Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1660/2023 ~ М-811/2023 от 10.02.2023

УИД 51RS0001-01-2023-000898-69

Дело №2-1660/2023

Принято в окончательной форме 11 апреля 2023 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04 апреля 2023 года                   город Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Каневой М.В.,

при помощнике судьи Сержантовой А.Е.,

с участием представителя истца Сухининой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного областного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» к Тройтака О.А. о взыскании сумм адресной государственной социальной помощи,

установил:

ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» обратилось в суд с иском к Тройтака О.А. о взыскании сумм адресной государственной социальной помощи.

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком был заключен социальный контракт по реализации программы социальной адаптации в целях стимулирования активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации и выхода на самообеспечение.

Социальный контракт действовал по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании социального контракта Тройтака О.А. назначена адресная государственная помощь на период с января 2022 года по июнь 2022 года в сумме <данные изъяты>, по <данные изъяты> в месяц.

В соответствии с условиями социального контракта и программы социальной адаптации, ответчик ежемесячно должна была приобретать из средств адресной государственной социальной помощи продукты питания и оплачивать жилищно-коммунальные услуги, а также отчитываться перед учреждением о целевом расходовании денежных средств.

Денежные средства ежемесячно перечислялись ответчику, ответчик в период с января 2022 по май 2022 исполняла мероприятия программы социальной адаптации, отчитывалась перед учреждением о целевом расходовании денежных средств, однако в июне 2022 года отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации и целевом расходовании денежных средств, не представила, тем самым не выполнив условия социального контракта.

В связи с невыполнением условий социального контракта и мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, социальный контракт считается прекращенным в одностороннем порядке. Данное основание прекращения является неуважительным.

Ответчик неоднократно уведомлялась о необходимости предоставить отчет за последний месяц, ей разъяснены последствия нарушения контракта, она приглашалась в учреждение для урегулирования вопроса.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлена претензия с требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ возместить незаконно полученные денежные средства, выделенные в рамках социального контракта.

До настоящего времени денежные средства на счет учреждения не поступили.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства, просит взыскать с ответчика в пользу ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» необоснованно полученные денежные средства в сумме 82 200 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 666 рублей.

Представитель истца Сухинина О.В. в судебном заседании настаивала на исковых требованиях в полном объеме.

Ответчик Тройтака О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, мнения по иску не представила, об уважительности причин неявки суду не сообщила.

При указанных обстоятельствах, в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, а также определен порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 1 ФЗ «О государственной социальной помощи», социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации; программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

Согласно пункту 1 статьи 5 ФЗ «О государственной социальной помощи», органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Статьей 7 ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что получателями государственной социальной помощи могут быть, в том числе, малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане.

Согласно пункту 1 статьи 8.1 ФЗ «О государственной социальной помощи», государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия (п.3 ст.8.1 ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Размер государственной социальной помощи, оказываемой в соответствии с настоящей главой, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.11 ФЗ «О государственной социальной помощи»).

В силу пункта 2.1 статьи 10 ФЗ «О государственной социальной помощи», орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в Законе Мурманской области от 23.12.2004 N 549-01-ЗМО "О государственной социальной помощи в Мурманской области", в соответствии с которым разработан Порядок назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденный Постановлением Правительства Мурманской области от 24.02.2021 №102-ПП.

Порядок назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Порядок) определяет условия, порядок и размер адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта и мониторинг ее предоставления.

Согласно пункту 1.4 Порядка, социальный контракт представляет собой письменное соглашение, заключаемое между гражданином и государственным областным учреждением социальной поддержки населения по месту жительства или месту пребывания гражданина, подведомственным Министерству труда и социального развития Мурманской области, в соответствии с которым учреждение обязуется оказать гражданину адресную помощь, а гражданин обязуется реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации - разработанные учреждением совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, а также виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

Обязательными для включения в программу социальной адаптации являются мероприятия: по поиску работы; по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; по ведению личного подсобного хозяйства; по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на удовлетворение текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и в услугах дошкольного и школьного образования (п.1.5 Порядка).

В соответствии с пунктом 6.4. Порядка, социальное пособие, полученное гражданами, заключившими социальный контракт, должно быть использовано исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязанностей по социальному контракту.

Согласно пункту 6.5. Порядка, социальный контракт прекращается, в том числе, в случае нецелевого использования социального пособия, непредставления гражданином отчетных сведений о целевом использовании пособия либо представление их с нарушением сроков (п.п.6 Порядка); невыполнения гражданином условий социального контракта и (или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации (п.п. 7 Порядка).

В случае прекращения социального контракта по неуважительным основаниям, указанным в подпунктах 5 - 9 пункта 6.5 Порядка, суммы выплаченной адресной помощи возмещаются заявителем в добровольном порядке. В случае отказа заявителя от добровольного возврата полученных сумм они взыскиваются с заявителя в судебном порядке.

В судебном заседании установлено, что на основании личного заявления Тройтака О.А. от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов, Комиссией по социальной поддержке населения ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» ДД.ММ.ГГГГ принято решение о заключении с ответчиком социального контракта на период с января 2022 года по июнь 2022 года, назначении адресной государственной социальной помощи.

Согласно пункту 2.1 Социального контракта, действия обеих сторон в рамках социального контракта направлены на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.

В соответствии с п.4.2 Социального контракта, заявитель обязан, в том числе, выполнять программу социальной адаптации в полном объеме; ежемесячно представлять куратору документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации.

Пунктом 5.2 Программы социальной адаптации установлено, что Тройтака О.А. обязана до 25 числа каждого месяца (исключение до ДД.ММ.ГГГГ) предоставлять отчет о целевом расходовании ежемесячных средств в сумме ДД.ММ.ГГГГ на оплату ЖКУ и приобретение продуктов питания.С условиями заключения социального контракта Тройтака О.А. ознакомлена, о чем свидетельствует ее собственноручная подпись.

Денежные средства в размере ДД.ММ.ГГГГ перечислялись ответчику ежемесячно в период с января 2022 года по июнь 2022 года, что подтверждено документально. За весь период действия социального контракта ответчику перечислено ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик Тройтака О.А. принятые на себя обязательства по предоставлению отчетов о целевом расходовании денежных средств в период с января 2022 года по май 2022 года исполняла надлежащим образом, предоставляя чеки на приобретение продуктов питания и квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения гражданского дела.

Вместе с тем, отчет о целевом расходовании денежных средств за июнь 2022 года ответчик в нарушение условий социального контракта и программы социальной адаптации не представила.

Требование ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» о предоставлении отчета за июнь 2022 года не исполнила.

В связи с неисполнением условий социального контракта и программы социальной адаптации, а именно невыполнением обязательства в части предоставления отчета о целевом расходовании денежных средств за июнь 2022 года на сумму 13 700 рублей ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» принято решение о прекращении социального контракта в одностороннем порядке.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик была уведомлена о прекращении социального контракта, обязанности возвратить денежные средства в сумме 82 200 рублей.

Требование истца ответчиком не исполнено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. №10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Как следует из пункта 1.2 Социального контракта, заключенного между истцом и ответчиком, сотрудничество между Учреждением и Заявителем по реализации программы социальной адаптации, которая прилагается к социальному контракту, в целях стимулирования активных действий Заявителя по преодолению трудной жизненной ситуации и выхода на самообеспечение.

На момент заключения контракта Тройтака О.А. не работала, имела двоих несовершеннолетних детей, совершеннолетнего ребенка-инвалида 1 группы, бессрочно, получала пенсию по инвалидности и детское пособие, иных источников дохода не имела.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ежемесячная адресная помощь, выплачиваемая истцом ответчику в рамках социального контракта на приобретение продуктов питания, оплату жилищно-коммунальных услуг, являлось для Тройтака О.А. необходимым источником дохода.

При этом такое пособие предназначено обеспечить гражданину надлежащий уровень жизни и необходимый достаток на период действия контракта, в связи с чем, по своей правовой природе относится к средствам существования гражданина.

Следовательно, к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленной имеющему право на получение мер социальной поддержки гражданину социальной выплаты, подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, в данном случае выплаты в рамках социального контракта, без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося ежемесячной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы подлежат взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.

По данному делу юридически значимым, с учетом исковых требований ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» и регулирующих спорные отношения норм материального права, является установление недобросовестности в действиях Тройтака О.А. при получении денежных выплат в период действия контракта с января 2022 года по июнь 2022 года.

Из представленных в материалы дела документов следует, что в период с января 2022 года по май 2022 года Тройтака О.А. своевременно предоставляла документы, подтверждающие целевое расходование денежной выплаты.

Таким образом, суд находит установленным тот факт, что получив адресную помощь за период с января 2022 года по май 2022 года, отчитавшись за нее перед Учреждением, предоставив подтверждающие документы, Тройтака О.А. исполнила условия социального контракта и программы социальной адаптации в полном объеме.

Какой-либо недобросовестности со стороны ответчика в указанный период судом не установлено, доказательств обратного истцом не представлено.

При указанных обстоятельствах, оснований для взыскания с ответчика денежных средств за указанный период в сумме ДД.ММ.ГГГГ, у суда не имеется.

Между тем, в июне 2022 года Тройтака О.А. перечислена адресная помощь в размере 13 700 рублей. Отчет о расходовании денежных средств в июне 2022 года ответчиком истцу не представлен, доказательств обратного суд не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что действия Тройтака О.А., связанные с неисполнением ею условий социального контракта, а именно обязанности по предоставлению сведений о целевом расходовании денежных средств, повлекли за собой необоснованное получение ею мер социальной поддержки за июнь 2022 года, что нельзя признать правомерными и свидетельствует о недобросовестности ответчика.

Доказательства возникшего на стороне ответчика неосновательного обогащения за июнь 2022 года истцом представлены, ответчиком не опровергнуты.

Таким образом, оценивая представленные доказательства в совокупности с обстоятельствами дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в части взыскания необоснованно полученных денежных средств за июнь 2022 года в размере 13 700 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В силу статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относятся расходы по уплате государственной пошлины.

Истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в размере 2 666 рублей, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание, что требования истца удовлетворены частично, на сумму 13 700 рублей, что составляет 16,7 %, от суммы иска в размере 82 200 рублей, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 455 рублей 22 копейки, из расчета 2 666 рублей * 16,7%.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░░░ 5190908735, ░░░░ 1095190010651) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 13 700 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 455 ░░░░░░ 22 ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░

2-1660/2023 ~ М-811/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ГОКУ "ЦСПН г.Мурманска"
Ответчики
Тройтака Ольга Александровна
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Судья
Канева Мария Владимировна
Дело на сайте суда
okt--mrm.sudrf.ru
10.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2023Передача материалов судье
14.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2023Судебное заседание
04.04.2023Судебное заседание
11.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее