Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-449/2021 ~ М-98/2021 от 28.01.2021

Дело № 2 – 449/2021

11RS0004-01-2021-000260-76

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Литвиненко С.К.,

при секретаре Макаровой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре 11 марта 2021 года дело по иску Печорского межрайонного прокурора в интересах Меньшикова О.В. к Министерству внутренних дел по Республике Коми о восстановлении пенсионных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Печорский межрайонный прокурор обратился с иском в суд в интересах Меньшикова О.В. к Министерству внутренних дел по Республике Коми о восстановлении пенсионных прав. В обоснование иска указав, что в Печорскую межрайонную прокуратуру на личном приеме обратился Меньшиков О.В. с заявлением по факту прекращения выплаты пенсии за выслугу лет по линии МВД России с применением районного коэффициента 1,3 по г.Печоре РК. В ходе проверки установлено, что Меньшиков О.В. является получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД России с 10.09.2002г. с календарной выслугой 12 лет 2 месяца 5 дней.

Согласно письму МВД по РК от 14.12.2020г. №... Меньшикову О.В. с 01.12.2020г. прекращена выплата пенсии с учетом районного коэффициента 1,3 в связи с тем, что он не имеет постоянной регистрации на территории г.Печора, а имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: **********.

Указанное обстоятельство, по мнению МВД по РК, является препятствием для получения пенсионной льготы, закрепленной ст.48 Закона № 4468-1.

Истец полагает, что реализация права на выплату пенсии с применением районного коэффициента 1,3 не может быть поставлена в зависимость от регистрации по месту жительства или по месту пребывания пенсионера.

Местом проживания Меньшикова О.В. является г.Печора, данное обстоятельство подтверждается справкой о составе семьи, свидетельством о регистрации по месту пребывания от 15.08.2013г. № 814, информации Аптеки № 116 г.Печора о получении лекарственных препаратов, объяснениями матери истца и соседей.

Истец просит суд признать право Меньшикова О.В. на выплату пенсии за выслугу лет по линии МВД России с учетом районного коэффициента 1,3; обязать МВД по РК возобновить выплату пенсии Меньшикову О.В. с учетом районного коэффициента 1,3 с 01.12.2020 года; обязать МВД по РК произвести перерасчет пенсии Меньшикова О.В. с учетом районного коэффициента 1,3 с 01.12.2020 года.

В судебном заседании помощник Печорского межрайонного прокурора Сизов С.В. и истец Меньшиков О.В. на исковых требованиях настаивали, доводы, изложенные в иске, подержали в полном объеме.

Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.51). Представили в суд отзыв по существу иска, в котором требования не признают (л.д.42-44).

Заслушав объяснения помощника Печорского межрайонного прокурора Сизова С.В., истца Меньшикова О.В., допросив свидетелей Л.., М. исследовав материалы дела, обозрев медицинскую карту ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» Поликлиника № 1 Меньшикова О.В., суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 1 ГК РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (часть 1 статьи 1; статья 7; часть 1 статьи 37), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).

Федеральный законодатель, реализуя соответствующие дискреционные полномочия и закрепляя в федеральном законе виды и правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, вправе определять как общие правила пенсионного обеспечения, так и его особенности применительно к отдельным категориям граждан. Вместе с тем при осуществлении указанного правового регулирования он связан требованиями Конституции Российской Федерации, устанавливающей в том числе, что все равны перед законом и судом, а государство обязано гарантировать каждому равенство прав и свобод независимо от места жительства (статья 19, части 1 и 2) и что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только соразмерно конституционно значимым целям (статья 55, часть 3).

Пенсионное обеспечение граждан, проходивших службу в органах внутренних дел, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее- Закон).

Статья 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" определяет общий порядок выплаты пенсий, предусмотренных данным Законом.

Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество "Сбербанк России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи (ст.56 Закона).

В соответствии с ч.1 ст.48 Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.49 Закона).

В судебном заседании установлено, что Меньшиков О.В. является получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД России с 10.09.2002г. с календарной выслугой лет 12 лет 2 месяца 5 дней.

Как следует из письма МВД по РК от 14.12.2020г. №... Меньшикову О.В. с 01.12.2020г. приостановлена выплата пенсии с учетом районного коэффициента 1,3 в связи с тем, что он не имеет регистрации на территории г.Печора, а имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: ********** (л.д.7-9).

Исковые требования о признании права Меньшикова О.В. на выплату пенсии за выслугу лет по линии МВД России с учетом районного коэффициента 1,3 суд находит обоснованным и подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011г. № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия» установлены размеры коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, согласно приложению.

Город Печора Республики Коми относится к району, в которых применяется коэффициент 1,3.

В силу ст.3 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011г. № 1237 Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", указано на необходимость применять с 1 января 2012 г. коэффициенты, установленные настоящим постановлением, при выплате указанным лицам пенсий в случаях, установленных статьей 48 этого Закона.

Таким образом, к пенсии истца применялся коэффициент 1,3 в соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ.

Доводы ответчика о том, что истец при наличии регистрации по месту пребывания в г. Печоре и, не имея постоянной регистрации по г. Печоре, не имеет права на получение районного коэффициента к пенсии в размере 1,3, так как его выслуга в районах Крайнего Севера менее 15 лет, судом отклоняются в силу следующей аргументации.

Согласно ч.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода выбора места жительства провозглашена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N 4), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Принятый для обеспечения осуществления данного права Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях создания необходимых условий для реализации гражданами прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом возложил на граждан Российской Федерации обязанность регистрироваться по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации в органах регистрационного учета.

Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О и др.).

Соответственно, невыполнение гражданином Российской Федерации обязанности зарегистрироваться по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации в органах регистрационного учета не может служить основанием ограничения или условием реализации его конституционного права на социальное обеспечение, в том числе в процессе выплаты уже назначенной ему пенсии.

Как установлено в ст.1 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

В соответствии со ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания;

Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина (ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1).

Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.06.2011 N 11-П "По делу о проверке конституционности статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина В.Т. Казанцева" по буквальному смыслу положений статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и по смыслу, придаваемому им органами, осуществляющими пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, а также судами общей юрисдикции (что подтверждается и правоприменительными решениями, в том числе судебными, принятыми по делу гражданина В.Т. Казанцева), выплата предусмотренных данным Законом пенсий допускается лишь при наличии у пенсионера документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, и, как следствие, исключается выплата пенсии по месту фактического проживания лицам, не имеющим регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации.

Анализируя вышеуказанные правовые нормы, суд приходит к выводу, что реализация права на выплату пенсии с применением районного коэффициента 1,3 не может быть поставлена в зависимость от регистрации по месту жительства или по месту пребывания пенсионера.

В материалы дела истцом представлено свидетельство №... от 15.08.2013г. о регистрации по месту пребывания Меньшикова О.В., **.**.**, уроженца ********** по адресу: ********** на срок с 14 августа 2013г. по 14 августа 2023г. (л.д.10).

В судебном заседании установлено и подтверждено показаниями свидетелей Л. М. что Меньшиков О.В. фактически постоянно проживает в г.Печоре в квартире 114 дома № 21 по ул.Гагарина вместе со своими родителями. Другая постоянная регистрация Меньшикова по иному месту жительства в паспорте истца отсутствует.

Администрацией МР «Печора» в материалы дела представлена поквартирная карточка, из которой следует, что по адресу: ********** значатся зарегистрированными следующие граждане: Меньшиков В.В., **** (отец истца), Меньшикова Г.П., ****. (мать истца), Меньшиков О.В. зарегистрирован в указанном жилом помещении по месту пребывания на период с 14.08.2013г. по 14.08.2023г. (л.д.12).

Факт проживания истца в г.Печоре также подтверждается его трудовой деятельностью, а именно: в период с 2013г. по 2015г. истец работал в ООО «Частное охранное предприятие Агентство «ЛУКОМ-А-Север» в должности контролера -контрольно- пропускного пункта для работы вахтовым методом в Управление № 2 (г.Ухта), с октября 2015г. по ноябрь 2017г. работал преподавателем ОБЖ на 0,5 ставки в МОУ «СОШ № 2» г.Печоры, сведениями из налогового органа (л.д.52-54, 55-90).

Кроме того Меньшиков О.В. состоит на медицинском учете в ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» и получает рецепты на получение лекарственных препаратов от ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» в рамках реализации ФЗ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», что подтверждается медицинской картой амбулаторного больного, состоящем на учете в Поликлинике №1 ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» и копиями рецептов за 2020-2021г. (л.д.22-37).

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено суду допустимых доказательств того, что истец имеет регистрацию по другому месту жительства и не проживает в г. Печоре.

Таким образом, действия МВД по РК в части приостановления с 01.12.2020г. выплаты пенсии Меньшикову О.В. с учетом районного коэффициента 1,3 нельзя признать обоснованными.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца о признании права Меньшикова О.В. на выплату пенсии за выслугу лет по линии МВД России с учетом районного коэффициента 1,3; обязании МВД по РК возобновить выплату пенсии Меньшикову О.В. с учетом районного коэффициента 1,3 с 01.12.2020 года; обязании МВД по РК произвести перерасчет пенсии Меньшикова О.В. с учетом районного коэффициента 1,3 с 01.12.2020 года, основаны на законе и подлежат удовлетворению в силу вышеизложенной аргументации.

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на которых истец и его представитель настаивали в судебном заседании (ч.3 ст.196 ГПК РФ).

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Печорского межрайонного прокурора в интересах Меньшикова О.В., удовлетворить.

Признать право Меньшикова О.В. на выплату пенсии за выслугу лет по линии МВД России с учетом районного коэффициента 1,3.

Обязать Министерство внутренних дел по Республике Коми возобновить выплату пенсии Меньшикову О.В. с учетом районного коэффициента 1,3 с 01.12.2020 года.

Обязать Министерство внутренних дел по Республике Коми произвести перерасчет пенсии Меньшикова О.В. с учетом районного коэффициента 1,3 с 01.12.2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: судья - С.К. Литвиненко

Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2021 года.

2-449/2021 ~ М-98/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Печорская межрайонная прокуратура
Меньшиков Олег Владимирович
Ответчики
МВД по Республике Коми
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Литвиненко Станислав Константинович
Дело на сайте суда
pechora--komi.sudrf.ru
28.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.01.2021Передача материалов судье
01.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2021Судебное заседание
12.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее