес>» об обязании включить ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилой площади по <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 - 237 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 (паспорт серии ФИО6 №) к Администрации ГОсВД «<адрес>» (ИНН ФИО7) об обязании включить ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилой площади по <адрес>– удовлетворить.
Обязать Администрацию ГосВД «<адрес>» включить ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилой площади по <адрес>.
Ответчик вправе подать в Советский районный суд <адрес> РД заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через <адрес> Махачкалы РД в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Советский районный суд <адрес> РД в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Р.М. Алимов
Отпечатано в совещательной комнате.