Судья: Меркулова Т.С. гр. дело № 33-6743/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июня 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Акининой О.А.,
судей Черкуновой Л.В., Желтышевой А.И.,
при секретаре Нугайбековой Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий на решение Кировского районного суда г. Самары от 15 марта 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования Мартиросян А.А. – удовлетворить.
Признать Мартиросян А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения ветераном боевых действий.
Признать за Мартиросян А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на получение удостоверения ветерана боевых действий.
Обязать Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий выдать Мартиросян А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения удостоверение ветерана боевых действий».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Мартиросян А.А. обратился в суд с иском к Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений, Военному комиссариату Кировского и Красноглинского районов г. Самары о выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он в период с 25.05.1997 года по 03.08.1997 года выполнял задачи по защите конституционных прав в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в Республике Таджикистан (войсковая часть полевая почта №), о чем свидетельствуют записи в послужном списке личного дела, выписки из приказов и справки в/ч полевая почта №. Все документы имеются в личном деле и дают истцу право получить удостоверение участника боевых действий. Также имеется архивная справка № от 05.07.2017года, согласно которой в приказе командующего Коллективными миротворческими силами в Республике Таджикистан (войсковая часть полевая почта №) № от 27.05.1997года о прибытии личного состава на аэродром <данные изъяты> в состав № штурмового авиационного полка (в/ч пп №) имеется запись о прибытии в состав № шап на должность с 25.05.1997года старшего лейтенанта Мартиросяна А.А. – начальника командного пункта». В приказе командующего Коллективными миротворческими силами в Республике Таджикистан (в/ч пп №) № от 21.07.1997 года об убытии военнослужащих из личного состава № штурмового авиационного полка имеется запись об убытии с 03.08.1997 года из состава № шап к прежнему месту службы старшего лейтенанта Мартиросяна А.А. – начальника командного пункта – заместителя начальника штаба по боевому управлению».
Однако ответчик в выдаче удостоверения ветерана боевых действий отказал, указывая на то, что факт непосредственного участия истца в боевых действиях не подтвержден.
Ссылаясь на незаконность данного решения, истец Мартиросян А.А. просил суд признать его ветераном боевых действий, признать право на получение удостоверения ветерана боевых действий, обязать Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращения и документов для оформления удостоверений ветерана боевых действий выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Мартиросяна А.А., указывая, что истцом не доказан факт выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Республики Таджикистан, приказы командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, архивных сведений о непосредственном участии истца в боевых действиях, в дело не представлены.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Военного комиссариата Самарской области, Военного комиссариата Кировского и Красноглинского районов г. Самары – Колесникова Г.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Истец Мартиросян А.А. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснил, что непосредственно в боевых действиях не участвовал, исполнял свои обязанности по управлению экипажем в воздухе. Считает, что все время, которое он находился на охраняемой территории в Таджикистане и есть участие в боевых действиях.
Представитель ответчика не явился, извещен.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене, при этом исходит из следующего.
Представленной истцом справкой № от 25.07.1997 года Начальника Штаба войсковой части п.п. №, подтверждается, что истец с 25.05.1997 года по 28.07.1997года находился в составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан, выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта.
Выпиской из приказа командира войсковой части полевая почта № № от 26.05.1997года подтверждается факт зачисления Мартиросяна А.А. в списки личного состава, на все виды довольствия, а также назначения ст.лейтенанта Мартиросяна А.А. на должность начальника КП – заместителя начальника штаба по боевому управлению с 25.05.1997 года.
Из выписки из приказа командира войсковой части полевая почта № № от 26.07.1997года следует об откомандировании истца к прежнему месту службы, освобождении от занимаемой должности, исключении из списков личного состава части и всех видов довольствия с 28.07.1997 года.
Кроме того, в послужном списке Мартиросяна А.А. имеется запись о его нахождении в составе коллективных миротворческих сил с 25.05.1997года по 03.08.1997года в Республике Таджикистан, выполнении задач в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта и праве на зачет выслуги лет один месяц за три месяца военной службы.
Из архивной справки № от 05.07.2017года усматривается, что в приказе командующего Коллективными миротворческими силами в Республике Таджикистан (войсковая часть полевая почта №, далее в/ч пп №) № от 27.05.1997года о прибытии личного состава на аэродром <данные изъяты> в состав № штурмового авиационного полка (в/ч пп №) значится с 25.05.1997года старший лейтенант Мартиросян А.А. – начальник командного пункта.
В приказе командующего Коллективными миротворческими силами в Республике Таджикистан (в/ч пп №) № от 21.07.1997года об убытии военнослужащих из личного состава № штурмового авиационного полка значится убывшим с 03.08.1997 года из состава № шап к прежнему месту службы старший лейтенант Мартиросян А.А. – начальник командного пункта – заместитель начальника штаба по боевому управлению.
21.02.2108 г. Мартиросян А.А. обратился в Военный комиссариат Кировского и Красноглинского районов г. Самара с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
Протоколом Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 25.04.2018 г. № истцу отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, так как не предоставлены выписки из приказов о выполнении задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал. Рекомендовано предоставить данные документы.
Данный отказ истец считает незаконным, в связи с чем обратился в суд с указанными выше требованиями.
Суд, разрешая спор, сослался на приведенные ранее документы, пришел к выводу о том, что Мартиросян А.А. имеет право на получение статуса ветерана боевых действий, а, следовательно, подлежат удовлетворению его требования о возложении на Комиссию Центрального военного округа обязанности выдать истцу удостоверение «ветерана боевых действий», в связи с прохождением им военной службы в составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан, выполнением задач в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта с 25.05.1997года по 03.08.1997года, поскольку факт прохождения Мартиросяна А.А. в вышеуказанный период военной службы в составе коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта достоверно установлен.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 года "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относят:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;
3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;
5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;
6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам;
7) лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации содержится в Приложении к Федеральному закону N 5-ФЗ от 12.01.1995 года "О ветеранах", в Разделе III которого указаны выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 г. N 595 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, согласно п. 8 которого, вместе с заявлением (рапортом) о выдаче соответствующего удостоверения лица, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", за исключением лиц, указанных в абзацах с третьего по шестой указанного пункта, представляют также подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно:
для лиц, выполнявших задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие участие заявителя в выполнении указанных задач, или документы, подтверждающие участие заявителя в боевых действиях, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал; для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (при отсутствии документов, указанных в настоящем абзаце), - военные билеты, содержащие записи соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп о выполнении указанных задач.
В соответствии с требованиями Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 N 69, решение о выдаче военнослужащему удостоверения принимается при наличии документов, подтверждающих фактическое участие в боевых действиях. К ним относятся: военные билеты, личные дела, справки о ранении, выписки из приказов о зачислении в списки соответствующей воинской части, наградные материалы, справки архивных учреждений, летные книжки и другие документы.
Из положений приведенных выше норм следует, что для получения статуса ветерана боевых действий военнослужащим, уволенным в запас, обслуживавшим воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, необходимо подтвердить как факт направления и нахождения на территории других государств в период ведения там боевых действий, так и факт участия в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.
Однако представленные истцом справки и приказы подтверждают лишь факт нахождения истца в определенный период времени на территории другого государства в период проведения там боевых действий и выполнения задач при несении военной службы. Однако, вопреки доводам Мартиросяна А.А. и выводам суда первой инстанции, указанные документы не свидетельствуют о непосредственном участии истца в боевых действиях и не могут явиться основанием для признания его ветераном боевых действий.
Иных документов, подтверждающих участие истца в боевых действиях, или реализованный наградной материал суду представлены не были. Данных о том, что иные архивные документы, которые могли бы содержать сведения об участии истца в боевых действиях, по каким-либо причинам не сохранены или утрачены, также не имеется.
С учетом изложенного предусмотренных законом оснований для признания истца ветераном боевых действий у суда первой инстанции не имелось, а отказ ответчика в выдаче истцу соответствующего удостоверения соответствует закону.
Не могут быть приняты во внимание и ссылки Мартиросяна А.А. на предоставление ему льгот (зачет выслуги лет в льготном исчислении, оплата жилья, предоставление земельного участка) в соответствии с Федеральным законом от 21.01.1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службы на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".
Указанный закон устанавливает социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, проходивших военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, то есть положения данного закона применяются для иных целей, не связанных с отнесением лица к ветерану боевых действий.
Из положений указанного закона, а также иных нормативных актов, регулирующих условия и порядок предоставления льгот и компенсаций, следует, что они предоставляются лицам, проходившим военную службу на указанных территориях, в том числе и Республике Таджикистан, и выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах безотносительно того, участвовали ли эти лица непосредственно в боевых действиях или нет.
Таким образом, прохождение службы на территории Республики Таджикистан, а равно и выполнение определенных задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженного конфликта возможно и без непосредственного участия в боевых действиях.
Следовательно, то обстоятельство, что истец является получателем соответствующих льгот и компенсаций в соответствии с приведенным Федеральным законом не подтверждает факт его непосредственного участия в боевых действиях и не является основанием для приобретения им статуса ветерана боевых действий.
При таком положении решение суда подлежит отмене, поскольку постановлено с нарушением норм материального закона. В удовлетворении исковых требований Мартиросяну А.А следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Самары от 15 марта 2019 года отменить, постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Мартиросяна А.А. о признании ветераном боевых действий, права на получение удостоверения ветерана боевых действий, обязании выдать соответствующее удостоверение – отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: