Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1825/2023 ~ M-1360/2023 от 31.07.2023

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 октября 2023 г. пос. Лежнево

Ивановский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Сперанской Е.А.,

при секретаре судебного заседания Крутовой Т.Е.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Лежневского района Ивановской области Шакирова Р.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОГКОУ Чернцкая школа-интернат о возложении обязанности по устранению нарушений требований градостроительного законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Лежневского района Ивановской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным исковым заявлением к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, ОГКОУ Чернцкая школа-интернат, в котором просит возложить на администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований градостроительного законодательства, а именно мероприятий по обследованию здания ОГКОУ Чернцкая школа-интернат с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп.4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011; возложить на ОГКОУ Чернцкая школа-интернат обязанность в течение шести месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу выполнить обследование здания ОГКОУ Чернцкая школа-интернат с использованием современных средств технической диагностики с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп.4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011.

Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.

Прокуратурой района в соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2021 №744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» проведена проверка исполнения законодательства об образовании, обеспечении безопасности детей в ОГКОУ Чернцкая школа-интернат по адресу: Ивановская область, Лежневский район, с. Чернцы, ул. Санаторная, д.1.

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по обследованию технического состояния здания муниципальной образовательной организации с использованием современных средств технической диагностики.

В нарушение норм закона, эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания образовательного учреждения, его элементов не осуществляется. Обследование с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций вопреки пп.4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011, не проведено, соответствующий договор с уполномоченной организацией не заключен.

Таким образом, бездействие администрации ОГКОУ Чернцкая школа-интернат создает угрозу жизни и здоровью обучающихся в период нахождения в здании образовательного учреждения.

В связи с тем, что не проведение обследования здания угрожает жизни и
здоровью обучающихся в ОГКОУ Чернцкая школа-интернат и ее посетителей, определить круг лиц, подверженных указанной опасности не представляется возможным.

Определением суда от 11.10.2023 производство по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, ОГКОУ Чернцкая школа-интернат о возложении обязанностей по устранению нарушений требований градостроительного законодательства, в части предъявления исковых требований к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, прекращено в связи с отказом истца от иска в данной части.

Уточняя исковые требования, истец просит возложить на ОГКОУ Чернцкая школа-интернат обязанность выполнить обследование здания ОГКОУ Чернцкая школа-интернат по адресу: Ивановская область, Лежневский район, с. Чернцы, ул. Санаторная, д.1, с привлечением специализированной организации в соответствии с пп.4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 в срок до 31.12.2024.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Лежневского района Ивановской области Шакиров Р.Т. поддержал исковые требования с учетом уточнения.

Представитель ответчика ОГКОУ Чернцкая школа-интернат в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ, от директора школы-интерната Теряевой С.Б. поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что ответственным лицом регулярно осуществляется контроль путем проведения ежедневного осмотра за техническим состоянием здания и прилегающей территории, в том числе подготовка к сезонной эксплуатации здания в целом, его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещению. Учреждение регулярно осуществляет техническое обслуживание здания, его элементов и систем. Директор школы-интерната Теряева С.Б. просит в удовлетворении заявленных прокурором Лежневского района Ивановской области требований отказать в полном объеме, рассмотреть данное гражданское дело без своего присутствия.

Представитель третьего лица Департамента управления имуществом Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ, от начальника департамента Рощина С.Ю. поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что с заявленными требованиями Департамент не согласен. Применение технических требований к объектам капитального строительства зависит, в том числе от года ввода в эксплуатацию таких объектов. В иске прокуратуры имеется ссылка на нормы Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». При этом согласно заключительным положениям указанного Федерального закона, требования к заданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессами проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения в частности, к зданиям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ, от представителя Департамента по доверенности Филипповой П.В. поступило ходатайство, в котором Департамент социальной защиты населения Ивановской области просит в удовлетворении исковых требований прокурору Лежневского района Ивановской области отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента.

При указанных обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя ответчика, представителей третьих лиц.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив позицию ответчика и третьих лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.

Согласно ч.2 ст.18 ФЗ РФ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан.

Отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование регламентируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.

На основании ч.1 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В соответствии с ч.1 ст.21, п.2 ч.3 ст.28 ФЗ РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями. Образовательная организация является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством. К компетенции образовательной организации отнесены материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В соответствии с ч.6 и ч.7 ст.28 указанного Федерального закона, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 названного Федерального закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу ч.5 ст.55.24 ГрК РФ, эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (ч.6 ст.55.24 ГрК РФ).

В соответствии с частями 6, 7, 9 ст.55.24, ст.55.25 ГрК РФ, в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.

В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.

Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 №312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее по тексту - Положение). Данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым приложением 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым приложением 3 (для элементов зданий и объектов). Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации (п.2.2).

В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения, контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики (п.3.2).

Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах. Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте (п.3.9 Положения).

Приложением 2 Положения установлена рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).

Пунктами 4.1, 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», который введен в действие приказом Росстандарта от 27.12.2012 №1984-ст, предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в 5 лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих вне благоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.).Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.

Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.

При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта. При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния). При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; стены, колонны, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.

Согласно ст.7 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растенийв результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Согласно ч.1 ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Прокуратурой Лежневского района Ивановской области проведена проверка исполнения законодательства об образовании, обеспечении безопасности детей в деятельности ОГКОУ Чернцкая школа-интернат по адресу: Ивановская область, Лежневский район, с. Чернцы, ул. Санаторная, д.1.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой, были установлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по обследованию технического состояния здания школы-интерната с привлечением специализированной организации.

Доказательств обратного, ответчиком не предоставлено.

26.07.2023 прокуратурой Лежневского района Ивановской области направлен запрос в образовательное учреждение для представления сведений о проведении эксплуатационного контроля за техническим состоянием здания образовательного учреждения, его элементов, о заключении договора с уполномоченной организацией на обследование с использованием современных средств технической диагностики состояния здания, в соответствии с пп. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011.

27.07.2023 и.о. директора ОГКОУ Чернцкая школа-интернат Скорых Н.Е. направила в прокуратуру Лежневского района Ивановской области ответ на вышеуказанный запрос, в котором указала, что договор с уполномоченной организацией на обследование с использованием современных средств технической диагностики состояния здания, в соответствии с пп.4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 - не имеется.

Ответчиком в материалы дела предоставлен Устав ОГКОУ Чернцкая школа-интернат, местонахождение казенного учреждения (юридический, фактический адрес): Ивановская область, Лежневский район, с. Чернцы, ул. Санаторная, д.1.

Согласно п.1.3 Устава, казенное учреждение является некоммерческой организацией, собственником имущества которой является Ивановская область.

Согласно п.1.4 Устава, функции учредителя казенного учреждения от имени Ивановской области осуществляет Департамент социальной защиты населения Ивановской области. Полномочия собственника имущества казенного учреждения от имени Ивановской области осуществляет Департамент управления имуществом Ивановской области.

Согласно п.2.1 Устава, основными целями казенного учреждения являются: создание для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; коррекция дефектов развития умственно - отсталых детей в процессе образовательной и трудовой подготовки, формирования их личности, а также социальная реабилитация, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, труду, интеграции в обществе; обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников.

Согласно п.7.1 Устава, имущество казенного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления распоряжением Департамента.

Согласно п.7.6 Устава, казенное учреждение владеет, пользуется имуществом, принадлежащим ему на праве оперативного управления в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия Департамента.

Согласно п.7.9 Устава, казенное учреждение в отношении имущества, находящегося у него на праве оперативного управления, обеспечивает его бюджетный учет, инвентаризацию, сохранность и несет бремя расходов на его содержание.

Из выписки из ЕГРЮЛ от 17.08.2023 следует, что ОГКОУ Чернцкая школа-интернат присвоен ОГРН 1023701652358.

Согласно выписке из ЕГРН от 17.08.2023, нежилое здание школа-интернат, год завершения строительства 1960, находящееся по адресу: Ивановская область, Лежневский район, с. Чернцы, ул. Санаторная, д.1 находится в оперативном управлении с 13.09.2011 у ОГКОУ Чернцкая школа-интернат.

В соответствии с положениями ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может быть осуществлена, в том числе, и путем понуждения к исполнению обязанностей.

Обязанность по соблюдению требований нормативно-правовых актов по обследованию технического состояния здания ОГКОУ Чернцкая школа-интернат с привлечением специализированной организации входит в компетенцию самого учреждения.

Несоблюдение требований нормативно-правовых актов по обследованию технического состояния здания с привлечением специализированной организации влечет за собой нарушение прав несовершеннолетних обучающихся.

Довод представителя третьего лица - Департамента управления имуществом Ивановской области о том, что к зданиям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», технические требования не применяются, не соответствует действующему законодательству.

ОГКОУ Чернцкая школа-интернат не представлено доказательств надлежащего проведения учреждением технического обследования здания в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 №312, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», положениями которых в их системной взаимосвязи предусмотрено проведение технического обследования здания с привлечением специализированной организации и применением современных средств технической диагностики.

Непроведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания учреждения путем привлечения специализированной организации может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.

При этом круг лиц, которые подвергаются данной опасности, является неопределенным - ученики, учителя, родители, посетители ОГКОУ Чернцкая школа-интернат.

По смыслу положений Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», соответствие значений параметров и других характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования стандартов или на требования специальных технических условий.

Одним из таких стандартов является ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», подлежащий применению в рамках проведения оценки технического состояния эксплуатируемых в течение длительного времени зданий.

Добровольное применение названного ГОСТа не освобождает лиц, обладающих вещными правами в отношении здания, от обязанности проведения технического обслуживания, периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренных положениями ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, необходимость систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики предусмотрена и Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 №312, являющимся обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

Доводы представителей ответчика ОГКОУ Чернцкая школа-интернат о том, что ответственным лицом регулярно осуществляется контроль здания путем проведения ежедневного осмотра за техническим состоянием здания и прилегающей территории, в том числе подготовка к сезонной эксплуатации здания в целом, его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещению; учреждение регулярно осуществляет техническое обслуживание здания, его элементов и систем в подтверждение чего суду предоставлены копии государственных контрактов на проведение отдельных работ, судом не принимаются, поскольку в силу действующего законодательства надлежащее проведение технического обследования состояния эксплуатируемого здания производится с привлечением специализированной организации.

Таким образом, само по себе проведение указанных представителями ответчика осмотров и выполнение учреждением по мере возникновения необходимости работ по текущему ремонту не свидетельствует о надлежащем выполнении учреждением обязанности по проведению обследования технического состояния эксплуатируемого здания с привлечением специализированной организации, располагающей современными средствами технической диагностики в рамках эксплуатационного контроля.

При этом согласно п.3.2 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 №312, контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.

Необходимость организации приемки образовательных учреждений к новому учебному году, текущих и плановых осмотров здания силами самого учреждения на основании принятых локальных актов не освобождают учреждение от исполнения возложенных на него законом обязанностей по техническому обследованию состояния эксплуатируемого здания с привлечением специализированной организации.

В силу ч.1 ст.129 Конституции РФ, п.2 ст.1, п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку отсутствует объективная возможность определить круг лиц в качестве сторон (участников) по настоящему делу у прокурора имеются правовые основания для обращения в суд.

Учитывая установленный факт нарушения требований действующего законодательства, выражающийся в бездействии ОГКОУ Чернцкая школа-интернат по техническому обследованию состояния эксплуатируемого здания с привлечением специализированной организации, что может привести к нарушению прав граждан, у суда имеются основания для удовлетворения исковых требований.

На основании ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если возложенная судом обязанность совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, может быть исполнена только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В силу ст.204 ГПК РФ, при определении срока исполнения решения суда, суд учитывает мнение сторон, конкретные обстоятельства, установленные по данному делу, а также необходимость проведения соответствующих мероприятий, включая выделение финансирования, стадии аукциона, и считает разумным и достаточным испрашиваемый прокурором Лежневского района Ивановской области срок до 31.12.2024.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОГКОУ Чернцкая школа-интернат о возложении обязанности по устранению нарушений требований градостроительного законодательства, удовлетворить.

Обязать ОГКОУ Чернцкая школа-интернат осуществить обследование технического состояния здания учреждения, находящегося по адресу: Ивановская область, Лежневский район, с. Чернцы, ул. Санаторная, д.1, с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Сперанская

Мотивированное решение суда составлено 02.11.2023.

2-1825/2023 ~ M-1360/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Лежневского района
Ответчики
Администрация Лежневского муниципального района Ивановской области
ОГКОУ "Чернцкая специальная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"
Другие
департамент управления имуществом Ивановской области
ДСЗН Ивановской области
Суд
Ивановский районный суд Ивановской области
Судья
Сперанская Елена Алексеевна
Дело на странице суда
ivanovsky--iwn.sudrf.ru
31.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2023Передача материалов судье
07.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2023Судебное заседание
13.09.2023Судебное заседание
26.09.2023Судебное заседание
26.09.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
11.10.2023Судебное заседание
26.10.2023Судебное заседание
02.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее