Дело №2-708/2022
УИД 42RS0014-01-2022-000799-80
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Город Мыски 15 июня 2022 года
Мысковский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего судьи Дементьева В.Г.,
при секретаре судебного заседания Бычковой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гришиной Т. С., Гришина Н. В. к Гришиной С. В. о снятии обременения в виде залога в силу закона и погашения регистрационной записи об ипотеке,
УСТАНОВИЛ:
Гришина Т.С. и Гришин Н.В. обратились в суд с иском к ответчице Гришиной С.В. о снятии обременения в виде ипотеки в силу закона и погашении регистрационной записи об ипотеки, согласно которого просит снять обременение в виде ипотеки в силу закона с квартиры с кадастровым номером № общей площадью 43,9 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, и погасить регистрационную запись № от 20.06.2014 года об ипотеке в силу закона на квартиру, с кадастровым номером № общей площадью 43,9 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что Гришиной Т.С., ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Гришину Н.В. на праве общей долевой собственности принадлежат по 3/16 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 16 июня 2014 года.
Кроме того, Гришину Н.В. принадлежит 1/4 доли в праве обшей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на основании Договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 18 ноября 1992 года.
За Гришиной Т.С., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. надлежащим образом зарегистрировано по 3/16 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, а за Гришиным Н.В. - 7/16 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 20 июня 2014 года и от 04 июля 2014 года.
Ранее Гришина Т.С. и Гришин Н.В. состояли в зарегистрированном браке, который прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка № Мысковского городского судебного района Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ.
До момента расторжения брака истцы Гришина Т.С. и Гришин Н.В. вместе со своими детьми ФИО3 и ФИО4 проживали в квартире, расположенной по вышеуказанному адресу.
В настоящее время возникла необходимость распоряжения квартирой после расторжения брака.
Однако, после получения выписки из ЕГРН на квартиру от 19 января 2022 года, установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 43,9 кв.м. с кадастровым номером №, имеет ограничение - ипотека в силу закона, срок на который установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости - до 30.08.2014 г.
Лица, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости - ФИО1 и Гришина С. В..
Основанием государственной регистрации права является Договор купли-продажи от 16 июня 2014 года, номер государственной регистрации № от 20.06.2014 г.
Ограничение прав и обременение объекта недвижимости зарегистрировано 20 июня 2014 г. за№.
ФИО1 и Гришина С. В., в пользу которых установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости - квартиры, являлись продавцами по Договору купли-продажи квартиры от 16 июня 2014 года.
Согласно п. 3 Договора купли-продажи квартиры от 16 июня 2014 г., стороны достигли соглашения и определили цену за отчуждаемую квартиру в размере 1000000 (один миллион) рублей. Деньги в сумме 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей покупатель уплачивает до подписания договора купли-продажи, деньги в сумме 950 ООО (девятьсот пятьдесят тысяч) рублей будут переданы покупателем продавцу в срок до 30.08.2014 года.
С ФИО1 и Гришиной С.В. они полностью рассчитались за квартиру, что подтверждается распиской от 16 июля 2014 г., согласно которой ФИО1 и Гришина С.В. получили деньги в сумме 1000000 (один миллион) рублей за продажу 3/4 долей квартиры, расположенной по адресу: <адрес> от Гришиной Т.С. и Гришина Н.В., расчет произведен полностью, указанная расписка подписана всеми сторонами договора купли-продажи от 16 июня 2014 года.
Ранее об указанных ограничениях им ничего не было известно, поскольку они рассчитались за квартиру полностью.
ДД.ММ.ГГГГ продавец квартиры ФИО1 умерла.
Наследниками первой очереди по закону после смерти ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, являются дети умершей: Гришина С.В. и Гришин Н.В.
Никто из наследников первой очереди по закону после смерти ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, наследство не принимал и с заявлением на принятие наследства не обращался, в связи с отсутствием наследственного имущества.
Они проживали и были зарегистрированы по месту жительства в квартире с момента ее приобретения, с момента приобретения квартиры несут и расходы по ее содержанию.
С момента заключения договора купли-продажи от 16 июня 2014 года прошло более 7 лет и они не знали о том, что в отношении квартиры имеются обременения, поскольку условия договора купли-продажи квартиры о передаче денежных средств ими были исполнены надлежащим образом, деньги за квартиру переданы, а им в свою очередь передана квартира.
Истцы Гришина Т.С. и Гришин Н.В. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем Гришин Н.В. указал в исковом заявлении (л.д.5), а Гришина Т.С. представила в суд письменное заявление (л.д. 39).
Ответчица Гришина С.В. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, относительно удовлетворения заявленных требований не возражала, о чем представила в суд письменное заявление (л.д. 37). Кроме того, подтвердила, что за квартиру, расположенную по адресу: кемеровская область, <адрес>, вместе с матерью ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, получила от Гришиной Т.С. и Гришина Н.В. 1000000 рублей. Наследство после смерти матери ни она, ни ее брат Гришин Н.В. не принимали, с заявлением о принятии наследства не обращались в связи с отсутствием наследственного имущества.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, хотя о дате и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом (л.д.35).
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В п. 53 данного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ указано, что ответчиком по иску, направленному на оспаривание обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны. Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В соответствии со п. 1 ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 352 ГК РФ прекращение основного обязательства влечет собой прекращение залога в качестве способа обеспечения исполнения обязательств.
На основании п. 2 ст. 352 ГК РФ о прекращении ипотеки должна быть сделана отметка в реестре, в котором зарегистрирован договор об ипотеке.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 16.07.1998 г. №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» - (с последующими изменениями), если иное не предусмотрено федеральным законом, регистрационная запись об ипотеке погашается в течение трех рабочих дней с момента поступления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления владельца закладной, совместного заявления залогодателя и залогодержателя, заявления залогодателя с одновременным представлением закладной, содержащей отметку владельца закладной об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства в полном объеме, либо решения суда, арбитражного суда или третейского суда о прекращении ипотеки.
В силу п. 4 ст. 29 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с последующими изменениями) регистрационная запись об ипотеке погашается по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 16 июля 1998 года №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Погашение регистрационной записи об ипотеке и совершение в реестре отметки о прекращении ипотеки не являются действиями, признаваемыми государственной регистрацией прав.
Судом установлено, что на основании дубликата договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 18.11.1992 года (л.д. 33) ФИО2, ФИО1, Гришиной С. В., Гришину Н. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на праве общей долевой собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Согласно договора купли-продажи от 16.06.2014 года (л.д. 28) Гришин Н. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Гришина Т. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, именуемые «Покупатель» приобрели у Гришиной С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, именуемые «Продавец», в долевую собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 43,9 кв.м., о чем 20.06.2014 года произведена государственная регистрация сделки № и выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности (л.д. 29,30,31), что подтверждается записями в Договоре купли-продажи.
Согласно п. 1 договора купли-продажи от 16.06.2014 года «Продавец» продал, а «Покупатель» приобрел в долевую собственность 3/4 доли в квартире, на имя Гришина Н. В. – 3/16 доли, на имя Гришиной Т. С. -3/16, на имя ФИО3 – 3/16, на имя ФИО4 -3/16 доли, в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Квартира состоит из двух комнат, общей площадью 43,9 кв.м., расположена на пятом этаже пятиэтажного дома.
Согласно п. 2 договора купли-продажи от 16.06.2014 года отчуждаема квартира принадлежит «Продавцу» на праве собственности на основании дубликата договора на передачу и продажу квартиры (домов) в собственность граждан от 18.11.1992 года, удостоверенного нотариусом Мысковской государственной нотариальной конторы Кемеровской области ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ, реестровый №, Свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Мысковского нотариального округа Кемеровской области ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в реестре за номером №.
Согласно п. 3 договора купли-продажи от 16.06.2014 года, квартира продана «Продавцом» «Покупателю» за 1000000 (один миллион) рублей, которые «Покупатель» уплачивает «Продавцу» следующим образом: 50000 (пятьдесят тысяч) рублей уплачены до подписания договора, оставшаяся сумма в размере 950000 (девятьсот пятьдесят тысяч) рублей должна быть уплачена в срок не позднее 30.08.2014 года.
В соответствии с п. 4 договора купли-продажи от 16.06.2014 года Стороны определили, что квартира с момента передачи ее «Покупателю» и до момента полной оплаты будет находиться в залоге у «Продавца».
Из свидетельства о расторжении брака (л.д. 17) следует, что брак между Гришиным Н. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Гришиной Т. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка № Мысковского городского судебного района Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись о расторжении брака №.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 21-27) собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, значатся: Гришина Т. С. - общая долевая собственность 3/16; ФИО4 – общая долевая собственность 3/16; Гришин Н. В.- общая долевая собственность 3/16, ФИО3 -общая долевая собственность 3/16 на основании договора купли-продажи от 16.06.2014 года, дата государственной регистрации 20.06.2014 года, номер государственной регистрации: №; Гришин Н. В. – общая долевая собственность 1/4 дата государственной регистрации 22.05.2014 года, номер государственной регистрации: №. Кроме того, в отношении указанного жилого помещения установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости – ипотека в силу закона, срок действия до 30.08.2014 года. Лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости - ФИО1 и Гришина С. В..
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д. 20).
Из содержания искового заявления, а также заявления ответчицы Гришиной С.В. следует, что наследство после смерти матери ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, ни она, ни ее брат Гришин Н.В.(истец по делу) не принимали, с заявлением о принятии наследства не обращались по причине отсутствия наследственного имущества.
Как следует из представленной в суд расписки от 16 июля 2014 года (л.д. 36), обязательство по уплате ФИО1, Гришиной С. В., в пользу которых зарегистрирована запись об обременении, денежных средств в размере 1000000 рублей по договору купли-продажи от 16.06.2014 года Гришина Т. С. и Гришин Н. В. выполнили в полном объеме. Однако «Покупатель» и «Продавец» не обращались в регистрирующий орган с заявлением о снятии обременения.
На основании исследованных в судебном заседании письменных доказательств суд считает установленным и доказанным, что при покупке Гришиной Т.С. и Гришиным Н.В. квартиры у «Продавца» ФИО1 и Гришиной С.В. в целях обеспечения исполнения истцами обязательства по передаче продавцу полной стоимости квартиры при регистрации их прав собственности на квартиру, на это право было наложено обременение в виде ипотеки (залога) в силу закона. Однако своё обязательство по передаче полной стоимости квартиры «Продавцу» ФИО1 и Гришиной С.В. истцы Гришина Т.С. и Гришин Н.В. полностью исполнили, а потому в настоящее время основания для наложения обременения в виде ипотеки в силу закона на права истцов Гришиной Т.С. и Гришина Н.В., на спорную квартиру полностью отпали, в связи с чем, исковые требования следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ 43,9 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ 20.06.2014 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ 43,9 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 15.06.2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░